Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:37, курсовая работа
Согласно воззрениям некоторых ученых создание экономической науки началось в конце 18 века на базе 2 основ, заложенных в более ранние периоды. Первая из них - древние и средневековые экономические воззрения философов, а вторая - популярные аргументы, использовавшиеся при решении текущих практических экономических проблем в 16-18 столетиях. Средневековая теория справедливой цены может быть рассмотрена как пример первой основы экономической теории.
1.1 Общая характеристика меркантилизма
1.2 Предпосылки возникновения и сущность меркантилизма
2. Меркантилизм как первая школа экономической мысли
2.1 Меркантилизм - первая школа буржуазной политической экономии
2.2 Меркантилизм в Западной Европе
2.3 Идеи меркантилизма в России
2.4 Историческое значение меркантилизма
Заключение
Список использованных источников
В 1492 году Христофор Колумб, в поисках морского пути в Индию, открывает берега Америки и тем самым кладет начало эпохе великих географических открытий. Между европейскими государствами разворачивается борьба за монополию в торговле между Европой и новооткрытыми землями. В этот период кладется начало колониальным владениям европейцев.
Две цели влекли многочисленных авантюристов в неизвестные края: найти дорогу к таинственной стране золота Эльдорадо и овладеть богатствами Индии и Персии - шелками и пряностями, высоко ценимыми в Европе. Погоня за золотом и торговлей с Востоком явилось следствием того, что примитивное натуральное хозяйство раннего феодализма давно уже отошло в прошлое, что товарное производство, возникшее на основе отделения города от деревни, вытеснения ремесла из сельского хозяйства, достигло известной степени развития в отдельных странах.
Возникновение и развитие капитализма в странах западной Европы имело предпосылкой развитие производительных сил. В качестве существенного фактора в деле разложения феодального строя Энгельс рассматривал власть денег. Он отмечал наличие тесной связи между жаждой золота, характерной для Европы 15 века, и великими географическими открытиями. “До какой степени - писал Энгельс, - в конце 15 столетия деньги подкопали и разъели изнутри феодализм, ясно и видно по той жажде золота которая в эту эпоху овладела Западной Европой; золота искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото - вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег” (“Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” Маркс и Энгельс)[9].
Великие открытия имели большое значение в усилении могущества буржуазии. Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Торговля до этого не ограничивалась только узкими рамками обмена между городами и прилегающими к каждому из них сельскими округами. Уже задолго до эпохи великих географически открытий развивается торговля между различными странами и с конца 15 и начала 16 века она получает новый толчок.
Восточные рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средства обмена и товаров вообще дали неслыханной до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие новых, капиталистических отношений.
В результате
великих географических открытий и
последовавшей за ними колонизации
все более развивались
В классической форме процесс первоначального накопления капитала, происходивший во всех странах Европы, где в недрах феодального строя зарождались капиталистические отношения, протекал в Англии .
Вызревание в недрах феодализма капиталистических отношений обусловило зарождение и формирование новой идеологической надстройки, отражавшей практические потребности буржуазии. Новые передовые идеи, которые выдвинула поднимавшаяся вверх буржуазия, когда Европа выходила из средневековья, были противопоставлены феодальному мировоззрению. Были подвергнуты критике устаревшие догмы, на которых базировалось теологическое мировоззрение средних веков. Идейное движение охватило и социально-политическую мысль.
Меркантилизм
и представлял собой яркое
воплощение экономической политики
ряда феодальных государств (в течение
15-17 веков) в период упадка феодализма
как системы общественного
Можно сказать, что 16 век является периодом, когда в Англии складывается крупный торговый капитал, в той или иной форме монополизирующий внешнюю торговлю, и происходит таким образом вытеснение гильдейских форм средневековой торговли крупнокапиталистическими формами.
Увеличение объемов внешний торговли приводит к изменению формы организации торговли от торговых объединений по цеховому принципу к созданию компаний с объединенным капиталом, в отличие от регламентированных компаний, они вели торговлю за счет общего капитала, складывавшегося из паев отдельных участников[4].
Мелочная регламентация торговли, как следствие экономической политики государства, чтобы привлечь максимум денег в страну и не допустить их вывоза, была частью всей средневековой системы корпоративной организации промышленности и торговли, соответствовавшей низкой ступени их развития, ограниченному местному рынку и способствовавшей устранению конкуренции. Каждый ремесленник должен был быть членом цеха, торговец - членом гильдии. Государственное вмешательство еще больше усиливало эту организацию, видя в ней источник дохода.
Стремление к увеличению доходов, вызванных повышенным спросом на экспортируемые товары, заставляет искать новые способы организации производства. Наиболее толковые нанимают поденщиков для работы на своих ткацких станках, таким образом укрупняя производства. Другие покупают ткацкие станки и берут за пользование ими процент. Появляются первые мануфактуры, с распространением которых ремесленные цеха ведут борьбу политическими методами.
C другой стороны,
ремеслу угрожала не только
формирующаяся домашняя
Серди всех этих противоречивых и сталкивающихся интересов к началу 17 века приобретают важное значение интересы торговых монополий, представлявших на ряду с ростовщичеством наиболее раннюю форму капитала. Меркантилизм представляет собой идеологию монопольных торговых компаний, формы торгового капитала и ранней формы развивающегося капитализма. Поскольку интересы торговых компаний выражали прогрессивную экономическую тенденцию, меркантилизм является реакцией против примитивной политики, стремившейся удержать деньги, привлекаемые торговлей в страну, путем непосредственного регулирования движения самих денег. Все эти методы возможны были на более ранней ступени развития торговли. Против них и выступают меркантилисты, защищая интересы торгового капитала и обслуживающей его нарождающейся промышленности.
Меркантилизм не представляет собой направления, школы в области экономической теории, как последующие направления в развитии экономической мысли. В меркантилизме мы имеем главным образом систему экономической политики. Само собой разумеется, что эта система имеет своей теоретической предпосылкой определенные представления о сущности богатства, о деньгах и т.д., но они не представляют собой чего-то систематического ни по своему существу, ни в своем изложении у различных меркантилистов, носят скорее описательный характер. Меркантелизм, как экономическая идеология длившаяся с начала 17 в. до последней четверти 18 века, создал предпосылки возникновения классической политэкономии. В этом заключается его огромное значение.
Сущность меркантилизма.
Меркантилизм
- это систематизированная
Во-первых, Адам Смит, первый давший систематизированную критику меркантилизма, отрицал его как систему торговли.
“Устанавливались два принципа , ..., согласно, которым , во-первых, богатство заключается в золоте и серебре, и во-вторых, эти металлы могут быть привезены в страну, не имеющую рудников только в следствие установления определенного торгового баланса, т.е. экспортирования большей стоимости , чем импортируется; поэтому важнейшей задачей политической экономии неизбежно становится максимально возможное снижение импорта зарубежных товаров для внутреннего потребления и максимально возможное увеличение экспорта продукции национальной промышленности. Поэтому его (меркантилизма) двумя главными моторами, работающими на обогащение страны, были ограничения на импорт и меры по стимулированию экспорта.
Второй вопрос - это воззрения Кейнса на меркантилизм как на монетарную политику. В своей “Общей теории” он считал меркантилизм “доктриной, которую классическая школа отрицала как детскую, но которая заслуживает реабилитации и почета”.
Трактовка меркантилистами взаимоотношения экономики и политики объективно отражала роль государственной власти в эпоху первоначального накопления капитала, как существенной части надстройки в деле утверждения капиталистического способа производства. В тесной связи с классовой сущностью меркантилизма, как идеологии буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, находилась и трактовка меркантилистов отдельных категорий политической экономии.
Меркантилистическая
система в своем анализе
Таким образом, меркантилистическая система как первая школа буржуазной политэкономии, сделавшая своим отправным пунктом функцию торгового капитала, - обслуживание им процесса обращения товаров, - является предшественницей действительно научной буржуазной политэкономии, которая сделала отправным пунктом процесс материального производства.
Меркантилисты не мыслили себе стоимость иначе как представленную в деньгах, представляли себе стоимость как продукт обмена. Они исходили из того, что прибавочная стоимость в форме прибыли обусловлена исключительно процессом обмена, что она объясняется продажей товаров выше его стоимости.
Меркантилисты считали, что прибавочная стоимость в виде прибыли носит относительный характер, - то, что выигрывает один, то проигрывает другой. Применяя это положение к совокупному капиталу страны, меркантилисты приходили к выводу, что внутри страны никакого процесса образования прибыли не происходит. Прибыль возникает только в сношениях различных стран друг с другом. Что касается излишка, который одна страна реализует по отношению к другой, то он выражается в деньгах, в активном торговом балансе.
Меркантилистическая система исходила из предпосылки, что деньги представляют собой исключительную форму богатства, она провозгласила золото и серебро единственным богатством. Что касается цели внешней торговли, то меркантилисты выдвигали в качестве таковой цели приток из-за границы золота и серебра.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что меркантилисты вовсе не оставляли в поле зрения процесс производства, который они, и этот в особенности применимо к позднейшим меркантилистам, рассматривали как предпосылку процесса обращения, как условие для создания богатства на путях внешней торговли. При всей ошибочности воззрений меркантилистов на богатство и деньги, нельзя при этом не учесть того обстоятельства, что в эпоху, в которой они действовали, капиталистический способ производства еще находился в зачаточном состоянии.
Таким образом, в лице меркантилистов буржуазная политэкономия нашла своих первых толкователей, главным образом, под углом зрения сферы обращения, с позиций торговой буржуазии, игравшей в ту эпоху в экономике различных стран главенствующую роль.
2. Меркантилизм как первая школа экономической мысли
2.1 Меркантилизм
- первая школа буржуазной
Меркантилизм отличается незрелостью методологии. Главное внимание уделяется сфере обращения. Поэтому вместо анализа явлений меркантилисты ограничиваются их описанием, (грубый эмпиризм) и требуют вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.
Из этой несовершенной методологии вытекал взгляд меркантилистов на предмет политической экономии и ее категории.
Меркантилисты рассматривали политическую экономию как науку о торговом балансе и ее основную задачу усматривали в том, чтобы выяснить, как «увеличивать возможно более число продавцов всех товаров, уменьшать возможно более число покупателей».
Богатство ранние меркантилисты отождествляли с золотом и серебром как вещью, не понимая, что «золото от природы не деньги» [8]. Поздние меркантилисты под богатством понимают избыток продуктов, остающихся после удовлетворения потребностей страны, но который должен обязательно на внешнем рынке превратиться в деньги.
В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, рассматривая деньги как орудие развития производительных сил. Поздние меркантилисты уже видели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, они по существу признавали функцию денег как капитала.