Место Германии в мировой экономики и её экономические отношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

ГЕРМАНИЯ (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland), государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Площадь 357 тыс. км2. Население 81,7 млн. человек (2010г.); свыше 90% - немцы. Городское население свыше 85%. Официальный язык - немецкий. Среди верующих - протестанты (лютеране, свыше 50%) и католики. Германия - федерация, в ее составе 16 земель. Глава государства - президент; глава правительства - федеральный канцлер. Законодательный орган - бундестаг, органы представительства земель - бундесрат. Столица - Берлин, местопребывание президента; местопребывание правительства и бундестага - Бонн (в 1991 принято решение о переводе правительства и бундестага в Берлин). На севере - Северогерманская низменность с холмами и озерами, южнее - возвышенности и средневысотные горы (Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Тюрингенский Лес, Гарц, Рудные горы), чередующиеся с плато и равнинами. На юге - отроги Альп высотой до 2963 м (г. Цугшпитце)

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГЕРМАНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (печать).doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Разумеется, это не означало стремления сделать Запад полностью зависимым  от поставок энергоносителей из Советского Союза, в чем нас подозревали некоторые критики из США. Речь шла о диверсификации источников энергоснабжения с учетом изменений, происходивших на мировых рынках энергоносителей. [9]

Подчеркнем, что сделка "Газ-трубы" являлась классическим контрактом о поставке продукции. В условиях "холодной войны" о кооперации или равноправном технологическом сотрудничестве нельзя было и думать. Договоренность о поставках создала тот минимум доверия, который позднее сделал возможной совместную работу в условиях рыночного хозяйства.

Развал Советского Союза и прекращение сориентированной, по крайней мере, на среднесрочную перспективу инвестиционной политики постсоветских железнодорожных компаний сделали необходимым крутой поворот гораздо быстрее, чем первоначально предполагалось.

Нынешняя рыночная экономика вовсе не означает анархии и беспорядка в хозяйственной жизни и экономической системе. Она покоится на конкуренции, которая, в конечном счете, приносит выгоду. Самые лучшие сделки - такие, которые не ограничиваются только одним днем, а обеспечивают прибыль в течение долгосрочного периода.

Ответственность предпринимателя  заключается в том, чтобы убедить  своих деловых партнеров в  обоюдной выгодности сделки. Сделка "Газ-трубы" была таким долгосрочно полезным, интересным проектом. Своими основными принципами она соответствовала и условиям рыночной экономики. Приобретение части акций Газпрома немецким партнером - концерном РурГаз - предоставило Газпрому возможность осуществлять структурную политику и непосредственно на предприятиях. Эффективность добычи газа в России все еще не достигла мирового уровня. Проблематичной остается ситуация с транспортировкой природного газа и его потреблением. Без технологической и административной поддержки западноевропейских партнеров потенциал экономии первичных энергоносителей в России не сможет быть в полной мере использован. В современных условиях сэкономленный первичный энергоноситель, не важно, газ или нефть, должен оцениваться в качестве ресурсов.

Возникает вопрос: где те российские предприятия, обладающие конкурентоспособностью на международном рынке, которые  могли бы работать с экономической точки зрения рентабельнее, прибыльнее с российским или зарубежным капиталом? Здесь требуется реалистично оценивать шансы, и необходим отраслевой анализ. Национальное автомобилестроение мало-практично, как и национальное производство стали. Мы сталкиваемся с глобальной конкурентной борьбой, а, с другой стороны, на международных рынках осуществляется широкая кооперация. Не является чем-то из ряда вон выходящим, если японский концерн производит свои телевизоры в Германии, как и нормально налаженное производство продукции немецких предприятий в Чехии или в Китае. И Россия тоже должна быть ориентирована на международные стандарты производительности, капитализации и отношения к качеству, поскольку перерабатывающей промышленности необходимо обновляться.

В дальнейшем все меньшее число  предприятий будет получать государственное финансирование по классическим правилам плановой экономики, это может коснуться также и сектора оборонной промышленности. Что касается природных ресурсов, то их легче было бы осваивать при поддержке и участии международных партнеров. Например, для коммерческого освоения нефтяного месторождения Баренцева моря необходима технология, которую Россия до сих пор самостоятельно не разработала. За экспертизой также приходится обращаться к США, Норвегии или Англии.

Как очень часто в своей истории, Россия опять находится на распутье перед принятием решения. Надо определиться, хочет ли она стать как минимум экономической частью Европы; смогут ли выгоды от экономической интеграции с Европейским Союзом перевесить сомнительную пользу от собственного национального пути развития. Это решение должны принять в России. Немецкие предприятия, со своей стороны, как это было продемонстрировано за последние 10 лет, готовы к тому, чтобы осуществлять экономическую деятельность в России.

Только рыночная экономика предоставляет  механизмы, которые не допускают  разбазаривания, растрачивания природных ресурсов. С этой точки зрения она является экономической моделью, соответствующей этическим измерениям, ибо заботится о сохранении жизненных основ всего человечества. [9]

 

2.3 Развитие экономических отношений Германии и России в XXI веке

 

В 2000 году активный немецко-российский торговый оборот достиг около 40 млрд. немецких марок. Это был рекорд. Конечно, многие ожидали еще больших успехов. Но сотрудничество начиналось с деловых  операций в скромном масштабе, в  небольших объемах. А за последние 10 лет перспективы кооперации стали ощутимой реальностью.

Национальный же путь развития с  использованием зарубежного ноу-хау  оказывается непрактичным, поскольку  для ноу-хау необходимо интенсивно обмениваться мыслями на международном уровне, чтобы понять, в чем суть современной технологии.

26 июня 2005 г. в Константиновском  дворце Санкт-Петербурга состоялась встреча Президента России с ведущими представителями деловых кругов Германии, в числе которых были: председатель правления концерна "Е. ОН АГ" В. Бернотат; председатель правления компании "СМС" Г. Вайсс; председатель совета директоров ЗАО "Дрезднер Банк" М. Варниг; заместитель председателя правления компании "Магна Интернешнл" З. Вольф; председатель правления концерна "Метро АГ" Х-Й Кёрбер; член центрального правления концерна "Сименс АГ" Р. Лампрехт; председатель Восточного комитета немецкой экономики К. Мангольд; председатель правления концерна "РВЕ" Х. Роелс; председатель правления концерна "БАСФ" Ю. Хамбрехт; председатель правления компании "Тиссен Крупп АГ" Э. Шульц и член правления концерна "ЕАДС" Т. Эндерс. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества в энергетической, авиа-космической и автомобильной сферах. Глава российского государства сказал, что Россия к 2007 году будет готова к полной валютной либерализации и готовит новые шаги по созданию более комфортных условий для бизнеса. В. Путин также заявил о намерении продолжить переговоры о досрочном погашении российского внешнего долга и выразил надежду на то, что германский бизнес окажет поддержку на переговорах о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). [10]

24 июня 2005 г. газета "Handelsblatt" опубликовала статью под названием "Экономика призывает к продолжению отношений с Москвой". В статье говорится, что Восточный комитет немецкой экономики (ВК) предостерегает (в случае смены Правительства) от охлаждения российско-германских связей. В частности, приводятся слова председателя ВК Клауса Мангольда, который сказал: "В настоящее время я вижу смену приоритетов. Я очень хочу и надеюсь, что мы сможем сохранить имеющиеся хорошие отношения. "Мужская дружба" между немецким Канцлером и российским Президентом часто имела стабилизирующее действие". Далее К. Мангольд выразил явную поддержку Федеральному канцлеру Герхарду Шредеру, сказав, что немецкая экономика, благодаря тесному взаимодействию Г. Шредера и В.В. Путина просто "избалована". К. Мангольд отверг критику отношений Правительства Германии с Москвой, подчеркнув продолжающуюся тенденцию развития России на пути к демократизации и правовому государству. По мнению К. Мангольда, большинство стоящих перед Россией проблем возникли благодаря политике бывшего Президента России Б.Н. Ельцина. В этой связи К. Мангольд отметил, что "если бы приватизация 90-х годов не была проведена с таким количеством ошибок, то дела "Юкоса" просто не было бы". В статье далее приводятся слова члена Правления ВК и Deutsche Bank Тессена фон Хайдебрека, который заявил следующее: "Германия не имеет права опрометчиво терять свои преимущества от экономического сотрудничества с Россией. Британцы и французы уже готовы, чтобы заполнить ту брешь, которую оставят немцы".

20 июня этого же года Организация  экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) опубликовала доклад под названием "Россия: строительство правил для рынка" В докладе Россия названа "слабым государством с сильными чиновниками", которое возвращается к политике преобладающего вмешательства госаппарата в экономику. "Слабость, неэффективность и коррупция всех ветвей власти - главные препятствия для дальнейшего прогресса реформ в России", - говорится в отчете. В числе прочего, ОЭСР критикует также слабую приверженность России принципам господства права. [10]

Доля России в общем товарообороте  Германии с зарубежными странами составила за отчетный период 2,6 процента. Товарооборот между двумя странами в январе-апреле 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 30,7% и составил 11,6 млрд. евро (8,87 млрд. евро в январе-апреле 2004 года). Российский экспорт значительно увеличился (+51,2%), в основном, за счет роста поставок сырья (+56,2%) и полуфабрикатов (47,4%). При этом объем поставляемых нефти и газа увеличился на 56,2% и составил 4,89 млрд. евро (3,13 млрд. евро в январе-апреле 2004 года). Объем поставляемых нефтепродуктов увеличился на 46,4% и составил 0,347 млрд. евро (0,237 млрд. евро в январе-апреле 2004 г.). Увеличение импорта шло менее заметными темпами (+10,1%). В российском импорте из Германии традиционно преобладают готовые товары, доля которых в импорте составила 92,0% (91,4% в январе-апреле 2004 г.). Положительное для России сальдо составило 1,81 млрд. евро (-0,01 млрд. евро в январе-апреле 2004 года) (табл.4). [4]

 

Таблица 4

Развитие товарооборота между  Россией и Германией в январе-апреле 2005 года по предварительным данным Федерального статистического ведомства Германии

 

Един.

измер.

2005 г.

янв-апр

2004 г.

янв-апр

янв-апр 2005 г./

янв-апр  2004 г.в %

Товарооборот

млрд. евро

11,6

8,87

130,7

Экспорт России

млрд. евро

6,7

4,43

151,2

Продовольствие

млн. евро

41,9

38,3

109,4

Сырье

млрд. евро

5,0

3,2

156,2

Полуфабрикаты

млрд. евро

1,15

0,78

147,4

Готовые товары

млрд. евро

0,46

0,37

124,3

Импорт России

млрд. евро

4,89

4,44

110,1

Продовольствие

млн. евро

293,6

294,8

99,6

Сырьё

млн. евро

9,7

10,2

95,1

Полуфабрикаты

млн. евро

77,2

61,5

125,5

Готовые товары

млрд. евро

4,5

4,06

110,8

Сальдо

млрд. евро

+1,81

-0,01

 

 

Россия, также как Германия и  другие страны-члены Евросоюза и  всего мирового сообщества, в конечном счете, обречена на глобализацию и интернационализацию своего производства, чтобы обладать работоспособными предприятиями и производить конкурентоспособную продукцию. Само собой разумеется, что все это одновременно служит свидетельством необходимости углублять германо-российские экономические отношения.

2.4 Россия и Германия сегодня

 

За последнее десятилетие Россия существенно укрепила свои позиции  в международных отношениях со странами Евросоюза, в общем, и с Германией в частности. Не последнюю роль в этом сыграли экспорт энергоносителей и целенаправленная политика российского руководства на расширение сотрудничества с Германией.

Несмотря на процессы глобализации в мировой экономике можно  с уверенностью утверждать, что основные геополитические приоритеты как  нашей страны, так и Германии не поменялись и тезис о том, что Германия является историческим соперником атлантистов, до сих пор остаётся актуальным и неоспоримым. В этом ключе достаточно интересно и показательно заявление канцлера ФРГ Ангелы Меркель летом 2008г. относительно того, что англосаксонская модель регулирования финансовых рынков продемонстрировала свою несостоятельность, и Европа должна усилить свое влияние на выработку правил, действующих на мировом финансовом рынке. [14]

Российско-германские отношения имеют  под собой солидный фундамент, несмотря на то, что в 2009 году объем торговли сократится предположительно на 30 процентов. Германия - важнейший партнер России в области инноваций, технологий и модернизации экономики. Существенное повышение конкурентоспособности России немыслимо без партнерства с Германией в области технологий. По оценкам Восточного комитета Германской экономики (на 2009 год, хотя эта зависимость пока ещё сохраняется, ввиду неэффективного использования и распределения прибыли от продажи сырья) Россия все еще сильно зависит от экспорта энергоносителей и другого сырья - на их долю приходится 85 процентов от общего объема экспортных поставок. Оставшиеся 15 процентов не в состоянии обеспечить России равные с другими промышленно развитыми странами позиции на мировом рынке.

Крупные проекты в автомобильной промышленности, в области ядерной техники и нанотехнологий являются в настоящее время основными темами повестки дня на встречах российских и германских предпринимателей. Наряду с этим, необходимо отметить и возможный вклад Германии в процесс улучшения российской инфраструктуры, о чем говорит, например, недавний проект реконструкции аэропорта "Пулково" в Санкт-Петербурге. Восточный комитет Германской экономики делает все возможное для оказания поддержки подобным проектам. Именно поэтому прилагаются все усилия для ускорения процесса переговоров об улучшении условий финансирования предприятий в России и Германии. Особый упор делается на вопросе увеличения объемов использования возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности. Создание российского энергетического агентства по образцу Германского энергетического агентства "Дена" является наглядным примером эффективной деятельности российской стороны. Все это свидетельствует о больших потенциалах двустороннего сотрудничества.

В целом, в германских правительственных  кругах и в среде крупного бизнеса  сохраняется высокая заинтересованность в дальнейшем расширении сотрудничества и новых совместных проектах в различных сферах международных отношений.

В качестве выгодного примера можно назвать дальнейшее развитие транзита грузов через Северный морской путь. Германия (как и многие европейские страны) давно уже заинтересована в доставке грузов именно этим морским путём, так как транзит через Северный морской путь в Тихий и Индийский океаны обходится ей в разы дешевле, нежели через Суэцкий канал. Таким образом, ФРГ будет выгодно вкладывать средства в развитие и модернизацию российского ледокольного флота. [14]

Также следует отметить и положительную  тенденцию развития культурных отношений между Россией и ФРГ. Так, например, В области высшего образования Германия и Россия также как и другие страны ЕС и G8 участвуют в Болонском процессе. В ходе этого процесса обсуждаются вопросы обоюдного признания дипломов о высшем образовании во всех этих странах и приравнивании учебных программ.

Информация о работе Место Германии в мировой экономики и её экономические отношения с Россией