Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:49, курсовая работа
В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. МАШИНОСТРОЕНИЕ
2.1 Место машиностроения в едином народном хозяйстве России
2.1.1 Структура машиностроения
2.1.2 Место тяжелого машиностроения и приборостроения в хозяйственном комплексе страны.
2.2 Факторы и особенности размещения тяжелого машиностроения
2.2.1 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения
2.2.2 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения приборостроения
2.3 Сравнительная характеристика современного состояния тяжелого машиностроения
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Производство размещается
преимущественно в крупных
Также в развитых центрах
машиностроение получило развитие производства
тяжелых станков и кузнечно-
На развитие и размещение отраслей приборостроения оказывает влияние, в отличие от тяжелого машиностроения, для которого является преобладающим сырьевой и потребительский фактор, в первую очередь наличие квалифицированных кадров. Это связанно с тем, что в отраслях по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, требующей квалифицированного труда, которые присущи районам высокой технической культуры.
Особенно велико значение центров, где ведутся научно - исследовательские и опытно–конструкторские работы. Эта отрасль машиностроения характеризуется наибольшей трудоемкостью.
В Санкт – Петербурге создали оптико – механическое объединение «Ломо». Объединение «Светлана» производящее электронное оборудование, заводы приборостроения и вычислительной техники.
Машиностроение Центрального – Экономического района, обладающего квалифицированной рабочей силой, передовой наукой и высокими технологиями ориентированно, прежде всего, на создание сложной точной техники, не требующей дефицитного здесь сырья, электроэнергии, топлива. Отраслями специализации являются радиотехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, производство средств автоматизации и управления. Среди центров выделяются Москва, Тула, Владимир, Орел, Смоленск.
В Центрально – Черноземном районе также получили распространение отрасли машиностроения, выпускающие сложную технику. Здесь выделяется Воронеж.
Приборостроение в настоящее время ориентированно на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики, на базе электроники, производство персональных компьютеров, товаров народного потребления.
2.3 Сравнительная характеристика современного состояния тяжелого машиностроения
Оценивая ситуацию в отраслях машиностроения по итогам 1995г., можно констатировать, что одной из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства, сферы товарно–денежного обращения и социальных отношений. Как и в прошлые годы сохраняются обширные структурные диспропорции, снижение общего уровня эффективности и усиление неустойчивости большинства предприятий страны.
В экономике отрасли образовался неиспользуемый потенциал, который составил по занятости почти четверть, а по мощности более половины реальных возможностей производства. Затраты, связанные с поддержанием этого потенциала, увеличивают издержки выпускаемой продукции и не способствуют укреплению ее конкурентоспособности.
Помимо неблагоприятной динамики в комплексе продолжаются регрессивные структурные отраслевые сдвиги. Поскольку в 1995 году сократились капитальные вложения за счет всех источников финансирования в целом по экономике на 16 %, произошло снижение до 13,5 % против 14,3 % в 1994 году удельного веса отраслей, образующих инвестиционный сектор комплекса (тяжелое, энергетическое, химическое, нефтяное).
Еще более заметное падение доли пришлось на наукоемкие отрасли машиностроения (станкостроение, приборостроительная промышленность) – до 14,8 % с 17,1 % в 1994 году.
Таблица 1
Производство основных
видов продукции
Вид продукции |
Год | ||||||
1980г |
1990г |
1991г |
1992г |
1993г |
1994г |
1995г | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тяжелое машиностроение. Турбины млн. кВт. |
13,2 |
12,5 |
10,8 |
8,3 |
6,9 |
6,4 |
5,1 |
Паровые котлы производительностью свыше 10 т пара/час |
51 |
47,3 |
24,1 |
13,1 |
20,1 |
10,1 |
13,1 |
Генераторы и турбины млн. кВт |
13,9 |
8 |
6,7 |
5,5 |
4,8 |
3,1 |
2,8 |
Проходческие комбайны, шт. |
478 |
406 |
415 |
329 |
173 |
143 |
128 |
Шахтные погрузочные машины, шт. |
2768 |
2290 |
1948 |
1556 |
688 |
301 |
251 |
Краны мостовые (включая специальные), шт. |
3370 |
2943 |
2430 |
1721 |
1135 |
422 |
370 |
Турбобуры, тыс. сек. |
9,3 |
12,9 |
10,3 |
8,7 |
0,7 |
0,2 |
0,9 |
Приборостроение Персональные ЭВМ тыс. шт. |
- |
313 |
254 |
137 |
113 |
82,1 |
62,3 |
Фотоаппараты тыс.шт. |
2383 |
1856 |
1905 |
1607 |
852 |
442 |
296 |
Часы млн. шт. |
54,4 |
60,1 |
60,1 |
57,8 |
60,1 |
25,9 |
17,8 |
Как видно из приведенной выше таблицы продукция тяжелого машиностроения характеризовалась резким спадом производства всей номенклатуры продукции. Особенно это коснулось шахтного оборудования и турбобуров. Такая же тенденция происходит и в приборостроении.
Тяжелое положение отрасли тяжелого машиностроения во многом связано с тем, что одной из важнейших задач отрасли было обеспечение оборудованием топливно–энергетического комплекса.
В конце 80-х начале 90-х
годов отрасли ТЭК и предприяти
Машиностроительный комплекс играет исключительно важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей.
Машиностроение, как и экономика РФ в целом находится в кризисе. Для выхода из него необходимо выборочное обновление основных фондов с учетом максимального износа, конверсия и перепрофилирование предприятий. Для технологической сбалансированности комплекса, придания минимально необходимой гибкости его производственной базе требуется приоритетное увеличение выпуска оборудования межотраслевого назначения: приборов и средств автоматизации, технологической оснастки и инструмента.
Анализ состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса показывает, что его судьба, а значит и индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно–спросовые ограничения. Для этого необходимо, прежде всего, продуманная система структурно–инвестиционного государственного регулирования, которое сделает машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
2
Информация о работе Место машиностроения в едином народном хозяйстве России