Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 17:34, реферат

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА. 4
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 4
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 6
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 8
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. 10
ОПЫТ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ДЛЯ РОССИИ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Файлы: 1 файл

Реферат. Малый бизнес.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Методологический подход , лежащий в основе такого анализа ,состоит в выявлении региональной дифференциации уровней относительной производительности труда малых предприятий . Если региональная производительность труда выше средней по экономике страны, то район благоприятен для малого бизнеса , в противном же случае- малоперспективен. Такой подход вполне обоснован , так как искусственно насаждать малое предпринимательство там ,где оно заведомо неэффективно , нет смысла; и наоборот , там где имеет высокую отдачу , целесообразно стимулировать его расширенное воспроизводство.

Результаты расчетов относительной производительности труда по экономическим районам приведены в таблице 3.При этом взяты только данные за 1998-1999гг. , поскольку за более ранние годы их либо нет ,либо они сомнительны . Заметим также, что эти данные переменчивы .Некоторые регионы в течение одного года могут перейти из разряда перспективных в неперспективные и наоборот . Это связано с огромным влиянием природно-климатических условий. Поэтому при выявлении основных закономерностей формирования регионального малого предпринимательства абстрагируемся от малозначащих деталей .

Из таблицы 3 видно , что малый бизнес наиболее успешен в Северном, Дальневостосточном и Западно-Сибирском экономических районах. Например , в 1999 году  относительная производительность труда малых структур в Северном районе была на 42,5 процентных пункта выше аналогичного показателя по стране в целом , а в дальневосточном и Западно-Сибирском – соответственно на 24,4 и 15,1 пункта .Данные районы представляют собой зоны экономической периферии и отличаются тяжелыми природно- климатическими условиями .Но, как ни странно на первый взгляд , здесь малый бизнес наиболее перспективен. Малые предприятия лишь выполняют вспомогательную работу по созданию современной инфраструктуры . Конкуренция же слаба , что дает малым структурам значительный простор в проявлении инициативы .

В Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах малый бизнес не занял достойной ниши. В Волго-Вятском  районе его эффективность на 21,2% ниже среднерегиональной величины . В зонах традиционного бизнеса чрезвычайно сильна конкуренция со стороны средних и крупных фирм , которые вытесняют малые структуры в сферы с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Остальные регионы не имеют ярко выраженной тенденции в отношении малого бизнеса.

         Проблемы становления малого бизнеса.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

   Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

 

Таблица 4

Основные проблемы частного предпринимательства в России.

 

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций' и

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка

34

Недоверие западных партнеров

35

Отрицательное отношение к предпринимателям


По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995.

 

   Потеря административного  управления, экономический хаос  и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития  предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических  услуг,  занимает доминирующее  положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

   В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина  сокращения числа малых предприятий -низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

   Еще один очень  важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

   Все это приводит  к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить  к реальному производству продукции.

   Как показывает  изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема  формирования финансовой базы  становления и развития малого  бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство  (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию  лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени  сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

 

 

   По моему мнению, комплекс первоочередных мер  по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в  следующих направлениях:

-  нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное  обеспечение;

-  внешнеэкономическая  деятельность.

   Также в государственной  программе должны быть отражены  механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

   В программе необходимо  предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

   Для реализации  данных программ должны быть  привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

19 декабря 2001года состоялось заседание Госсовета , который после бурного обсуждения утвердил «Концепцию государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации ». Обращаясь к членам государственного совета Владимир Путин сказал :''Всем нам необходимо изменить угол зрения на малое предпринимательство ,без его развития нет устойчивого экономического роста ''.

Минфин, Минэкономразвития , и Министерство по налогам и сборам окончательно согласовали свои предложения по статьям Налогового кодекса , посвященным малому бизнесу. Согласно им небольшие фирмы с доходом не более 10 миллионов рублей в год и численностью работников не более 20 человек не будут платить единый социальный налог и выведут из-под налогообложения капитальные затраты .

На мой взгляд ,чтобы нынешняя кампания в поддержку малого бизнеса имела практический эффект , власти должны осознать две вещи. Первое-малый бизнес является частью российского бизнеса , поэтому невозможно обеспечить поддержку малого предпринимательства без кардинального улучшения отечественного бизнес –климата в целом. Обещанные на Госсовете упрощение требований по регистрации предприятий , порядка сертификации и лицензирования деятельности , сокращение количества разного рода проверок  бизнеса и разрешений , необходимых для его ведения , борьба с коррупцией чиновников и установление предела  налоговых изъятий –все это должно относиться не только к малому но и к среднему, и к крупному бизнесу.

Второе-малый бизнес очень разнообразен. Торговая фирма владеющая магазином , где заняты четыре человека-это одно , а инновационная компания , разрабатывающая новые технологии, -совсем другое , а выделенный в отдельное предприятие цех машиностроительного завода –третье .И просто глупо вводить для них одинаковые правила работы.

Информация о работе Малый бизнес