Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.1 Малые предприятия…..………………………………………………4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………6
Заключение………………………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………................9

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
по Экономике:

 

Малые предприятия  и их роль в экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Омск 
2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1.1 Малые предприятия…..………………………………………………4

1.2 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………6

Заключение………………………………………………………………..8

Список  литературы……………………………………………................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством. Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема данной контрольной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день.

 

1.1 Малые предприятия 

 

Как следует  из самого определения, "малое предпринимательство" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.

Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых  форм собственности, наиболее гибкая и  динамичная форма развития предпринимательской  деятельности. Критерии определения  малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала  и др.

Малое предприятие  имеет устав, определяющий вид, предмет  и цели деятельности, его наименование, местонахождение; органы управления и  контроля, их компетенции; порядок образования  имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации и прекращения  деятельности. Государство оказывает  поддержку малым предприятиям путём  создания фондов поддержки и прямого  субсидирования малого предпринимательства.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или в годовом объеме прибыли. Выполняемые виды деятельности, кроме  того, учитываются для применения отдельных льгот по хозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Но малые предприятия, конечно  же, как появляются, так и распадаются  по многим причинам. Например, в германии в 1990 году более 14500 малых предприятий  потерпели неудачу, причем 40% их них  просуществовали не более 5 лет. Доля банкротств, предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Но часто малое предприятие не становится полностью банкротом, что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.

Таким образом, несмотря на большое количество трудностей, и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль малого бизнеса  в экономике

 

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с ними государственные органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязать условия производства, и сбыта, а также качество товаров и цены на них.

У малого бизнеса  проявляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие принципы малого предпринимательства:

1. более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

2. мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новых технических изобретений;

3. более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

4.снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

5.повышение объема оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителю изделиями; ускорить внедрение  несложных технических достижений; полнее удовлетворять потребности  отдельных отраслей населения в  промышленных, строительных и прочих услугах; расширять номенклатуру и  качество услуг; наладить выпуск продукции  малыми сериями. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать  условия для роста заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

Таким образом, основные преимущества малого бизнеса  заключаются, во-первых, в том, что  он обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна…

 

Мелкие и  средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что  малые предприятия способны в  больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы  говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990г. было сосредоточено 40%, а  в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и  средние фирмы по широкому кругу  продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Значение разработок, производимых мелкими  предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.

Обобщая выше изложенное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщённой, все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  мелкие субподрядчики удобны тем, что  они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры  и других осложнений, монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее  десятилетие во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и кооперации производства, в крупные  отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной  продукции, в том числе высокого технического уровня, и довольно успешно  конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями, вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе также достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа данной фирмы. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производственных сил и технологий.

 

Заключение

 

Таким образом, бизнес-планирование является основой  деятельности любого предприятия, в  том числе и малого. Именно на нем основано большинство принимаемых  фирмой решений. Бизнес-план целесообразно  составлять как в самом начале деятельности предприятия малого бизнеса, так и при необходимости принятия важных управленческих решений, таких  как привлечение инвесторов, диверсификация производства, получение кредитов и  т.п.

Все экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на внимание к этой проблеме государства:

1.Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины и т.д.;

2.Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры.

3.Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

4.Не отлаженность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике