Механизм фискальной политики машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может сокращать свои доходы, т.е. уменьшать налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Содержание работы

1.Регулирование машиностроения и фискальная политика государства 3
2.Механизм фискальной политики машиностроения 5
Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (Автосохраненный).doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛАБУЖСКИЙ  ФИЛИАЛ ГОУ ВПО.

 КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по курсу: Экономика машиностроения

на тему: Механизм фискальной политики машиностроения

 

 

 

 

 

                                                 Выполнила: студентка 22572 группы

                                                 Исаева Н.В.

                                                 Проверила: Вдовина Т.Е.

 

 

 

 

 

Елабуга 2012

 

Содержание

 

1.Регулирование машиностроения и фискальная политика государства

Машиностроение  — это отрасль, включающая в себя множество подотраслей. По сравнению с другими отраслями промышленности машиностроение является самой сложной и дифференцированной отраслью.

Предприятия машиностроения объединяются в машиностроительный комплекс, который наряду с агропромышленным, строительным, топливно-энергетическим комплексами служит объектом статистического учета, анализа и государственного регулирования.

Фискальная  политика государства. Понимается регулирование экономики посредством налогообложения, государственного бюджета с целью ее стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время  спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может сокращать свои доходы, т.е. уменьшать налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым  существенным образом влияет на предпринимательскую  деятельность. Ведь налоговое бремя  может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет  оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функионируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных  расходов в определенных случаях  приводит к снижению дефицита госбюджета, а, следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике  существуют механизмы самоорганизации  и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически изменять налоговые поступления, выплачивать социальные пособия и др. В качестве подобного стабилизатора может выступать прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономической го кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

2.Механизм фискальной политики  машиностроения

Необходимость государственного регулирования машиностроения очевидна. Кризис переходной экономики затронул все отрасли народного хозяйства, в том числе и предприятия машиностроения.

Государственное регулирование  машиностроения может осуществляться с помощью таких инструментов, как:

1) фискальная политика — регулирование государственным бюджетом и налогообложением экономики с целью ее стабилизации и оживления. Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Продуманная фискальная политика способна оказывать стимулирующее влияние на развитие машиностроительного комплекса в целом. Это может быть предоставление налоговых льгот предприятиям машиностроения. Заметный эффект дает налоговое стимулирование отраслей—потребителей машиностроительной продукции

2) финансово-кредитная политика — целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. В данном случае развитие машиностроения может стимулироваться льготным кредитованием, как самих машиностроительных предприятий, так и их потребителей

3) инвестиционная  политика государства — с ее  помощью государство непосредственно  может воздействовать на темпы роста объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функций основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Это может достигаться при осуществлении государством целенаправленной финансово-кредитной и налоговой политики, предоставлении самых различных льгот предприятиям, инвестирующим реконструкцию и техническое перевооружение производства, создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Основной задачей государства в данной области является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности предприятий машиностроения;

4) внешнеэкономической  политика государства (таможенные тарифы, протекционизм, принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры) — государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику. Данный инструмент является наиболее действенным в отношении машиностроения. Регулируя импорт продукции машиностроения, государство тем самым может ограничивать конкуренцию со стороны иностранных производителей, продукция которых является более качественной. Регулируя объем импортной продукции, государство регулирует спрос на отечественную продукцию машиностроительного комплекса.

Таким образом, осуществляя политику в отдельных  областях и сферах экономики, государство  задает параметры системы функционирования предприятий машиностроительного комплекса.

В соответствии с группировкой отраслей машиностроения на отрасли импортозамещения и отрасли экспортной ориентации направления государственного регулирования данных отраслей могут быть следующими.

Основные методы поддержки отраслей импортозамещения — институциональное обеспечение  их эффективного функционирования: защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые по мере достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек производства. При этом прямое финансирование отраслей государством ограничено. В частности, поддержка освоения или сборки новых моделей автомобилей (отечественных, иностранных и совместных фирм), позволяющая улучшить структуру автопарка России и направленная на преобразование автозаводов и их дилерских сетей, обеспечивает ускоренное развитие рыночной инфраструктуры, повышение качества систем управления, снижение издержек производства, его диверсификацию, мобильность и т. п. Кроме того, данные отрасли имеют некоторые экспортные возможности, примером может служить экспортный потенциал производства грузовых автомобилей.

Для объединений  и предприятий отраслей экспортной ориентации необходима направленность на внедрение ресурсосберегающих технологий и ресурсозамещение, что потребует  в переходный период прямых государственных  инвестиций и субсидий. Эти меры должны дополняться созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса: государственной поддержкой при организации сбыта продукции на внешних рынках, предоставлением государственных гарантий, а в ряде случаев — связанных международных кредитов для поставки отечественной высокотехнологичной продукции.

Государственное регулирование машиностроения должно принять форму научно обоснованной государственной политики, которая  должна формироваться на основе анализа  современной ситуации в отрасли. На сегодняшний момент государственная политика в отношении машиностроения должна быть направлена на достижение следующих целей:

1) в программу  инвестиционной и инновационной  деятельности предприятий машиностроения  должен активно включаться банковский капитал. Привлекаемый в реальный сектор банковский капитал сегодня идет в основном только на краткосрочное пополнение оборотных средств, не определяя позитивное инновационное развитие даже отдельных направлений в машиностроении

2) снижение налогового  бремени на производственные предприятия должно восстановить рост инвестиций в промышленность, так как 90 % средств сегодня вкладывают сами предприятия

3) стимулирование  лизинговых отношений, развитие  лизинга, как в самом машиностроении, так и в смежных отраслях облегчит процесс закупки дорогостоящего оборудования и снизит потери предприятий, связанные с отвлечением денежных средств из оборота на обновление производственных мощностей.

В условиях, когда  в машиностроительном комплексе  основная часть предприятий (90 %) уже приватизирована, причем из них более 80 % полностью выкуплены и являются частными, роль собственника в обновлении производства стала определяющей. Государству предстоит создать механизмы экономической заинтересованности предпринимателей в активном обновлении производственных мощностей, преодолев несовершенство кредитной, страховой, налоговой систем и законодательной базы, слабо стимулирующих частный капитал к развитию.

Требуют совершенствования  тарифно-таможенное регулирование  и другие составляющие активной промышленной политики.

Решение вопросов по преодолению барьеров в развитии машиностроения должно стать основным результатом государственной политики в машиностроении.

Российский  машиностроительный комплекс имеет  громадный потенциал для своего развития и тем самым ускорения перевооружения многих других отраслей. Однако на этом пути имеется целый ряд препятствий, устранить которые можно только в результате комплексного подхода к проблеме. Часть задач могут и должны решать сами предприятия, входящие в комплекс. Другую часть обязано решить Минпромнауки России, однако есть препятствия, устранить которые можно только при поддержке правительства.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Жариков В.Д., Жариков Р.В., Попова Е.Б. Экономика машиностроения : учеб. пособие / – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.
  2. Ильин А. Экономика предприятия. Учебное пособие. Издательство: Новое знание, 2004 г.- 672 с.
  3. Корсаков М.Н. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005
  4. Мазер Г.Я., Мхитарян Н.А. Экономика машиностроения: Учебное пособие Издательство: Издательство МГОУ, 2008 г. - 331 с.
  5. Мелькина Н.Н., Жарова Е.Н. Экономика машиностроения. Учебное пособие. Гриф УМО по образованию в области производственного менеджмента – Саранск: Изд-во СВМО, 2006. – 138 с
  6. Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения. Издательство: Феникс; 2004 г.
  7. Экономика и управление в машиностроении. Гриф  МО РФ Кожевников Н.Н.Издательство: Академия  2007 г.
  8. Экономика предприятия и отрасли промышленности /А.С Пелиха / 2001 Ростов-на-Дону

Информация о работе Механизм фискальной политики машиностроения