Механизм действия законов спроса и предложения. Рыночное равновесие и пути (модели) его установления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 01:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2
1. Совокупный спрос……………………………………………………..4
2. Совокупное предложение……………………………………………..9
3. Макроэкономическое равновесие: достижение равенства совокупного спроса и предложения…………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………….22

Файлы: 1 файл

№7.docx

— 142.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

     Введение…………………………………………………………………...2

  1. Совокупный спрос……………………………………………………..4
  2. Совокупное предложение……………………………………………..9
  3. Макроэкономическое равновесие: достижение равенства совокупного спроса и предложения…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также  как они изменяются с течением времени.

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

1. Совокупный спрос

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все
товары и услуги, производимые в экономике. Совокупный
спрос — реальный объем производимой в обществе (по сути, ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и
формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный
спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные
закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию,
произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех
компонентов: AD= С+/+ G+Xn,
где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; / —
валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные
закупки товаров и услуг; Хп — чистый экспорт. Анализ совокупного спроса во многом аналогичен анализу
индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос
воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако
объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивидуальным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффекты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, поскольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения
цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную
зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен
в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей
предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем
дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый
множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос. Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и
объемами совокупного спроса объясняется следующими закономерностями.

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает
как плата за использование заемных средств. Эффект процент ной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и
уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в
обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает,
что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге
уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие
совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инвестиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высоки» процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потребительских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен
обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную
цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» богатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в экономике происходит обесценивание накопленного богатства.
I) этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные
составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта
зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень
цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители
будут приобретать больше импортных и меньше отечественных
товаров, а иностранные потребители сократят покупки товаров,
произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса. Все перечисленные факторы обуславливают изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса (рис. 14.1).

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и
неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и
неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на крупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить
к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет)
или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на
рис. 14.2. Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых
факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы
государственных закупок товаров и услуг и величину чистого
экспорта.

Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:

1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние
населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут
пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста
сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что
есть падение совокупного спроса, имеет место при неизменном
общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня
нем (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.

2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают
значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения
сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится
вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность
население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они
могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.

4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше
уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного
уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т.е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть связано с:

1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше
совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае,
и отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной
ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике
под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения
объема денежной массы, находящейся в обороте.

2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относительно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвестиционные товары и сдвигают кривую AD вправо.

3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к
снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного
спроса.

4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприятии неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в
приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществляться инвестиционные расходы.

5. Существующим уровнем технологии и быстротой морального старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испытывают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос. Динамика государственных расходов будет определяться целями макроэкономической политики, проводимой правительством.
Так, в случае осуществления стимулирующей политики государство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к
росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживающей экономической политики будет иметь следствием обратный
результат — совокупный спрос будет сокращаться. Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут
быть вызваны:

1. Изменением уровня ВВП в странах-торговых партнерах.
Чем выше ВВП в этих странах, тем выше уровень их благосостояния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличивается спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экспортирует страна, AD которой мы изучаем. В таком случае будет
расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны иностранных покупателей расширил национальный экспорт. Увеличение Хп будет означать и возрастание совокупного спроса.

2. Динамикой валютных курсов. Так, обесценивание национальной валюты по отношению к валютам других стран увеличивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Х„ будет расти, будет
расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты,
естественно, будет иметь обратный результат.

 

 

2. Совокупное предложение

По аналогии с понятием «совокупный спрос» можно выделить агрегированный показатель, который будет отражать сторону предложения на национальном рынке. Речь идет о категории
совокупное предложение. Совокупное предложение — реальный
объем производства в экономике (ВВП), который производители
готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения
представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость
между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту
зависимость можно показать графически (рис. 14.3).

На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или
классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный,
отрезок. Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Q
не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка
производственных мощностей и значительная безработица, т. е.
экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла.
Находясь в состоянии кризиса или депрессии, экономика может
наращивать объемы производства без заметного увеличения цен
на производимую продукцию. Рост объемов производства на отрезке до Q практически при нулевом росте цен возможен за счет использования свободных экономических ресурсов, которые из-за кризиса в экономике «выпали» из процесса общественного воспроизводства. Все эти ресурсы можно вовлечь в производство при неизменных ценах ресурсного рынка. А поскольку предприниматели приобретают экономические ресурсы по
твердым ценам, то их издержки на производство единицы продукции при расширении объема выпуска не увеличиваются.
Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции
фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые товары будут постоянны.

Информация о работе Механизм действия законов спроса и предложения. Рыночное равновесие и пути (модели) его установления