Марксизм и традиции европейской политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении марксизма и традиций европейской политической мысли.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть политическую концепцию марксизма;
2) охарактеризовать место марксизма в европейской политической традиции.

Содержание работы

Введение
1. Политическая концепция марксизма
2. Место марксизма в европейской политической традиции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реф по политологии.docx

— 24.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное и образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Экономический анализ»

 

Тема: «Марксизм и традиции европейской политической мысли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнил : Студент группы №    ЗЭУ-463

                                           Ф.И.О. Орешина Э.Р.

                                                  Проверил : Ангеловская М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              г.Шумиха-2015 г

 

 
Оглавление 
 
Введение  
1. Политическая концепция марксизма  
2. Место марксизма в европейской политической традиции  
Заключение  
Список литературы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. 
Актуальность работы заключается в рассмотрении политического марксизма, явившемся одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии. 
Цель работы состоит в изучении марксизма и традиций европейской политической мысли. 
Достижение цели предполагает решение ряда задач: 
1) рассмотреть политическую концепцию марксизма; 
2) охарактеризовать место марксизма в европейской политической традиции. 
В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX ― начале XX вв. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места. 
 
1. Политическая концепция марксизма 
 
В середине XIX в. развивается марксизм ― теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Его основоположники ― Карл Маркс (1818-1888 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) ― связали свое учение с интересами рабочего класса ― самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода. 
Уже в начале своей деятельности К. Маркс занял радикальную и противоположную либеральной позицию: вместо эволюции предложил революционную борьбу. В труде «Немецкая идеология» (полностью был опубликован в 30-х годах ХХ ст.) был сделан решительный вывод, что каждый класс, который стремится к властвованию, «должен, прежде всего, завоевать себе политическую власть» [1; с. 317]. 
Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были особенно актуальны, то К. Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, про гегемонию пролетариата в революции («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы»), понятие диктатуры пролетариата («Письма к Вейдэмееру»), про необходимость политического союза пролетариата с крестьянством, про конечность слома старой буржуазной государственной машины в случае победы революции и создание новой системы («Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»). Притом большинство идей опирались на опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций. 
В 1867 году был опубликован первыйтом «Капитала», в котором К. Маркс доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма, описал основные черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество должно было бы опираться на общественную собственность на средства производства, общественное равенство и социальную справедливость. Понятно, что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества. В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал, что «завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость, но и великая обязанность» [4; с. 96]. 
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были: 
― доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство ― продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса; 
― мессианское предназначение пролетариата ― осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса; 
― необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии «могильщика» капитализма; 
― для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа; 
― центральная идея марксисткой политической теории ― идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата ― соединение законодательной, исполнительной и судебной власти; 
― чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительнуюидеологическую борьбу с классовыми противниками [3; с. 187]. 
Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился во многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. 
Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. 
 
2. Место марксизма в европейской политической традиции 
 
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX ― начале XX вв. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: 
― абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; 
― использование насильственных (революционных ― часто преступных) форм социально-политических преобразований; 
― преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическим развитием общественной жизни; 
― нетерпимость к инакомыслию; 
― отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др. [1; с. 326]. 
Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткойтеории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей «Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии». В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции. 
Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами «ревизионистскими», «оппортунистическими» (соглашательскими) изложил Э. Бернштейн (1850-1932 гг.), редактор органа немецких социал-демократов «Социал-демократ», в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Он считал, что в новых условиях конца XIX в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего ― в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом. 
Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938 гг.), хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего за отказ от «революционной диктатуры пролетариата», К. Каутский был заклеймен как «ренегат» и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика [5; с. 347]. 
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей ― пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя запоявлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть. 
Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего ― представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический принцип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в ― У. Пальме (Швеция), В. Брандт (ФРГ), Ф. Гонсалес (Испания). 
 
Заключение 
 
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился во многих странахмира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. 
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX ― начале XX вв. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места. 
Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. 
Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего ― представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. 
 

 

Список литературы 
 
1. Воробьев, К.А. Политология / К.А. Воробьев. ― М.: Академический проект, 2007. ― 432 с. 
2. Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса / Л.Е. Гринин. — М.: УРСС, 2007. — 349 с.. 
3. Ильин, В.В., Панарин, А.С. Философия политики / В.В. Ильин, А.С. Панарин. — М.: Издательство МГУ, 2006. — 284 с. 
4. Кожев, А. Понятие Власти / А. Кожев. — М.: Праксис, 2007. — 182 с. 
5. Панарин, А.С. Политология / А.С. Политология. ― М.: Гардарики, 2008. ― 480 с. 
6. Штёкль, К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна / К. Штёкль // Вопросы философии. — 2007. — № 8. — С. 34-46.


Информация о работе Марксизм и традиции европейской политической мысли