Меры нетарифного регулирования в экономике таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Предмет – Нетарифное регулирование в экономике таможенного дела
Задачи:
Определить место применения нетарифных методов регулирования во внешней торговле
Раскрыть сущность нетарифных ограничений
Проклассифицировать нетарифные методы регулирования
Выявить роль нетарифных методов регулирования внешней торговли

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИе.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Роль нетарифных методов  во внешнеторговых отношениях стран, безусловно, актуальна на сегодняшний день. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений  в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие  экономически сильные страны осознают всю необходимость использования  инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

 Данная тема курсовой  работы является актуальной, так  как таможенно-тарифные ограничения  остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их  роль постепенно слабеет. Тарифы  снижаются в связи с регулированием  внешней торговли соглашениями  ВТО, ведь в современных условиях  практически невозможно рассчитывать  на полноправное участие какого-либо  государства в мировой торговле  без членства в этой международной  организации. Но странам невыгодно  терять свои выигрыши от снижения  тарифов, и за последние годы  возрастает влияние нетарифных  ограничений на международную  торговлю.

Целью курсовой работы является изучение и анализ методов нетарифного  регулирования в экономике таможенного  дела.

Объект –  Методы регулирования  во внешней торговле

Предмет – Нетарифное регулирование  в экономике таможенного дела

Задачи:

  1. Определить место применения нетарифных методов регулирования во внешней торговле
  2. Раскрыть сущность нетарифных ограничений
  3. Проклассифицировать нетарифные методы регулирования
  4. Выявить роль нетарифных методов регулирования внешней торговли

Структура настоящей работы соответствует цели и задачам

исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской

политики: понятие и сущность.

 

1.1

 

Во всех странах регулирование  внешней торговли осуществляется в  той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой  экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в  политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя.1 В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.

К нетарифным барьерам относятся  разнообразные (насчи­тывают свыше 600 различных видов2) эконо­мические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых  странами ЕС, США и Японией, подпадали  под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение  экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность  правительствам действовать почти  бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро­вень защиты (так называемая тарификация).

 

1.2 Аспекты применения нетарифных методов регулирования во внешней торговле.

 

Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как  неравномерность развития отдельных  стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических  связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В  то же время «открытые» меры таможенно-тарифного  регулирования приводят к тому, что  любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом  чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду производства, как это происходило в начале 30-х годов во время «Великой депрессии».

Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования  оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств  внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке  или в силу выполняемых ими  функций, часто непосредственно  не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового  оборота. Они получили наименование - нетарифные методы.

Очевидно, что использование  нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании  внешней торговли. Ведь до сих пор  ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных  изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть  и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с  рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

 

1.3. Классификация нетарифных методов регулирования.

 

Как известно, в мире действуют  официальные классификационные  схемы нетарифных мер регулирования  внешнеторговой деятельности, разработанные  ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы  классификации применяются для  сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных  групп нетарифных ограничений, составления  национальных систем регулирования  внешнеторговой деятельности.

Наибольшее распространение  в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла  широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных  торговых переговоров. Согласно классификации  ВТО, система нетарифных ограничений  включает меры финансового воздействия  и административные инструменты, которые  представлены пятью группами:

  1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

 

  1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
  2. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
  3. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
  4. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

 

1.4. Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли.

 

После второй мировой войны  роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими  причинами. Во-первых, начиная с 50-х  годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно  понизить среднемировой уровень  таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

 

Во-вторых, усиление конкуренции  на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных  производителей. В-третьих, резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих  предотвратить закрытие отечественных  предприятий под ударами иностранных  конкурентов.

 

Меры нетарифного регулирования  весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные  квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.

 

Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в  страну в течение определенного  периода времени. Например, импортная  квота на японские автомобили в США - 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в  США существуют импортные квоты  на мясомолочные продукты, табак. В  чем причины использования квот? Во-первых, квота позволяет фиксировать  затраты на импорт. Особенно это  важно при жесткой иностранной  конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность  правительству проводить более  гибкую внешнеторговую политику. Поскольку  международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины, легче  установить более строгие импортные  квоты.

 

Влияние квот на конъюнктуру  внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос  на внутреннем рынке, то они не только снижают импорт, но и ведут к  росту внутренних цен по сравнению  с мировыми.

 

Кроме квот, в настоящее  время довольно широко применяются  специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня  под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно  развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.

 

Особое место в системе  протекционистских мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено  усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной  торговле. Рост экспорта характеризует  экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.

 

В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется  политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить  экспорт и усилить свои позиции  на рынках других стран. Государство  осуществляет также затраты по стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя  рекламу и предоставляя другие маркетинговые  услуги. Налоговая система также  может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам  в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также  фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в  обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении  субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы  поддержки доходов фермеров посредством  гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А  также выплачивают премии за неиспользованные посевные площади. В частности, страны Европейского Сообщества, чтобы снизить  бюджетные затраты на поддержку  фермеров, продавали себе в убыток избыточную продукцию по заниженным ценам Советскому Союзу.

 

Кроме субсидирования, к  числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это  международная дискриминация в  ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом  (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.


Информация о работе Меры нетарифного регулирования в экономике таможенного дела