Место и роль России в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных – Всемирную торговую организацию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Россия в мировой торговле………………………………………………...…4
1.1. Экспорт России…………………………………………………………...….4
1.2. Россия в международной торговле сырьевыми товарами……………….13
1.3. Импорт России……………………………………………………………...15
1.4. Анализ развития торговли России по сравнению с Китаем и развитыми странами……………………………………………………………………….....18
2. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле…………..23
2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле……………………………………………………..23
2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом……...25
2.3. Вступление России в ВТО…………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………....…29
Список литературы……………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КР_Миров экономика.doc

— 2.36 Мб (Скачать файл)

             В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного  оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза. Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и изделий из них – остался на уровне прошлого года. Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано, в основном, ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 25,0%, сыров и творога – на 4,9%, масла растительного – в 2,7 раза, продуктов содержащих какао – на 21,3%, нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений – в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее – на 49,6%, лаков и красок – на 20,9% [9].

 

1.4. Анализ развития торговли России по сравнению с Китаем и развитыми странами

 

          Сравним достижения реформаторов. Прежде всего, сравним тенденции и объемы экспорта некоторых важных товаров (рис.11, 12).

Рис. 11. Объем экспорта некоторых товаров из России и Китая, млрд. долл. Источник:WTO, World Trade Statistics, 2010 [2].

 

 

 

Рис. 12. Объем экспорта некоторых товаров из России и Китая, млрд. долл. (продолжение). Источник:WTO, World Trade Statistics, 2010 [2].

 

          Многократный рост китайского экспорта за последние 15 лет  обусловлен успешными реформами экономики, рост же объемов экспорта России в денежном выражении, как уже отмечалось, – в значительной степени успешным ростом цен на товары сырьевой группы и металлы. Конечно, качество некоторых китайских товаров оставляет желать лучшего, но конкурентоспособность этих товаров постоянно растет и Китай уже успешно завоевывает рынки высокоразвитых стран. Российский же рынок завоеван без проблем. Опыт Китая мог бы послужить отличным примером для нашей страны, но руководство не торопиться ему следовать.

          Рассмотрим экспорт из России  в страны европейского союза (ЕС). Он увеличивался такими же темпами, как и экспорт Китая в эти страны. В денежном выражении за последние годы он достиг рекордных величин (рис.13) [2].

Рис. 13. Объем импорта стран ЕС из Китая и из РФ, млрд. евро.

 

             Но по-настоящему радоваться такому хорошему росту экспорта из России в развитые страны ЕС мешает структура экспорта, она огорчает (рис.13). Китайцы же уже сейчас вполне могут быть довольны своим экспортом в Европу (рис.14) [2].

Рис.14. Доля России в общем импорте ЕС-27 некоторых товаров.

Источник: Eurostat, External and intra-EU trade – a statistical yearbook, 2009.

 

Рис.15. Доля Китая и США в общем импорте ЕС-27 некоторых товаров. Источник: Eurostat, External and intra-EU trade – a statistical yearbook, 2009.

 

              Объемы экспорта машин, оборудования, транспортных средств, электроники  из Китая и России уже несопоставимы (рис.16) [2].

Рис. 16. Экспорт информационного и коммуникационного оборудования (ICT equipment), млрд. долл. Источник: OECD Factbook 2010.

 

            Основные внешнеторговые партнеры РФ

            С 2008 года на первое место по объемам поставок товаров в Россию вышел Китай, который опередил многие годы лидировавшую по этому показателю Германию. Основным импортером российских товаров являются Нидерланды. Но здесь не все так просто: по данным статистических ежегодников стран экспорт товаров Россией в Нидерланды значительно больше импорта товаров Нидерландами из России [2].

Рис.17. Товарный экспорт России в другие страны и товарный импорт России из других стран в 2008 году, млрд. долл. Источник: [I.6].

 

 

 

 

2.  Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле

 

2.1. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле

 

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

В условиях информационного  общества и усиления конкуренции, когда  значение вышеперечисленных конкурентных преимуществ снижается, особое значение в качестве конкурентного преимуществе приобретает информация. Обладая полными и достоверными сведениями о своих клиентах и конкурентах, передовых технологиях, можно в значительной мере оптимизировать конкурентную стратегию и повысить ее эффективность. Наличие точной и полной информации позволяет усилить классические конкурентные преимущества [5].

Сферы развития конкурентоспособности  России. При развитии конкурентоспособности  экономическая политика государства  должна использовать следующие сферы:

1. Ценовая конкурентоспособность. Она сочетает в себе два аспекта: уровень валютного курса и стоимость рабочей силы. Это – традиционные факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, которые до сих пор считаются многими исследователями единственными. Это действительно центральная тема для России поскольку у нас политика валютного курса до сих пор является основным инструментом экономической политики. Однако не следует забывать, что это не единственное измерение конкурентоспособности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, экономическая теория показала, что она может использоваться в течение короткого периода для исправления временных искажений или получения временных выгод, однако не может быть инструментом экономической политики в долгосрочной перспективе. Во-вторых, она может привести к сосредоточению на макроэкономических инструментах и пренебрежению структурными реформами, необходимыми, чтобы гарантировать устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Так или иначе, ценовая конкурентоспособность является ключевым измерением общей конкурентоспособности экономики, особенно в периоды догоняющего развития;

2. Производительность. Она является одним из главных показателей промышленности. Только Развитая экономика способна показывать высокую производительность во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.

Следует также заметить, что в рентной экономике, построенной на использовании природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более важна, чем в стандартных экономических условиях, поскольку эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает нерентные (несырьевые) секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

Для России характерно довольно необычное размещение промышленных отраслей, которые полярно специализированы в отношении добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с  одной стороны, и в то же время  ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая промышленность). Однако по срединной части этой шкалы промышленное производство находится на довольно низком, а иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался энергетике, металлургии и оборонной промышленности, тогда как большинство отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

Естественной промышленной стратегией для России должно быть:

· консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);

· поощрение, когда предоставляется  возможность, замещения экспорта в  отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;

· создание новых экспортных направлений в видах на будущее [8].

 

2.2. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом

 

Современная модель отношений  России и ЕС формируется в новых  международных условиях, которые  характеризуются глобальными экономическими процессами и предстоящим вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

Можно со всей определенностью  сказать, что Европейскому союзу, как  более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов Москве можно ожидать разве что в среднесрочной перспективе, а отрицательных – немедленно, тогда как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных тарифных и нетарифных ограничений даст Евросоюзу асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.

Поскольку экспорт Европейского союза в Россию состоит главным образом из машинотехнической и другой готовой продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза по сравнению с ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России [6].

При оценке таможенной стоимости  товара и определении страны его происхождения ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной торговли Российская Федерация – Европейский союз также должны действовать соответствующие правила ВТО. Для России задача состоит в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров [9].

Если в процессе формирования ЗСТ между Россией и Евросоюзом в области тарифного регулирования  будут предприняты масштабные шаги по либерализации взаимной торговли, то у сторон во многих случаях не будет иного способа защиты национального  производства, рынка, занятости и социальной стабильности, кроме как прибегнуть к тем или иным мерам нетарифного регулирования. Поэтому будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования в духе последовательной либерализации торговли между ними.

Вместе с тем шаги по открытию российского рынка сделают  возможным его освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной в  других странах, что ослабит интерес к инвестированию в России как к средству проникновения на ее внутренний рынок. Но в целом формирование ЗСТ все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего в отрасли обрабатывающей промышленности.

Для того чтобы обеспечить такой положительный эффект, Москве понадобятся активные переговоры с  Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться  на то, что учреждение зоны свободной  торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время как Россия столкнется со значительными трудностями по структурной перестройке ее народного хозяйства и не сразу сможет в полной мере вкусить плоды свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать от Брюсселя соразмерных уступок и льгот в области инвестиционного сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и облегчения доступа российской рабочей силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах – членах Евросоюза [6].

 

2.3. Вступление России в ВТО

 

Необходимо также сказать о потерях, связанных с тем, что Россия до сих пор не может вступить в ВТО. Последствия присоединения России к ВТО могут коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок.

Информация о работе Место и роль России в мировой торговле