Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:52, лекция
Голосование является универсальной моделью коллективного принятия решений, в рамках которой весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди участников. Смысл голосования заключается:
В выявлении имеющихся предпочтений
В согласовании этих предпочтений с учетом имеющихся возможностей
Голосование является универсальной моделью коллективного принятия решений, в рамках которой весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди участников. Смысл голосования заключается:
Механизм голосования является инструментом определения совокупного спроса на общественные блага. Для больших сообществ невозможно достигнуть единодушия, а также сложно выявить правдивую информацию об индивидуальных предпочтениях. Поэтому в демократическом обществе практическую значимость имеет агрегирование индивидуальных предпочтений путем принятия решений не на основе одобрения всеми избирателями, а путем принятия решений большинством голосов. Равновесие в отношении общественных благ будет выражаться при этом в среднем наиболее предпочтительном результате (т.е. в предельной выгоде среднего (медианного) избирателя).
Эффективное равновесие с ориентацией на среднего избирателя возможно, если будет возможно в случае, если будут соблюдены следующие допущения:
Решение при голосовании может приниматься путем:
На микроуровне в условиях прямой демократии чаще всего решение принимается на основе принципа полного согласия, квалифицированного или простого большинства. При этом наиболее полно критерию парето-оптимальности соответствует процедура принятия решений посредствам полного согласия. Способ принятия решений большинством голосов является более простым. Бьюкинен и Талок разработали модель определения оптимального большинства голосов, согласно которой любой коллектив при принятии решений может нести как внутренние, так и внешние издержки. Внутренние издержки в данном случае будут обусловлены отклонениями в уровне полезности от тех, которые могли бы быть достигнуты при единогласии. Т.е. при увеличении коллектива внутренние издержки будут также расти.
Внешние издержки образуются в следствие необходимости принятия решений о коллективных действиях. При этом чем больше субъектов примкнет, тем величина внешних затрат будет снижаться. По Бьюкенину и Талоку рациональный индивид в процессе голосования будет стремиться к минимизации суммарных внутренних и внешних затрат.
В условиях демократии принятие решений во многом зависит от предпочтений избирателей-центристов, что позволяет избежать односторонних решений, однако оптимальность выбора при этом не всегда обеспечивается.
Медианный избиратель – это избиратель, который голосует за средние, а не за крайние варианты того или иного общественного проекта. Т.е. это избиратели, которые находятся в середине избирательного сектора. См. рис.
Теорема медианного избирателя.
При мажоритарном голосовании победит тот вариант, который предпочтет медианный избиратель (эта теорема в большей степени применима к условиям представительной демократии). Модель медианного избирателя служит основой для формирования центристской коалиции, которая является «медианным законодателем».
Необходимость коалиции возникает в том случае, когда в представительном органе ни одна из партий не имеет большинства голосов.
Модели коалиций:
В рамках концепции рационального избирателя предполагается, что решение голосовать или не голосовать избиратель принимает в том случае, если он извлечет определенную пользу от голосования и эта польза превысит его затраты.
E(U) = P(U(x)) – C
E(U) – ожидаемая полезность
P – вероятность получения положительного исхода голосования
C – издержки
Вероятность полезности зависит от ожиданий избирателей, от масштабов лектората, от того какую долю получит каждая из партий, от времени через которое будет голосование.
Парадокс голосования состоит в том, что даже если голосовать нерационально, многие избиратели все равно голосуют. Причины парадокса:
Избиратели, голосующие под воздействием
других факторов имеют следующую
функцию ожидаемой полезности:
Среди избирательных систем можно выделить основные:
Недостатки:
Парето-оптимальное состояние
В рамках ординалистского подхода не существует метода объединения индивидуальных предпочтений для 3-х и более альтернатив, который бы удовлетворял некоторым вполне справедливым условиям и всегда давал логически непротиворечивый результат
При подготовке партийных платформ (базовых программ партий) обычно учитываются две группы проблем:
Процесс выбора программ партий лежит в основе современной политической демократии, по средствам которой достигаются компромиссные решения вследствие ограниченности ресурсов. Все участники политического процесса вынуждены руководствоваться принципом сравнения предельных выгод MB и предельных издержек MC.
Феномен рационального неведения избирателей связан с неполнотой информации и невозможностью принятия решений на основе MB=MC, в результате чего избиратель ориентируется на прочие факторы, например на имиджевые сигналы. Данный феномен усиливается с ростом числа избирателей.
Основными действующими лицами (субъектами) в теории общественного выбора являются избиратели, политики (законодатели), государственные служащие (чиновники и бюрократы).
Общественный
выбор, который осуществляют избиратели,
характеризуется: периодичностью и
небольшим количеством
Политики определяют цели развития и средства достижения этих целей. В теории политики стремятся не к самоокупаемости, а к необходимости переизбрания, т.е. они максимизируют не прибыль, а свою репутацию или престиж.
Государственные
служащие (бюрократы). Законодательные
органы создают исполнительные с
широким аппаратом для
Для повышения своего рейтинга политики активно используют систему лагролинга. Лагролинг – это практика взаимной поддержки путем «торговли голосами». В качестве примера: 1790 г. США. Вопрос о переносе столицы из Нью-Йорка в Вашингтон. Классической формой лагролинга является «бочонок сала», т.е. закон, включающий набор дополнительных небольших проектов.
Бюрократия представляет собой иерархическую структуру. Она является относительно стабильной по сравнению с обновляемыми периодически законодательными органами и позволяет сохранить преемственность в руководстве.
Однако бюрократии свойственны следующие отрицательные черты:
Лоббирование – давление на чиновников как легально, так и нелегально.
Экономика бюрократии – это система организаций, в которой производят экономические блага и извлекают часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.
4.
Политическая рента основана на использовании властных полномочий в экономике путем искусственного ограничения конкуренции. Поиск политической ренты – стремление экономических агентов получить экономическую ренту с посощью политического процесса.
Поиск политической ренты часто сопряжен с коррупционными действиями. Коррупция в узком смысле – ситуация, когда бюрократ принимает противоправные решения, из которых извлекает выгоду третья сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение.
5.
Неэффективность
решений в общественном секторе
часто возникает в силу недооценки
предпочтений меньшинства. Существует
несколько способов преодоления
недостатков голосования
Информация о работе Механизм голосования избирателей и принцип принятия решения большинством