Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни нашей страны, развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.
Цель данной работы - произвести характеристику малого бизнеса в России. Выявить особенность малого бизнеса в Краснодарском крае. Выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы малого бизнеса
1.1Понятие малый бизнес и малое предпринимательство
1.2Правовые основы малого бизнеса
1.3Роль и значение малого бизнеса…………………………………….
2. Развитие малого бизнеса в современной экономике России
2.1Доля малого бизнеса в современно экономике России
2.2Статистика в малом бизнесе
2.3Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности
2.4Малый бизнес в Краснодарском крае
3.Проблемы и перспективы малого бизнеса
3.1Преимущества и недостатки малого бизнеса
3.2Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса
3.3Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы…………………………………… (Данный пункт отсутствует в работе!)

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 128.83 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2. Занятость в секторе малого бизнеса по отраслям в Краснодарском крае

Средняя численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства - всего

человек

676174

701438

в том числе по видам экономической деятельности :

     

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

человек

72659

77529

Добыча полезных ископаемых

человек

2717

3342

Обрабатывающие производства

человек

99462

101558

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

человек

4550

4835

Строительство

человек

77374

81726

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

человек

235035

241345

Гостиницы и рестораны

человек

46860

48723

Транспорт и связь

человек

32532

34413

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

человек

57197

58982

из них научные исследования и разработки

человек

1494

1498

Прочие виды экономической деятельности

человек

47788

48985


 

 

Власти Краснодарского края планируют выделить на поддержку МСП в 2009-2012 г. г. 340 млн. руб. Рассматривается возможность масштабной имущественной, финансовой и инфраструктурной поддержки бизнеса. Средства фонда планируется направить на гранты для начинающих предпринимателей, а также на поддержку в получении кредитов в банках для нуждающихся в этом предпринимателей.

Малый бизнес приблизил Кубань к Европе

В конце мая в рамках форума «Дни малого и среднего бизнеса кубанской столицы — 2012». В Краснодарском крае благодаря активности МСБ сформировалась структура экономики уже не российского типа, а близкая к развитым странам Европы.

Краснодарский край во время недавнего кризиса продемонстрировал тенденции, противоположные тем, которые обозначились во многих регионах страны. Здесь не было существенного экономического спада, а восстановление в разных отраслях происходило как раз за счёт сегмента МСБ. «Строительным материалом» для такой экономики послужила потребительская сфера — торговля, сервисные сегменты, общепит. И если власти и финансовые организации продолжат укреплять эту платформу, подчеркнули участники конференции, регион в дальнейшем будет всё меньше подвержен стагнации и экономическим кризисам.

По итогам 2011 года в сфере МСБ было задействовано 947 тысяч человек, то есть каждый пятый житель Кубани. Для развития этого сегмента была разработана краевая программа на 2013–2017 годы, в рамках которой на развитие регионального предпринимательства будет направлено 430 млн рублей.

Развитая сфера предпринимательства характерна для структуры хозяйственного комплекса Кубани. Около 18% занимает малый бизнес в объеме выпуска товаров и услуг региона, что выше среднероссийского показателя на 8 пунктов.

Таким образом, позиция администрации Краснодарского края заключается в создании максимально благоприятного климата для развития малого бизнеса. Эффективным собственникам оказывается помощь в ликвидации административных барьеров, ведется упорядочение процедуры согласований и регистрации, предоставляются налоговые и финансовые преференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы малого бизнеса

3.1Преимущества и недостатки малого бизнеса.

Анализируя опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:  
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;  
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;  
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; 
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;  
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);  
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;  
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);  
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);  
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;  
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; 
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. 
Однако, как показывает, малому бизнесу присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:  
- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; 
- зависимость от крупных компаний; 
- недостатки в управлении собственным делом; 
- слабая компетентность руководителей;  
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; 
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;  
- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. Таким образом, в наших условиях малый бизнес может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

 

 

 

 

 

 

3.2Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса:

 -обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость),

-предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.

 

 
 

Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.

Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны.

Благодаря государственному регулированию, владелец малого бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста.


 

Для государственной имущественной поддержки малого и среднего бизнеса необходимо:

  • организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего бизнеса, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;

  • установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым и средним предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа,

  • вести запрет на взимание с субъектов предпринимательской деятельности платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;

  • установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;

  • упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

 

3.3Перспективы в малом бизнесе

Перспективы развития малого бизнеса в России лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш.

Развитие малого бизнеса довольно часто упирается в невозможность сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с производством продукции, необходимо рассматривать, прежде всего, рынки сбыта.

Перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

 

 

Закономерным и отражающим реальность можно считать следующий вывод: чем больше эффективно действующих и конкурентоспособных предприятий малого размера в определённой отрасли, тем выше в ней темпы экономического роста. Поэтому для экономического благополучия нашего государства жизненно необходимы радужные перспективы развития малого бизнеса.

Для их обеспечения правительству РФ следует проводить ряд мер по таким направлениям, как формирование благоприятной предпринимательской среды путём упрощения регистрации небольших фирм, снижение налогового давления, концентрирование финансов на оказании помощи малым предприятиям.

Вышеперечисленные мероприятия должны благоприятно отразиться на перспективах развития малого предпринимательства в России.

Следует отметить, что субъекты малого бизнеса являются наиболее осведомлёнными в вопросе уровня спроса на локальных (местных) рынках. Эти знания способствуют развитию предприятий малого бизнеса. Собственники небольших фирм отличаются склонностью к сбережениям и к продуманному инвестированию. В большинстве случаев у них высочайший уровень личной мотивации в достижении определённых успехов на экономическом поприще, то есть рынке.

На современном этапе совершенствования экономики дальнейшие перспективы развития малого предпринимательства видятся как необходимая закономерность, которая была вызвана ходом истории, а также новыми потребностями, возникшими в результате развития производственных технологий и сил.

Разумеется, предсказать что-то определённое очень трудно. Современные экономисты не могут сойтись в едином мнении, однако, малый бизнес, как и небольшие предприятия, вряд ли канут в небытие, полностью поглощённые силами крупных компаний.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе мы определили сущность и роль малого бизнеса, рассмотрели современное состояние и проблемы, встречающиеся на пути развития малого предпринимательства в России, а также методы их решения, проанализировали государственное регулирование, выявили перспективы малого бизнеса.

Малый бизнес может явиться тем локомотивом, который приведет к оздоровлению экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране. Так именно малые предприятия, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики в области малого бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Информация о работе Малый бизнес