Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:33, доклад

Описание работы

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.56 Кб (Скачать файл)

МЕХАНИЗМ  ГОСУДАРСТВА

 

Понятие государственного аппарата рассматривается  в широком смысле этого слова  или в узком смысле. В широком  смысле государственный аппарат  отождествляется с понятием механизма  государства, в узком смысле государственный  аппарат понимается как система  исполнительно-распорядительных органов  государства.

Государство для выполнения своих  функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т. е. управленческие, исполнительные органы. Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют  отличать их от других органов: 1) правовая основа деятельности, т. е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция  государственных органов определяется действующим законодательством; 2) наличие  властных полномочий, в том числе  применения в необходимых случаях  принуждения; 3) действуют от имени  государства;

4) издание обязательных для исполнения  актов(нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так  же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с  изменением задач, возложенных на тот  или иной орган, может подвергнуться  изменениям и структура органа.

На систему государственных  органов значительное влияние оказывают  форма правления и государственное  устройство.

Как правило, государственный орган  создается под определенные функции  и при наличии правовых оснований  для образования конкретного  органа. Кроме того, органы государства  должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми  средствами для выполнения возложенных  на них функций экономических, технических, информационных, идеологических, организационных  и т. д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т. е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют  на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять  те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены  в акте об их образовании и компетенции. Виды государственных органовразличаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются навыборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др. ) и назначаемые (Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами -производные. Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются  на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные). В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации  и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие  на коллегиальных (правительство) и на основе единоначалия (прокуратура). В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации. К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут быть отнесены: 1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а  также законных интересов личности; 3) разделение властей; 
 
    4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов  организации и деятельности государственных  органов. Он получил конституционное  закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое  прошлое. Идея разделения властей встречается  в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они  были позднее развиты французским  юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный  и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно  принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип  разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней  сдержек и противовесов во многом напоминает американскую. 

 

 

 

 

 

 

 

 
    ЛИТЕРАТУРА

  1. Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М. , 1996. Гл. 2, параграфы 1-4, с. 40-54.
  2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М. , 1994. Тема 5. 1, с. 40-53.
  3. Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М. , 1993, с 22-48.
  4. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М. , 1995, гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.
  5. Хропанюк В. И. Теория государства и права. М. , 1993. Гл. 11, параграфы 2-3, с. 19-22.
  6. Куббель Л. Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.

Информация о работе Механизм государства