Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:50, реферат
Предмет – Нетарифное регулирование в экономике таможенного дела
Задачи:
Определить место применения нетарифных методов регулирования во внешней торговле
Раскрыть сущность нетарифных ограничений
Проклассифицировать нетарифные методы регулирования
Выявить роль нетарифных методов регулирования внешней торговли
ВВЕДЕНИЕ
Роль нетарифных методов
во внешнеторговых отношениях стран, безусловно,
актуальна на сегодняшний день. Многие
страны уже оценили преимущества
нетарифных методов регулирования,
и активно применяют их. По заключению
экспертов ЮНКТАД, по общему объему
используемых нетарифных ограничений
в международной торговле в лидирующую
тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие
экономически сильные страны осознают
всю необходимость
Данная тема курсовой
работы является актуальной, так
как таможенно-тарифные
Целью курсовой работы является
изучение и анализ методов нетарифного
регулирования в экономике
Объект – Методы регулирования во внешней торговле
Предмет – Нетарифное регулирование в экономике таможенного дела
Задачи:
Структура настоящей работы соответствует цели и задачам
исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской
политики: понятие и сущность.
1.1
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.1 В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов2) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
1.2 Аспекты применения нетарифных методов регулирования во внешней торговле.
Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования приводят к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду производства, как это происходило в начале 30-х годов во время «Великой депрессии».
Несомненно, таможенные тарифы
остаются важнейшим инструментом внешнеторговой
политики, но их роль за последние десятилетия
постепенно ослабла. Следовательно, в
тех случаях, когда возможности
таможенно-тарифного
Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
1.3. Классификация нетарифных методов регулирования.
Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1.4. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли.
После второй мировой войны
роль нетарифных методов стала возрастать.
Это объясняется несколькими
причинами. Во-первых, начиная с 50-х
годов, в результате многосторонних
переговоров удалось
Во-вторых, усиление конкуренции
на мировых рынках вынудило многие
страны принять меры по защите отечественных
производителей. В-третьих, резкий рост
импорта во многих странах увеличил
пассив торгового баланса, что серьезно
ухудшило финансовое положение этих
стран. В-четвертых, обострение проблемы
безработицы также
Меры нетарифного
Наиболее распространенным
видом нетарифных барьеров являются
импортные квоты. Импортная квота
- это количество иностранного товара,
которое может быть ввезено в
страну в течение определенного
периода времени. Например, импортная
квота на японские автомобили в США
- 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в
США существуют импортные квоты
на мясомолочные продукты, табак. В
чем причины использования
Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то они не только снижают импорт, но и ведут к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.
Особое место в системе
протекционистских мер занимает
стимулирование экспорта. Это обусловлено
усилением зависимости
В отношении стимулирования
экспорта чаше всего применяется
политика субсидирования. Экспортные
субсидии позволяют фирмам удешевить
экспорт и усилить свои позиции
на рынках других стран. Государство
осуществляет также затраты по стимулированию
сбыта экспортных товаров, организуя
рекламу и предоставляя другие маркетинговые
услуги. Налоговая система также
может предусматривать
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время.
Глава 2.
Информация о работе Меры нетарифного регулирования в экономике таможенного дела