Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:59, реферат
Экономические блага – это любые предметы, процессы, явления, способные удовлетворить ту или иную потребность человека, свободно или ограниченно обменивающиеся на рынке. Важной характеристикой явля-ется также ограниченность благ в количестве по сравнению с человеческими потребностями.
Чем же экономическое благо отличается от обычного?
Рассмотрим подробнее нематериальные и материальные экономические блага.
Введение
Мы живем в мире потребностей, и потребности эти безграничны – как только человек удовлетворяет одни, тут же возникают другие, более высокого уровня. В широком смысле этого слова, благо – это то, что может удовлетворить потребности человека любого рода: физиологические, моральные, ментальные и так далее. Поскольку экономика исследует вопросы обмена, то экономическое благо – это такое благо, которое может быть обменено на другое благо на взаимовыгодных для контрагентов условиях. Если есть возможность обмена, то есть и некая цена, устанавливаемая под влиянием спроса и предложения. Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: экономические блага – это любые предметы, процессы, явления, способные удовлетворить ту или иную потребность человека, свободно или ограниченно обменивающиеся на рынке. Важной характеристикой является также ограниченность благ в количестве по сравнению с человеческими потребностями.
Чем же экономическое благо отличается от обычного? Все дело в возможности обмена блага на другие блага. Таким образом, человек не может получить экономическое благо даром – ему обязательно нужно дать что-то взамен. Отметим, что наряду с экономическими, существуют также и даровые блага, такие, как солнечный свет, удовлетворяющий потребности в освещении и тепле, или воздух, дающий возможность дышать. Согласно определению, предложение этих благ настолько велико, что равновесная цена становится равной нулю. Например, интересная ситуация происходит с водой: будучи от природы даровым благом (для того, чтобы напиться из реки, не нужно ничего платить), она после очистки, хлорирования, фильтрации и доставки по водопроводу становится благом экономическим. Отметим также, что не все, что достается бесплатно, является даровым: к примеру, фильм, загружаемый пользователем через торрент-трекер, достается ему бесплатно, однако формально он является объектом монопольного авторского права создателя, и официально может распространяться лишь за деньги.
Поскольку понятие «экономическое благо» включает в себя практически неограниченный перечень всевозможных товаров, услуг и продуктов интеллектуальной собственности, принято их некоторым образом классифицировать. Классификация по возможности выявления ценности предполагает разделение экономических благ на блага явной ценности (которая видна еще до покупки), блага скрытой ценности (которую можно определить, лишь купив товар), и блага доверия, ценность которых проявляется лишь через некоторое время после покупки и использования. Так, благом явной ценности может быть любой овощ или фрукт – по его внешнему виду можно определить его качество еще до приобретения. Примером блага со скрытой ценностью может служить коробка конфет – до того, как мы оплатили ее стоимость и открыли, мы не сможем определить качество и ценность ее содержимого. А типичное благо доверия – это лекарства, действие которых проявляется лишь после прохождения курса лечения. Также экономические блага классифицируют по участию в потребительской корзине, а также зависимости их потребления от уровня цен и доходов покупателя. Согласно этой классификации различают блага первой необходимости, обычные и статусные блага.
Рассмотрим подробнее нематериальные и материальные экономические блага.
1 Материальные и нематериальные экономические блага
Материальные блага — категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера.
Материальные блага включают:
Материальные блага, которые человек использует в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага:
Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишённые экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выражения.
К ним относятся: имя, жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу законов.
Материальные блага, используемые людьми
в процессе своей жизнедеятельности, могут
различаться между собой по различным
признакам.
Принято различать материальные блага,
данные природой и произведенные людьми;
потребительские и инвестиционные; частные
и общественные; воспроизводимые и невоспроизводимые
(уникальные).
Природа дает человеку воздух, воду, землю.
Эти природные материальные блага – условие
существования человеческого общества.
Без них жизнь человека невозможна.
Однако, человек
- единственное существо на планете, способное
преобразовывать природные вещества (сырьё)
в необходимые ему конкретные предметы.
Таковые появляются в результате производительной
деятельности и, следовательно, называются
произведенными материальными благами.
Природные или произведенные материальные
блага, предназначенные для личного, семейного,
группового, ассоциированного потребления,
являются потребительскими благами. К
их числу относятся, например, бытовая
техника, мебель, одежда, продукты питания.
Инвестиционные
материальные блага включают в себя сырье,
машины, оборудование, комплектующие изделия,
которые необходимы для производства
других материальных благ, оказания услуг
и выполнения работ. В зависимости от того,
кто именно является потребителем материальных
благ, сами материальные блага разделяются
на частные и общественные. К примеру,
домашний автомобиль – это частное благо.
Общественный
парк, посещением которого наслаждаются
многие граждане, становится общественным
благом. Материальные блага могут быть
воспроизводимыми и уникальными. Уникальными
являются те из них, которые не могут быть
воспроизведены в силу различных обстоятельств.
Остальные материальные блага являются
воспроизводимыми. И материальные блага,
и услуги, работы могут существовать потенциально,
в том числе в нашем воображении, и фактически,
реально. Фактическое наличие любых благ,
как материальных, так и нематериальных,
фиксируется в тех случаях, когда потребность
людей в таких благах совпадает с их предложением.
По критерию соответствия
потребности в благах и предложения благ
целесообразно выделить свободные блага
и ограниченные блага. Свободными или
постоянно доступными благами являются
те из них, потребность в которых всегда
может быть удовлетворена.
Таковыми могут быть
лишь некоторые природные материальные
блага, используемые в обычных обстоятельствах,
например, такое природное благо, как воздух.
Все остальные материальные и нематериальные
блага являются относительно ограниченными.
Это значит, что размеры потребности в
них всегда превышают размеры их предложения.
Относительная ограниченность благ возникает
по разным причинам.
Таковыми являются опережение
развития потребностей людей по сравнению
с динамикой предложения благ (так называемое
«возвышение потребностей»); относительная
ограниченность природных ресурсов как
потенциальных источников сырья для создания
готовой продукции; относительная ограниченность
производственных возможностей людей,
участвующих в создании готовой продукции;
относительная неравномерность географического
распределения природных материальных
благ, сырьевых и людских ресурсов, а также
людей как обладателей потребностей в
благах; различия в показателях соответствия
размеров и состава потребностей, с одной
стороны, а также состава и размеров предложения
благ, - с другой.
Названные причины
обусловливают относительную ограниченность
и материальных, и нематериальных благ.
Крайней степенью относительной ограниченности
благ является их редкость. Если относительная
ограниченность благ не выражается в их
редкости, принято говорить об их относительной
недостаточности.
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности
людей и косвенно
Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.
Экономические блага — это материальные и
нематериальные предметы, точнее, свойства
этих предметов, способные удовлетворять
экономические потребности. Экономические
потребности — одна из основополагающих
категорий в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли
экономические потребности за счет готовых
благ природы. В дальнейшем абсолютное
большинство потребностей стало удовлетворяться
за счет производства благ. В рыночной
экономике, где экономические
блага продаются
и покупаются, их называют товарами и услугами
(часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические
потребности обычно превышают возможности
производства благ. Говорят даже о законе
(принципе) возвышения потребностей, который
означает, что потребности растут быстрее
производства благ. Во многом это происходит
потому, что по мере удовлетворения одних
потребностей у нас тут же возникают другие.
Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки, как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.
Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.
Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.
3
Взаимодополняемые и
блага
Экономисты различают два типа взаимозависимости, которые нам полезно знать: взаимозаменяемость и взаимодополнительность. Каждый из них может быть отмечен и в области спроса, и в области производства. Примеры взаимозаменяемых потребительских товаров: плащи и зонты, пиво и пепси-кола, говядина и курятина... Взаимозаменяемые ресурсы производства — это кирпич и бетон, хлопковолокно и синтетическое волокно, уголь и торф...
Взаимозаменяемость редко
Труд и рабочие машины
могут в одних случаях быть взаимозаменяемыми
ресурсами, в других же случаях — взаимодополняющими.
То же самое можно сказать о труде и земле,
капитале и земле. Мы помним, что классики
считали все три ресурса только взаимодополняющими,
а неоклассики стали рассматривать их
как в определенной мере взаимозаменяемые.
Экономисты выработали более четкие определения обоих типов
На самом деле взаимозаменяемость товаров гораздо шире, чем показывают приведенные выше примеры. Это вытекает из того, что покупательный фонд потребителя всегда ограничен его доходом. Потребителю всегда приходится делать выбор: на что лучше потратить свой доход, чтобы достичь максимальной совокупной полезности. В условиях инфляции, которая обесценивает наши доходы, мы часто замечаем, что потребление одного товара приходится заменять потреблением другого, не столь качественного, но зато более дешевого и при этом все же удовлетворяющего соответствующую нашу потребность.
Все сказанное в этом разделе имеет целью показать, что, если мы хотим получить действительно достоверную функцию спроса (или предложения) для товара "икс", в эту функцию следует включить не только цену данного товара, но и цены всех товаров. Ибо мы заранее не знаем, в каком отношении находится товар "икс" с любым другим товаром и находится ли он с этим товаром в каком-либо из двух отношений взаимозависимости вообще.
Товары-заменители оказывают серьезное влияние на эластичность спроса. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть авто владельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая
тенденция изменения
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Практикум
1. Примером экономических благ может быть:
1) солнечная энергия;
Информация о работе Материальные и нематериальные экономические блага