Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:41, доклад
Главной целью государства является обеспечение соц. и экономической справедливости (обеспечение граждан основными товарами и услугами по доступным ценам, гарантирование дохода производителям определенных товаров).
В зависимости от объекта воздействия разграничивают косвенное и прямое гос. регулирование цен. Косвенное носит опосредованный характер и влияет на цены ч/з факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурентный механизм. С помощью прямого регулирования гос-во непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль).
Механизмы регулирования рыночной экономики
Основой рыночного механизма ценообразования является конкуренция. Но она также не является единственным регулятором цен, что неоднократно доказывалось практикой даже в наиболее развитых странах с рыночной экономикой. Экономическая теория давно признала случаи неэффективности в распределении ресурсов в условиях свободного рынка – так называемые провалы рынка, обусловленные действием внешних эффектов.
Многие гос-ва с современной развитой экономикой принимают «рыночно-ориентированные решения», предполагающие:
- создание конкурентной среды при ее отсутствии или усиление конкуренции при ее несовершенстве;
- устранение тех нарушений рыночного механизма ценообразования, которые сам рынок устранить не может.
Главной целью гос-ва является обеспечение соц. и экономической справедливости (обеспечение граждан основными товарами и услугами по доступным ценам, гарантирование дохода производителям определенных товаров).
В зависимости от объекта воздействия разграничивают косвенное и прямое гос. регулирование цен. Косвенное носит опосредованный характер и влияет на цены ч/з факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурентный механизм. С помощью прямого регулирования гос-во непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль).
Косвенное регулирование цен
К мерам косвенного регулирование цен относят:
-формирование и поддержание конкурентной среды, в том числе посредством принятия специального антимонопольного законодательства.
В формировании и поддержании конкурентной среды особая роль отводится антимонопольной политике, направленной на противодействие анти-конкурентному ценовому поведению компаний (установлению монопольно завышенных или заниженных цен, ценовому сговору, созданию входных барьеров в отрасли, навязыванию принудительных условий контрактов). Основные меры наказания за нарушение антимонопольного законодательства – денежные штрафы, но, например, в США и Канаде нарушители могут подвергнутся уголовному преследованию и тюремному заключению.
-непосредственное участие гос-ва в формировании спроса и предложения на рынке;
Это и госзакупки, госзаказы или выпуск продукции на госпредприятиях.
Функции: инновационная, мотивационная, регулирующая, координирующая и др. Государственный заказ выступает как особая разновидность рыночного общественного спроса, носителем которого выступает гос-во.
-воздействие ч/з инструменты кредитно-денежной,
бюджетно-налоговой и таможенной политики.
Меры кредитно-денежной политики влияют на общий уровень цен и могут способствовать предотвращению их роста, вызванного чисто денежными причинами (избыточностью денежной массы, обесце́нением нац. валюты). Для решения этой задачи гос-во прибегает к таргетированию (меры по контролю) обьема денежной массы, валютного курса, инфляции.
Разноплановое влияние на цены оказывают налогово-бюджетные меры. При решении конкретной задачи гос-во выбирает те или иные налоги, налоговые льготы, бюджетные субсидии в зависимости от механизма их действия на стоимость товара для производителя и для потребителя.
Налоги и налоговые льготы по-разному отражаются на ценах продукции в зависимости от того, какое место конкретный налог занимает в структуре цены. Если налоги включены в цены сверх себестоимости и прибыли, например, косвенные налоги (акциз, НДС, налог с продаж), то изменения их сумм ведет к изменению цен для покупателя, не влияя при этом на стоимость продукции для производителя. Корректируя эти налоги, гос-во таким образом может регулировать спрос на определенные группы товаров. Так, в 2003 году, проводя общую компанию против курения, страны ЕС повысили акциз на табачные изделия на 11,6%. А понизив ставку НДС, поддержали спрос на некоторые социально-значимые товары. График 1: налог, оплачиваемый покупателем.
Прямые налоги (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий), влияющие на размер прибыли, воздействуют на масштабы производства (предложение товара). Снижая сумму налога на прибыль, гос-во может стимулировать рос т производства. График 2: налог, оплачиваемый продавцом.
С конца 1990-х гг. повысилась роль эко-налогов, т.е. гос-ва стали использовать такие налоги, чтобы снизить спрос на экологически вредные товары, или, наоборот, повысить – на экологически чистые.
Действенным инструментом воздействия на спрос и предложение остаются бюджетные субсидии, которые не изменяют рыночных цен, но при определенных условиях снижают рыночную стоимость товара для потребителя или компенсируют часть затрат производителю. График 3. Дотации фирме.
Прямое регулирование цен
Проявляется в виде:
-фиксирования или установления цен гос-вом;
- замораживание цен или их компонентов (временный запрет на повышение зарплаты);
- установление порогов цен;
-установление порядка индексации цен (определение сроков и предела изменения цен в процентах к их текущему уровню;
-декларирование цен (одобрение на устанавливаемую цену);
-контроль над долей прибыли в цене продукции.
Основной недостаток прямого регулирования цен связан с высоким риском деформирующего влияния на функционирование рынка. Так, установление предельных цен ниже цены равновесия может привести к дефициту продукции. К подобным мерам все страны прибегают в чрезвычайно экономических условиях (высокая инфляция, войны). Эти меры применяются в мягких формах и прежде всего в сфере услуг общественного пользования: почта, электро- и газоснабжение, железно-дорожный и автомобильный общественный транспорт, социальное жилье, медицинское обслуживание, гос. услуги.
Приложение
Воздействии нетоварной дотации. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1. Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.
Информация о работе Механизмы регулирования рыночной экономики