Малый бизнес в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Файлы: 1 файл

Российский малый бизнес. Эволюция,проблемы и государственная поддержка.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

 

Роль малого бизнеса в экономике России.

Малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

    • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
    • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
    • ускорение процесса внедрения новых технологий;
    • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
    • глубокую специализацию и кооперацию;
    • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

 

Проблемы малого бизнеса и меры государственной поддержки.

 

Основные проблемы малого бизнеса.

Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы. 
 
По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входя и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены. 
 
Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%.  
 
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.  
 
В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса, хотя и не полностью его остановили. Льготное кредитование есть, но в каждом регионе оно идет разными темпами и на разных условиях. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей.

 

Государственная поддержка малого бизнеса.

 
Как считает российское правительство, всесторонняя поддержка малого бизнеса должна стать одним из приоритетных направлений в развитии экономики нашей страны. Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году включает в себя ряд мер, которые позволят малым предприятиям выжить в сложный экономический период.  Есть регионы, в которых предпринимают определённые меры  по поддержке не только малого, но и среднего бизнеса. Например, правительство Москвы  распространило заявление о том, что программа поддержки малого бизнеса в 2010 – 2012 годах будет касаться и средних предприятий, которые также имеют серьезные проблемы на сегодняшний день.  

 

Основными способами поддержки малого бизнеса в настоящее время является выдача льготных кредитов, упрощение систем регистрации и налогообложения малых предприятий, а также оказания консультаций специалистов предпринимателям.

Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году, которая была разработана правительством Российской Федерации, подверглась некоторой корректировке.  Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью.  

 

Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса.  Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей.  

 

Также правительство Российской Федерации в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.

 

Несмотря на проблемы, связанные с экономическим кризисом, правительство Российской Федерации и региональные власти  планируют не уменьшать финансирование малого бизнеса, а поддерживать малый бизнес в 2010 году даже в большем размере.

По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, объем финансирования  программ, направленных на поддержку малого бизнеса в 2010 году, будет увеличен с учетом инфляции. Всего в фонд поддержки малого бизнеса в Москве будет перечислено около 4 миллиардов рублей. Деньги из фонда будут выделяться, прежде всего, молодым предпринимателям и малым предприятиям, которым необходимо увеличить свои оборотные средства или закупить новое оборудование для производства.

В настоящее время в Москве сосредоточено около 25 % всех малых предприятий, которые находятся на территории Российской Федерации, таким образом, Москва является лидером по развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране. 

Одной из проблем малого бизнеса является обилие проверок со стороны контролирующих органов, которые значительно замедляют развитие предприятий. По решению правительства, в 2010 году будет разработана единая схема проверки малого бизнеса, что позволит значительно сократить расходы государства и упростить работу малых предприятий. Кроме того, правительство Российской Федерации должно разработать программу, благодаря которой лицензию на осуществления предпринимательской деятельности будет получить намного проще.

По мнению некоторых экспертов, в предприятиях малого бизнеса в ближайшей перспективе должно быть занято до 50 % всего дееспособного населения, также должна значительно увеличиться доля ВВП, которая приходится на долю предприятий малого бизнеса. Фактически это означает, что доля малого бизнеса в экономике Российской Федерации должна быть выведена на уровень развитых стран с рыночной экономикой. Для сравнения, доля малого бизнеса в экономике Японии составляет около 80 %.

Одним из основных направлений развития малого бизнеса в 2010 году должно стать развитие производственного сектора и инновационных технологий. По мнению  экспертов, предприятия малого бизнеса в 2010 году будут активно привлекаться для работы над проектами, связанными с развитием энергосберегающих технологий и проведения энергоаудита государственных и частных предприятий.

Кроме государственной программы поддержки малого бизнеса в 2010 году существует ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий и оказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям.  К примеру, фонд поддержки малого бизнеса в Хабаровском крае предлагает начинающим предпринимателям воспользоваться  кредитом на выгодных условиях. Процентная ставка кредита может составлять от 8,75 до 13,75%, а получить кредит может практически любой предприниматель, который только что зарегистрировал свое предприятие или довольно давно занимается частным бизнесом.

Несмотря на все меры, предпринимаемые российским правительством и органами местного самоуправления, многие бизнесмены недовольны работой программ поддержки малого бизнеса в 2010 году. Некоторые конкурсы, которые проводятся для малых предприятий, не пользуются вниманием со стороны предпринимателей, и заказы или кредиты, которые предлагаются на этих конкурсах, остаются невостребованными.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.

Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого бизнеса, именно поэтому  малый бизнес составляет 50 - 60, а в некоторых странах до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой  действий при организации и управлении предприятием.  Денежные средства, вложенные в малый бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в сфере IT.  Создать российскую «силиконовую долину» в ближайшее время вряд ли удастся, но привлечь инвесторов и предпринимателей для работы на этой территории вполне возможно.

В настоящее время правительство Российской Федерации ищет возможность создания определённой «прослойки» малого бизнеса, на данном этапе государственное регулирование малого бизнеса в нашей стране пока еще не может приносить тех  ощутимых результатов, которых ждут от него.

 

Заключение. 
 
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
  2. Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.
  3. Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
  4. В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
  5. Основными проблемами малого бизнеса являются:

Информация о работе Малый бизнес в РФ