Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 23:12, контрольная работа
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
Формирование и развитие рынков в регионе ……………………………….……....3
Региональный потребительский рынок…...………..………………………….….…4
Региональный рынок труда…………………………………………...………...….…7
Региональные рынки недвижимости ……………………………………….…….....9
Региональный аграрный рынок……………………………………………………..11
Статистические данные……………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………….………………..24
Список литературы………………………………………………………………..…25
Содержание
Формирование и развитие рынков в регионе ……………………………….……....3
Региональный потребительский рынок…...………..………………………….….…4
Региональный рынок труда…………………………………………...………...
Региональные рынки недвижимости ……………………………………….…….....9
Региональный аграрный рынок……………………………………………………..11
Статистические данные…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Формирование и развитие рынков в регионе.
По своей экономической сущности региональный рынок
– это совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена (обращения),
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого территориально-
Региональные рынки могут существовать
как при лимитно - распределительной системе,
так и при рыночной экономике. В первом
случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-
директивного управления. Так, объем товарооборота
и соответствующее товарное обеспечение
для каждого территориально-
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости
от платежеспособного спроса и развития
непроизводственной сферы в регионе.
Платежеспособный спрос населения характеризуется
суммой денежных ресурсов, которую оно
может направить на приобретение товаров
и потребление платных услуг. Структура
платежеспособного спроса в разных районах
страны и для различных социально-экономических
групп населения определяется характером
развития производительных сил в данном
экономическом районе. Характерной чертой
развития регионального рынка товаров
и услуг является непрерывное расширение
его емкости и качественных параметров.
Емкость рынка – это возможный объем реализации
товаров на внутреннем рынке, определяемый
размерами платежеспособного спроса потребителей
при данном уровне цен.
Кроме населения потребителями товаров
и услуг на рынке выступают организации
и учреждения непроизводственной сферы
и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Региональный потребительский рынок
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
В целом, по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально- административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
В этой связи можно принять определение,
данное И.М. Шабуниной, О.Д.
Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский
рынок региона – это основная составляющая
структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная
в виде произведенных бизнесом товаров
и услуг, покупается или приобретается
иным способом потребителями региона
для личного потребления.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из- за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность и емкость регионального
потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью
хозяйственной деятельности в регионе.
Именно от нее во многом зависит конечное
потребление населения региона.
Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.
Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
- прямое директивное
- установление федеральными и
региональными органами
- снятие любого вида преград
для конкретного
Таким образом, региональный потребительский рынок – это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д.
Региональный рынок труда
Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
Рынок труда — сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда (по определению Международной организации труда).
Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сам производственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:
Механизм функционирования рынка труда
Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются:
Региональные рынки недвижимости.
Под рынком недвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственности юридических или физических лиц.
Операции с недвижимостью – это бизнес, где проверяется умение прогнозировать и принимать решения. Это риск, где и профессионалы допускают грубые ошибки: риск потерять свое состояние в результате непроведенной правовой или экологической экспертизы, «экономии» на маркетинге, упрощенной оценки объекта недвижимости.
Развитие рынка недвижимости является процессом регулирования потребностей общества в недвижимости. Это развитие происходит в условиях рыночных отношений и тесно связано с правом собственности.
Право собственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенному субъекту.
Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием отдельных сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью субъектов управления. Традиционно недвижимость делится на 3 группы: жилищный фонд, нежилой фонд, земля. Каждая из этих групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную и нормативную базу.
Недвижимость – товар особого рода, это
наиболее фундаментальный, долговечный
товар, удовлетворяющий сложную потребность потребителя.
Совокупность потребительских свойств
объекта недвижимости и параметров внешней
по отношению к нему среды определяют
полезность объекта.
Объекты недвижимости разнородны, уникальны
и неповторимы. Сложный процесс передачи
прав собственности на недвижимость обусловливает
низкий уровень ликвидности недвижимости
как товара. Независимо от функционального
назначения все объекты недвижимости
нуждаются в постоянном управлении.
Управление недвижимостью – это комплексная
система удовлетворения потребностей
клиентов в конкретном виде недвижимости.
Ключевым вопросом, который необходимо
решать при разработке системы управления
недвижимостью, является формирование
цели системы. Например, целью застройщика
является построить, исходя из требований
рынка, объект, который можно будет выгодно
продать или сдать в аренду.
В сферу купли – продажи жилья вовлекается
все больше число участников, на рынке
жилья в регионах увеличивается количество
риэлтерских фирм.
Сформировались рыночные цены, меняющиеся под действием спроса и предложения,
конкуренция потребительских характеристик
и других факторов. В строительстве расширяется
практика заключения договоров на конкурентной
основе.
Информация о работе Механизмы функционирования регионального рынка