Малый бизнес в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.
Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Содержание работы

Введение ....................................................................................................3
Эффективность функционирования малого бизнеса.............................6
Структурные особенности развития малого бизнеса.............................8
Региональные особенности функционирования малого бизнеса........10
Проблемы становления малого бизнеса.................................................11
Заключение...............................................................................................17
Список использованной литературы....................................................19

Файлы: 1 файл

контрольная работа .docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

27 Невыгодность производства

28 Большая, громоздкая  отчетность

29  Нет льгот

30 Рэкет

31 Невыгодность инвестиций' и

32 Конкуренция

33 Несовершенство рынка

34 Недоверие западных  партнеров

35 Отрицательное отношение  к предпринимателям

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста  и к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,  работающих в сфере торговли  и посреднических услуг, занимает  доминирующее положение. Кроме  того, существует большое количество  предприятий, зарегистрированных  как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

 В Москве, например, где  раньше преобладали научно-технические  кооперативы, теперь, по официальным  данным, один такой кооператив  приходится на несколько десятков  торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Но главная причина  сокращения числа малых предприятий  - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

 Еще один очень важный  фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся  глубокий спад производства. Все  это приводит к тому, что только  часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в  не состоянии приступить к  реальному производству продукции.

 Как показывает изучение  зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии  малого бизнеса является положение  о том, что малые предприятия  и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и  стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных  формах, в первую очередь путем  стимулирования производства наиболее  приоритетных видов продукции,  предоставления налоговых льгот,  дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров,  развития системы страхования,  организации материально-технического  снабжения. Важную роль играют  принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных  комплексных программ.

 Весьма остра проблема  формирования финансовой базы  становления и развития малого  бизнеса. Для этого ему должны  быть предоставлены определенные  льготы. Это могут быть льготы  по налогообложению. Но проводимая  в нашей стране налоговая политика  не только не эффективна, но  экономически опасна. Она идет  вразрез с установленной в  мире практикой и современными  мировыми тенденциями развития  экономики. Неоправданно высокое  налогообложение "убивает"  в России малое предпринимательство  (многочисленные налоги и поборы  нередко оставляют предприятию  лишь 5-10% полученной прибыли). Общее  направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

 К настоящему времени  сделаны только самые первые  шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого  предпринимательства в качестве  особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования  образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного  механизма их поддержки. Не  разработана государственная программа  развития малых предприятий.

 По моему мнению, комплекс  первоочередных мер по развитию  малого предпринимательства в  РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное  обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

 Также в государственной  программе должны быть отражены  механизмы денежно-кредитной, налоговой,  бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,  системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных  стартовых условий в развитии  предпринимательской деятельности.

 В программе необходимо  предусмотреть формирование эффективных  институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных  бумаг, инвестиционного и венчурного  предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской  деятельности, а также создание  комплексной государственно-общественной  системы поддержки малого предпринимательства,  включая подготовку и переподготовку  предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 Для реализации данных  программ должны быть привлечены  не столько средства государственного  бюджета, сколько возможности  частного - отечественного, а при  необходимости и иностранного  капитала. Основным же направлением  использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под  кредит.

 На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение требований по регистрации предприятий, порядка сертификации и лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией чиновников и установление предела налоговых изъятий –все это должно относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу.

 Второе-малый бизнес  очень разнообразен. Торговая фирма, владеющая магазином, где заняты четыре человека-это одно, а инновационная компания, разрабатывающая новые технологии, совсем другое, а выделенный в отдельное предприятие цех машиностроительного завода третье. И просто глупо вводить для них одинаковые правила работы.

 

Заключение.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий  и их наемных работников, общая  численность которых является одной  из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с  развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

 При этом необходимо  учитывать следующие важнейшие  социальные факторы: 

 · развитие МП способствует  постепенному созданию широкого  слоя мелких собственников (среднего  класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества;

 · занятие малым  бизнесом является не только  источником средств к

 существованию, но  и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности;

 · объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает  все

 большее число граждан  заняться самостоятельной предпринимательской  деятельностью;

 · сектор МП способен  создавать новые рабочие места,  а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

 · массовое развитие  МП способствует изменению общественной  психологии и жизненных ориентиров  основной массы населения, является  единственной альтернативой люмпенской  психологии и социальному иждивенчеству.

 Политическое влияние  малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно  стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений  значительной части населения.  В условиях устойчивого социально-экономического  и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются  наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности  и экономической свободы. Слой  мелких собственников проявляет  наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

 Данный фактор определяет  неразрывность связи МП с интересами  местных и региональных сообществ,  что обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет  питательную среду для его  патриотических настроений. При  этом, как свидетельствует исторический  опыт России, Германии и ряда  других стран, патриотические  настроения в среде мелких  собственников в условиях экономического  спада и политической нестабильности  могут принимать крайние формы  и подталкивать их к поддержке  наиболее экстремистских политических  сил.

Список использованной литературы:

1. Архипов И. Дело избранных  //Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря -№36

2. Балацкий Е. ,А.Потапова Малый и крупный бизнес :тенденции становления и специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4

3. Брагина Малое предпринимательство  в переходной экономике Юга//Мировая  экономика и международные отношения  ,2001г.-№1

4. Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист ,2001г.- №8

5. Рубченко М. Многообразие малостей //Эксперт ,2001 год -№48

 


Информация о работе Малый бизнес в мировой экономике