Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:36, контрольная работа
Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882) – бросил учебу в колледже при университете Лондона, в котором обучался химии и металлургии, когда 1847 г. разорился его отец. Из-за этого ему пришлось пойти на работу на монетный двор, который находился в Сиднее в Австралии. Работа позволяла ему уделять время своим увлечениям. Уильяму Джевонсу были интересны такие науки, как метеорология, экономика. Еще в юном возрасте Джевонс очень серьезно увлекался фотографией и сбором статистических данных, а также интересовался проблемами железнодорожного транспорта.
1. Биография У. С. Джевонса………………………….……………………………….…….3
2. Теория маржинализма. Методологические принципы маржинализма………….…… ..4
3. Маржинальная теория ценности и её преимущества………………………………….…6
4. Маржинальная революция. Причины и последствия……………………………………7
5. Теория полезности У. С. Джевонса……………………………………………………….8
6. Теория обмена У. С. Джевонса ………………………………………………….............10
7. Теория предложения труда У. С. Джевонса…………………………………………….12
8. Особенности методологических и теоретических позиций У. С. Джевонса………….13
9. Список использованных источников………………………………………………….…15
10. Тесты по темам по дисциплине «История экономических учений»…………………..16
По мнению Джевонса, последняя степень полезности – это бесконечно малый прирост благ. Представители австрийской школы считали это понятие некорректным, а Джевонс по этому поводу придерживался противоположного мнения, хотя и с оговоркой. Это понятие должно относиться не к одному человеку, а ко всей нации вообще. Здесь возникает небольшая проблема, ведь закон убывания предельной полезности создан на основе и именно для одного человека. Но, по словам Джевонса, то, что выведено в теории для отдельного человека, должно быть проверено на практике.
По мнению Джевонса, надо распределять оптимальные потребления благ таким образом, чтобы последняя степень полезности оставалась одинаковой:
v1 p1 q1 = v2 p2 q2 = ... = vn pn qn,
где v – последняя степень полезности;
р – вероятность;
q – коэффициент близости во времени;
1, 2, п – моменты времени.
Цену у товара Уильям Джевонс определяет так же, как представители австрийской школы меновую ценность, т. е. опираясь только на предельную полезность. В таком процессе издержки прямого участия, собственно, не принимают. Они лишь в состоянии косвенно влиять на объем предлагаемых благ на рынке. По этому поводу Джевонс даже формирует цепочку зависимости, которую можно представить в следующем виде: предложение определяется производственными издержками => последняя степень полезности определяется существующим предложением => ценность определяется последней степенью полезности.
Эта так называемая цепочка Джевонса «растянута» во временных рамках, т. е. если пришла пора определить ценность, следовательно, предложение уже было определено раньше. Поэтому предложение и спрос нельзя определить в один и тот же момент, как предлагал Альфред Маршалл.
Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
Теорию обмена Джевонс вывел из своей же теории полезности. Теория обмена стала также и теорией ценности. Понятие «ценность» очень многогранно: это и меновая ценность, и потребительская ценность и т. д. По словам Джевонса, следует использовать слово «ценность» для понятия меновой ценности. Меновая ценность – это пропорция при обмене разнородных благ (одного на другое). Она способна стать меновой пропорцией на открытом рынке, где все и всем доступно.
Торгующими сторонами на рынке могут быть как отдельные люди, так и группы какой-либо профессии, а возможно, и население целой страны или континента. Понятие «торгующие стороны» Уильяму Джевонсу пришлось ввести в оборот, потому что ему хотелось распространять свою теорию на реальных рынках, где существует огромное количество покупателей и продавцов. Его теория индивидуального обмена основана на теории предельной полезности. Однако Френсис Эджуорт вскоре пришел к выводу, что такое рассуждение по крайней мере некорректно, если не сказать нелепо, потому как средняя предельная полезность блага для группы людей зависит впоследствии от распределения благ как до обмена, так и после него, поэтому опираться на такое объяснение практически невозможно. Из-за всего этого у Джевонса не получилось вывести рыночную меновую ценность благ исходя из их предельной полезности. Поэтому его теория всего лишь описывает случай индивидуального обмена.
На этой схеме можно в общих чертах обрисовать теорию обмена Джевонса. На оси абсцисс откладывают те товары, которые собираются обменять. Предположим, это хлеб и рыба. Количество хлеба на нашей схеме возрастает справа налево, количество рыбы – наоборот. По оси ординат откладываем предельную полезность двух этих товаров. Соответственно мы получаем, что предельная полезность хлеба теперь возрастает слева направо, а рыбы – справа налево. Назовем одну сторону А, другую В. Предположим, что, до того как они обменялись, у них было а единиц рыбы (сторона А) и b единиц хлеба (сторона В). После того как они обменяли часть своих товаров на товары друг друга, количество их первоначальных товаров сдвинулось в точки a' и b' соответственно. Исходя из этого полезность зерна представляет собой aa'gd, а полезность мяса в этот момент выглядит как aa'ch, поэтому чистый прирост полезности можно представить в следующем виде: hdgc. Из этого можно сделать вывод, что для А интересно обмениваться до точки м, соответственно для В выгодно то же самое.
Теория предложения труда
По словам Джевонса, труд – очень неприятное, довольно-таки муторное и тягостное занятие. Чаще всего труд представляет собой отрицательную полезность. Если увеличить затраты времени на труд, то автоматически возрастают и тяготы труда. Мы можем представить чистую полезность труда на следующей схеме:
Когда человек начал работу, то, для того чтобы втянуться в нее и начать получать удовольствие, требуется определенный промежуток времени. На этой схеме он представлен отрезком аb. После того как человек втянулся в работу, проходит какой-то промежуток времени, прежде чем работа начинает надоедать и вызывать тоскливые мысли о том, что эту работу надо обязательно сделать к определенному промежутку времени. Такой волшебный промежуток обозначен на схеме отрезком bc. Поскольку силы человека все же небезграничны, усталость начинает проявлять себя, поэтому падают как производительность, так и удовольствие от своего труда. Упадок производительности представлен на схеме отрезком cd. Когда же следует заканчивать работу? Чтобы узнать, как следует ответить на данный вопрос, потребуется провести кривую полезности продукта, точнее – кривую последней степени. Из вышеприведенной схемы можно понять, что работу стоит прекратить в точке т, потому как в этой точке последняя степень полезности продукта (отрезок mq) равна степени неполезности труда (отрезок md). Тоже самое можно представить в виде следующей формулы:
Δu : Δх = 3l : Δх,
где u – полезность;
l – тяготы труда;
х – объем продукта.
Исходя из вышенаписанного можно сделать заключение, что теория труда Уильяма Джевонса чисто субъективна.
Особенности методологических и теоретических позиций У. С. Джевонса
Субъективизм маржинальных идей в трудах У. Джевонса очевиден из следующего.
Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса, о чем свидетельствует, в частности, его трактовка главной задачи экономической науки: «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного» 1.
Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У. Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя в свою очередь зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не принимал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем «открыли» А. Маршалл и В. Парето.
И, в-третьих, У. Джевонс разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена») и основание считать его одним из родоначальников маржинализма.
Меньшая популярность вплоть до конца XIX в. трудов У. Джевонса (равно как и Л. Вальраса) была вызвана главным образом математической формой самовыражения, которая все еще не воспринималась читателями, не желавшими как бы по инерции находить ответы по социальной проблематике в математических уравнениях и прочих средствах математики. Вместе с тем ни тот, ни другой (и, конечно, К. Менгер) не «вторгались» с помощью математических средств маржинализма в сферу производства, в том числе никто из них не строил ни кривых спроса, ни кривых предложения, хотя У. Джевонс был к этому, казалось бы, ближе других, учитывая возможность, которую давали ему построения кривых издержек производства.
______________________________
1Блауг М. Указ. соч. С. 276.
У. Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама, интерес к которым возродился еще в середине XIX столетия. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий возможно приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения. Поэтому представляется, что высказывание У. Джевонса о том, что Д. Рикардо «перевел поезд экономической науки на ложный путь», явилось бентамовской реакцией на классовую позицию своего соотечественника. Кроме того, его утверждение — «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды» — почти созвучно основному постулату И. Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны давать... Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем»1.
_____________________________
1Бентам И. Введение в основания
нравственности и законодатель-
ства/Бентам И. Избр. соч. Т. I. СПб. 1867. С.
1.
Список использованных источников
Тесты по темам ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.
Экономические учения Древнего мира и средневековья
1. История
экономических учений берет
1) натурально-хозяйственной идеологии
2. Изучение
истории экономических учений
позволяет выявить, что
2) неоднонаправленное развитие
3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее:
3) прошлое и настоящее
4. Предмет
изучения истории
3) отдельных
экономистов и школ
5. Выразители
экономической мысли
2) натурально-хозяйственные отношения
6. Завершающим этапом
эпохи экономических учений
1) меркантилизма
7. Вытеснение
предыдущего этапа или
3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления
8. Этап идеализации принципов
«чистой» экономической науки
имел место в эпоху
2) нерегулируемой рыночной экономики
9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:
5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства
10. Аристотель относит к сфере хрематистики:
4) ростовщичество и торгово-посреднические операции
11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:
2) результат соглашения между людьми
12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:
4) затратный и морально-
Тема 2. Меркантилизм – первая концепция
рыночной экономической теории
1. На этапе приоритетной
роли в экономической науке
меркантилизма доминировала
1) протекционизма
2. Предметом изучения меркантилизма является:
1) сфера обращения (потребления)
3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма
является:
4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это:
1) деньги золотые и серебряные
5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
5) превышение экспорта над импортом
6. Порчей национальной
монеты правительство
1) раннего меркантилизма
7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране:
1) координирующими мерами государства
8. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: