Механизм голосования избирателей и принцип принятия решения большинством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:52, лекция

Описание работы

Голосование является универсальной моделью коллективного принятия решений, в рамках которой весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди участников. Смысл голосования заключается:
В выявлении имеющихся предпочтений
В согласовании этих предпочтений с учетом имеющихся возможностей

Файлы: 1 файл

04.18.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

3.Механизм голосования избирателей  и принцип принятия решения  большинством

Голосование является универсальной  моделью коллективного принятия решений, в рамках которой весомость  каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут  влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди участников. Смысл голосования заключается:

  • В выявлении имеющихся предпочтений
  • В согласовании этих предпочтений с учетом имеющихся возможностей

 

Механизм голосования является инструментом определения совокупного спроса на общественные блага. Для больших сообществ невозможно достигнуть единодушия, а также сложно выявить правдивую информацию об индивидуальных предпочтениях. Поэтому в демократическом обществе практическую значимость имеет агрегирование индивидуальных предпочтений путем принятия решений не на основе одобрения всеми избирателями, а путем принятия решений большинством голосов. Равновесие в отношении общественных благ будет выражаться при этом в среднем наиболее предпочтительном результате (т.е. в предельной выгоде среднего (медианного) избирателя).

Эффективное равновесие с ориентацией  на среднего избирателя возможно, если будет возможно в случае, если будут соблюдены следующие допущения:

  • Отсутствие резких циклических колебаний предпочтений избирателя
  • На голосование выносится один вопрос
  • Избиратели должны точно знать о своей доле в затратах и выгодах на общественное благо
  • Предполагается объективное и независимое выражение воли избирателя

 

Решение при голосовании может  приниматься путем:

  • Общего согласия, т.е. единодушно, когда отсутствуют голоса «против»
  • Большинством голосов, 50% + 1 голос
  • Абсолютным большинством голосов ¾
  • Квалифицированным большинством 2/3 или 3/5 голосов
  • Относительное большинство менее 50%

 

На микроуровне в условиях прямой демократии чаще всего решение принимается на основе принципа полного согласия, квалифицированного или простого большинства. При этом наиболее полно критерию парето-оптимальности соответствует процедура принятия решений посредствам полного согласия. Способ принятия решений большинством голосов является более простым. Бьюкинен и Талок разработали модель определения оптимального большинства голосов, согласно которой любой коллектив при принятии решений может нести как внутренние, так и внешние издержки. Внутренние издержки в данном случае будут обусловлены отклонениями в уровне полезности от тех, которые могли бы быть достигнуты при единогласии. Т.е. при увеличении коллектива внутренние издержки будут также расти.

Внешние издержки образуются в следствие  необходимости принятия решений о коллективных действиях. При этом чем больше субъектов примкнет, тем величина внешних затрат будет снижаться. По Бьюкенину и Талоку рациональный индивид в процессе голосования будет стремиться к минимизации суммарных внутренних и внешних затрат.

4.Приоритет избирателя-центриста

В условиях демократии принятие решений  во многом зависит от предпочтений избирателей-центристов, что позволяет  избежать односторонних решений, однако оптимальность выбора при этом не всегда обеспечивается.

Медианный избиратель – это избиратель, который голосует за средние, а не за крайние варианты того или иного общественного проекта. Т.е. это избиратели, которые находятся в середине избирательного сектора. См. рис.

 

Теорема медианного избирателя.

При мажоритарном голосовании победит тот вариант, который предпочтет медианный избиратель (эта теорема в большей степени применима к условиям представительной демократии). Модель медианного избирателя служит основой для формирования центристской коалиции, которая является «медианным законодателем».

Необходимость коалиции возникает  в том случае, когда в представительном органе ни одна из партий не имеет большинства  голосов.

Модели коалиций:

  • Модель минимально выигрывающей коалиции. Коалиция, которая набирает 50% + 1 голос
  • Модель минимального числа, входящих в альянс партий.
  • Модель минимального пространства.

5.Мажоритарное голосование и  парадокс голосования

В рамках концепции рационального  избирателя предполагается, что решение  голосовать или не голосовать избиратель принимает в том случае, если он извлечет определенную пользу от голосования и эта польза превысит его затраты.

E(U) = P(U(x)) – C

E(U) – ожидаемая полезность

P – вероятность получения положительного исхода голосования

C – издержки

 

Вероятность полезности зависит от ожиданий избирателей, от масштабов лектората, от того какую долю получит каждая из партий, от времени через которое будет голосование.

Парадокс голосования состоит  в том, что даже если голосовать нерационально, многие избиратели все равно голосуют. Причины парадокса:

  • Стратегия минимакса – это модель поведения избирателя, в которой голосование связано с желанием минимизировать в наибольшей степени возможное сожаление или возможные убытки.
  • Позиция «нравственного избирателя». «Нравственный избиратель» - это субъект, которые обладает свойством альтруизма и который при голосовании исходит не только из своих личных интересов, но и из интересов других людей.
  • Другие факторы общественного характера. К ним относятся:
    • Политическое устройство общества
    • Семейные, национальные традиции
    • Религиозные традиции
    • Гражданственность и т.д.

Избиратели, голосующие под воздействием других факторов имеют следующую  функцию ожидаемой полезности: E(U) = P(U(x)) + Uad – C

 

Среди избирательных  систем можно выделить основные:

  • Мажоритарная избирательная система – это система выборов в коллегиальный орган, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Достоинства мажоритарной системы:
    • Она позволяет попасть в парламент относительно небольшим партиям или самовыдвиженцам.
    • Деятельность определенной партии при данной системе будет нацелена на достижение целей программы данной партии, а не на личные интересы.

Недостатки:

    • Избиратели при данной системе часто голосуют по принципу минимакса
    • Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают
    • Интересы меньшинств остаются неучтенными, особенно если они проживают некомпактно
    • Мажоритарная система часто приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже)
  • Пропорциональная. Применяется при выборах в представительные органы. При этой системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
  • Преференциальное голосование. Является подвидом пропорциональной, однако имеет особенность, которая заключается в том, что при голосовании избиратель голосует не за одну партию или не за одного кандидата, а за несколько кандидатов или партий и присваивает им степень своего предпочтения.

6.Методы преодоления недостатков  голосования большинством

Парето-оптимальное состояние достигается  только при единодушном принятии решений, при голосовании большинством – большие внутренние издержки. Чтобы преодолеть эти недостатки и минимизировать издержки, связанные с тем, что не все являются удовлетворены выбором, есть несколько способов:

  • Целесообразно уменьшить количество альтернатив при принятии решений
  • Присвоение бальных оценок для соответствующих альтернатив. При этом эти весовые коэффициенты могут устанавливать сами избиратели
  • Образование коалиций с целью взаимной поддержки и обеспечения благоприятного результата
  • Применение возможностей прямой демократии (например, референдума)

7.Теорема о невозможности Эрроу  (теорема о невозможности коллективного  выбора)

В рамках ординалистского подхода  не существует метода объединения индивидуальных предпочтений для 3-х и более альтернатив, который бы удовлетворял некоторым вполне справедливым условиям и всегда давал логически непротиворечивый результат

 

8. Экономические основы политического  механизма

  1. Общественный выбор на основе формирования социально-экономических партийных программ как пакетов общественных благ
  2. Основные субъекты политического рынка и механизм лоббирования
  3. Специфика принятия решения исполнительной властью и проблема бюрократии
  4. Изъяны механизма госуправления и методы их преодоления
  5. Порядок и процедура учета интересов меньшинства.

1. Общественный выбор на основе формирования социально-экономических партийных программ как пакетов общественных благ

При подготовке партийных платформ (базовых программ партий) обычно учитываются  две группы проблем:

  • Общие. К ним относится борьба с макроэкономической нестабильностью, повышение уровня жизни, снижение преступности и другие общие социально-экономические проблемы для всех граждан страны
  • Специфические. К ним относят те, которые волнуют общество в конкретный период времени

 

Процесс выбора программ партий лежит  в основе современной политической демократии, по средствам которой достигаются компромиссные решения вследствие ограниченности ресурсов. Все участники политического процесса вынуждены руководствоваться принципом сравнения предельных выгод MB и предельных издержек MC.

Феномен рационального неведения  избирателей связан с неполнотой информации и невозможностью принятия решений на основе MB=MC, в результате чего избиратель ориентируется на прочие факторы, например на имиджевые сигналы. Данный феномен усиливается с ростом числа избирателей.

2.Основные субъекты политического  рынка и механизм лоббирования

Основными действующими лицами (субъектами) в теории общественного выбора являются избиратели, политики (законодатели), государственные  служащие (чиновники и бюрократы).

Общественный  выбор, который осуществляют избиратели, характеризуется: периодичностью и  небольшим количеством альтернатив.

Политики  определяют цели развития и средства достижения этих целей. В теории политики стремятся не к самоокупаемости, а к необходимости переизбрания, т.е. они максимизируют не прибыль, а свою репутацию или престиж.

Государственные служащие (бюрократы). Законодательные  органы создают исполнительные с  широким аппаратом для выполнения разнообразных функций государства. Избиратели, проголосовавшие за политиков, оказываются в непосредственном подчинении у демократов.

Для повышения  своего рейтинга политики активно используют систему лагролинга. Лагролинг –  это практика взаимной поддержки  путем «торговли голосами». В  качестве примера: 1790 г. США. Вопрос о переносе столицы из Нью-Йорка в Вашингтон. Классической формой лагролинга является «бочонок сала», т.е. закон, включающий набор дополнительных небольших проектов.

3. Специфика принятия решения исполнительной властью и проблема бюрократии

Бюрократия представляет собой иерархическую структуру. Она является относительно стабильной по сравнению с обновляемыми периодически законодательными органами и позволяет сохранить преемственность в руководстве.

Однако  бюрократии свойственны следующие  отрицательные черты:

  • Бюрократы абсолютизируют форму и уменьшают значению содержания
  • Бюрократы имеют возможность реализовывать собственные цели
  • Через бюрократов группы с особыми интересами продвигают информацию, на основе которой законодатели примут выгодное для отдельных групп решение

 

Лоббирование  – давление на чиновников как легально, так и нелегально.

Экономика бюрократии – это система организаций, в которой производят экономические  блага и извлекают часть своих  доходов из источников, не связанных  с продажей результатов своей деятельности.

 

4.

Политическая  рента основана на использовании  властных полномочий в экономике  путем искусственного ограничения  конкуренции. Поиск политической ренты – стремление экономических агентов получить экономическую ренту с посощью политического процесса.

Поиск политической ренты часто сопряжен с коррупционными действиями. Коррупция в узком  смысле – ситуация, когда бюрократ принимает противоправные решения, из которых извлекает выгоду третья сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение.

 

5.

Неэффективность решений в общественном секторе  часто возникает в силу недооценки предпочтений меньшинства. Существует несколько способов преодоления  недостатков голосования меньшинством и защиты интересов большинства. Одним из способов является обмен голосов и образование коалиций.


Информация о работе Механизм голосования избирателей и принцип принятия решения большинством