27 Невыгодность производства
28 Большая, громоздкая
отчетность
29 Нет льгот
30 Рэкет
31 Невыгодность инвестиций'
и
32 Конкуренция
33 Несовершенство рынка
34 Недоверие западных
партнеров
35 Отрицательное отношение
к предпринимателям
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели
к тому, что законопослушные предприниматели,
организующие бизнес в производственной
сфере, оказались в чрезвычайно
трудном положении, неся большие
затраты, выплачивая высокие налоги
и подвергаясь государственному
и негосударственному рэкету. Отсутствие
четкого механизма реализации государственных
мер по поддержке малого бизнеса,
затруднения в получении кредитов,
производственных помещений и материальных
ресурсов поставили малые предприятия
в неравное положение с крупными.
Это привело к сокращению их роста
и к ориентации преимущественно
на торгово-закупочную и посредническую
деятельность.
Анализ развития предпринимательства
показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли
и посреднических услуг, занимает
доминирующее положение. Кроме
того, существует большое количество
предприятий, зарегистрированных
как производственные или многоцелевые
(выпуск товаров народного потребления,
оказания различных услуг), но, тем не менее,
занимающихся торгово-посреднической
деятельностью как основной.
В Москве, например, где
раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным
данным, один такой кооператив
приходится на несколько десятков
торгово-закупочных. Высокие налоги,
всевозрастающая арендная плата за помещение
и оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной деятельности
и вынуждает направлять основные усилия
не на расширение производства, а на борьбу
за выживание.
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением
капитала, невозможность получения кредитов
на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость
производственной инфраструктуры, нехватка
специализированного оборудования, слабость
информационной базы.
Еще один очень важный
фактор негативного воздействия
на малый бизнес - непрекращающийся
глубокий спад производства. Все
это приводит к тому, что только
часть зарегистрированных предприятий
малого бизнеса оказывается в
не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Как показывает изучение
зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии
малого бизнеса является положение
о том, что малые предприятия
и малое предпринимательство
нуждаются во всесторонней и
стабильной государственной поддержке.
Она осуществляется в различных
формах, в первую очередь путем
стимулирования производства наиболее
приоритетных видов продукции,
предоставления налоговых льгот,
дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных
и научно-технических центров,
развития системы страхования,
организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют
принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных
комплексных программ.
Весьма остра проблема
формирования финансовой базы
становления и развития малого
бизнеса. Для этого ему должны
быть предоставлены определенные
льготы. Это могут быть льготы
по налогообложению. Но проводимая
в нашей стране налоговая политика
не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет
вразрез с установленной в
мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития
экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает"
в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы
нередко оставляют предприятию
лишь 5-10% полученной прибыли). Общее
направление совершенствования
налоговой системы - усиление стимулирующей
роли налогов в развитии производства.
Надо освободить малые предприятия от
налогов на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые льготы на
период становления малого предприятия.
Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного
профиля деятельности. Более низкие ставки
налогов должны применяться для наиболее
важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени
сделаны только самые первые
шаги в правовом и организационном
обеспечении формирования малого
предпринимательства в качестве
особого сектора экономики России.
Действенной системы стимулирования
образования малых предприятий
не существует, как нет и хозяйственного
механизма их поддержки. Не
разработана государственная программа
развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс
первоочередных мер по развитию
малого предпринимательства в
РФ, должен осуществляться в следующих
направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное
обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной
программе должны быть отражены
механизмы денежно-кредитной, налоговой,
бюджетной, и ценовой политики,
материально-технического снабжения,
системы официальных гарантий, которые
обеспечивали бы создание равных
стартовых условий в развитии
предпринимательской деятельности.
В программе необходимо
предусмотреть формирование эффективных
институтов рыночной инфраструктуры,
товарного рынка и рынка ценных
бумаг, инвестиционного и венчурного
предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской
деятельности, а также создание
комплексной государственно-общественной
системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных слоев
населения. Следует также определить меры,
обеспечивающие поддержку внешнеэкономической
деятельности и привлечение иностранных
инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных
программ должны быть привлечены
не столько средства государственного
бюджета, сколько возможности
частного - отечественного, а при
необходимости и иностранного
капитала. Основным же направлением
использования государственных
ресурсов должно стать не выделение
прямых инвестиций, а страхование
и предоставление гарантий под
кредит.
На мой взгляд ,чтобы
нынешняя кампания в поддержку малого
бизнеса имела практический эффект , власти
должны осознать две вещи. Первое-малый
бизнес является частью российского бизнеса
, поэтому невозможно обеспечить поддержку
малого предпринимательства без кардинального
улучшения отечественного бизнес –климата
в целом. Обещанные на Госсовете упрощение
требований по регистрации предприятий,
порядка сертификации и лицензирования
деятельности , сокращение количества
разного рода проверок бизнеса и разрешений
, необходимых для его ведения , борьба
с коррупцией чиновников и установление
предела налоговых изъятий –все это должно
относиться не только к малому но и к среднему,
и к крупному бизнесу.
Второе-малый бизнес
очень разнообразен. Торговая фирма,
владеющая магазином, где заняты четыре
человека-это одно, а инновационная компания,
разрабатывающая новые технологии, совсем
другое, а выделенный в отдельное предприятие
цех машиностроительного завода третье.
И просто глупо вводить для них одинаковые
правила работы.
Заключение.
Социальная значимость МП
определяется массовостью группы мелких
собственников - владельцев малых предприятий
и их наемных работников, общая
численность которых является одной
из наиболее существенных качественных
характеристик любой страны с
развитой рыночной экономикой. Именно
эта группа деятельного населения
обслуживает основную массу потребителей,
производя комплекс продуктов и
услуг в соответствии с быстро
изменяющимися требованиями рынка.
При этом необходимо
учитывать следующие важнейшие
социальные факторы:
· развитие МП способствует
постепенному созданию широкого
слоя мелких собственников (среднего
класса), самостоятельно обеспечивающих
собственное благосостояние и
достойный уровень жизни, являющихся
основой социально-экономических
реформ, гарантом политической стабильности
и демократического развития
общества;
· занятие малым
бизнесом является не только
источником средств к
существованию, но
и способом раскрытия внутреннего
потенциала личности;
· объективно неизбежная
реструктуризация экономики вынуждает
все
большее число граждан
заняться самостоятельной предпринимательской
деятельностью;
· сектор МП способен
создавать новые рабочие места,
а следовательно, может обеспечить снижение
уровня безработицы и социальной напряженности
в стране;
· массовое развитие
МП способствует изменению общественной
психологии и жизненных ориентиров
основной массы населения, является
единственной альтернативой люмпенской
психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние
малого бизнеса в различных
странах достаточно велико, поскольку
эта социальная группа давно
стала основой сформировавшегося
среднего класса, наиболее представительного
по своей численности и являющегося
выразителем политических предпочтений
значительной части населения.
В условиях устойчивого социально-экономического
и политического развития общества
мелкие предприниматели отличаются
наибольшей приверженностью принципам
демократии, политической стабильности
и экономической свободы. Слой
мелких собственников проявляет
наибольшую активность, и даже агрессивность
при возникновении угрозы в отношении
собственности, так как в отличие от крупных
и средних собственников для владельцев
малых предприятий их собственность зачастую
является единственным средством к существованию
и важнейшим способом самовыражения. Средний
класс либо сам формирует свои политические
движения, либо становится объектом борьбы
различных политических сил за голоса
избирателей.
Данный фактор определяет
неразрывность связи МП с интересами
местных и региональных сообществ,
что обусловливает его зависимость
от национальной основы и составляет
питательную среду для его
патриотических настроений. При
этом, как свидетельствует исторический
опыт России, Германии и ряда
других стран, патриотические
настроения в среде мелких
собственников в условиях экономического
спада и политической нестабильности
могут принимать крайние формы
и подталкивать их к поддержке
наиболее экстремистских политических
сил.
Список использованной литературы:
1. Архипов И. Дело избранных
//Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря
-№36
2. Балацкий Е. ,А.Потапова Малый
и крупный бизнес :тенденции становления
и специфика функционирования //Экономист
, 2001г.-№4
3. Брагина Малое предпринимательство
в переходной экономике Юга//Мировая
экономика и международные отношения
,2001г.-№1
4. Бухвальд Е. Малый бизнес
Москвы // Экономист ,2001г.- №8
5. Рубченко М. Многообразие
малостей //Эксперт ,2001 год -№48