Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 17:34, реферат
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ . 2
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА. 4
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 4
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 6
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 8
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 10
ОПЫТ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ДЛЯ РОССИИ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 22
Методологический подход , лежащий в основе такого анализа ,состоит в выявлении региональной дифференциации уровней относительной производительности труда малых предприятий . Если региональная производительность труда выше средней по экономике страны, то район благоприятен для малого бизнеса , в противном же случае- малоперспективен. Такой подход вполне обоснован , так как искусственно насаждать малое предпринимательство там ,где оно заведомо неэффективно , нет смысла; и наоборот , там где имеет высокую отдачу , целесообразно стимулировать его расширенное воспроизводство.
Результаты расчетов относительной производительности труда по экономическим районам приведены в таблице 3.При этом взяты только данные за 1998-1999гг. , поскольку за более ранние годы их либо нет ,либо они сомнительны . Заметим также, что эти данные переменчивы .Некоторые регионы в течение одного года могут перейти из разряда перспективных в неперспективные и наоборот . Это связано с огромным влиянием природно-климатических условий. Поэтому при выявлении основных закономерностей формирования регионального малого предпринимательства абстрагируемся от малозначащих деталей .
Из таблицы 3 видно , что малый бизнес наиболее успешен в Северном, Дальневостосточном и Западно-Сибирском экономических районах. Например , в 1999 году относительная производительность труда малых структур в Северном районе была на 42,5 процентных пункта выше аналогичного показателя по стране в целом , а в дальневосточном и Западно-Сибирском – соответственно на 24,4 и 15,1 пункта .Данные районы представляют собой зоны экономической периферии и отличаются тяжелыми природно- климатическими условиями .Но, как ни странно на первый взгляд , здесь малый бизнес наиболее перспективен. Малые предприятия лишь выполняют вспомогательную работу по созданию современной инфраструктуры . Конкуренция же слаба , что дает малым структурам значительный простор в проявлении инициативы .
В Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах малый бизнес не занял достойной ниши. В Волго-Вятском районе его эффективность на 21,2% ниже среднерегиональной величины . В зонах традиционного бизнеса чрезвычайно сильна конкуренция со стороны средних и крупных фирм , которые вытесняют малые структуры в сферы с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Остальные регионы не имеют ярко выраженной тенденции в отношении малого бизнеса.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Таблица 4
Основные проблемы частного предпринимательства в России.
Порядок значимости по мере упоминания |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность партнеров, клиентов |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Недостаток производственных площадей, офисов |
12 |
Действия правительства, властей |
13 |
Коррупция, взятки |
14 |
Недостаток материальной базы |
15 |
Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 |
Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 |
Высокие цены на сырье и материалы |
18 |
Монополия государства, госпредприятий |
19 |
Трудности с арендой |
20 |
Разрыв экономических связей |
21 |
Недостаток информации |
22 |
Недостаток культуры, опыта |
23 |
Необязательность партнеров |
24 |
Проблемы собственности |
25 |
Кадровые проблемы |
26 |
Недостаток собственных средств |
27 |
Невыгодность производства |
28 |
Большая, громоздкая отчетность |
29 |
Нет льгот |
30 |
Рэкет |
31 |
Невыгодность инвестиций' и |
32 |
Конкуренция |
33 |
Несовершенство рынка |
34 |
Недоверие западных партнеров |
35 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |
По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития
предпринимательства
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина
сокращения числа малых предпри
Еще один очень
важный фактор негативного
Все это приводит
к тому, что только часть
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
По моему мнению,
комплекс первоочередных мер
по развитию малого
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной
программе должны быть
В программе необходимо
предусмотреть формирование
Для реализации данных программ должны быть привлечены не
столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
19 декабря 2001года состоялось заседание Госсовета , который после бурного обсуждения утвердил «Концепцию государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации ». Обращаясь к членам государственного совета Владимир Путин сказал :''Всем нам необходимо изменить угол зрения на малое предпринимательство ,без его развития нет устойчивого экономического роста ''.
Минфин, Минэкономразвития , и Министерство по налогам и сборам окончательно согласовали свои предложения по статьям Налогового кодекса , посвященным малому бизнесу. Согласно им небольшие фирмы с доходом не более 10 миллионов рублей в год и численностью работников не более 20 человек не будут платить единый социальный налог и выведут из-под налогообложения капитальные затраты .
На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение требований по регистрации предприятий , порядка сертификации и лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией чиновников и установление предела налоговых изъятий –все это должно относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу.
Второе-малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма владеющая магазином , где заняты четыре человека-это одно , а инновационная компания , разрабатывающая новые технологии, -совсем другое , а выделенный в отдельное предприятие цех машиностроительного завода –третье .И просто глупо вводить для них одинаковые правила работы.