Место машиностроения в едином народном хозяйстве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. МАШИНОСТРОЕНИЕ
2.1 Место машиностроения в едином народном хозяйстве России
2.1.1 Структура машиностроения
2.1.2 Место тяжелого машиностроения и приборостроения в хозяйственном комплексе страны.
2.2 Факторы и особенности размещения тяжелого машиностроения
2.2.1 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения
2.2.2 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения приборостроения
2.3 Сравнительная характеристика современного состояния тяжелого машиностроения
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

машиностроительный комплекс.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Производство размещается  преимущественно в крупных центрах  машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для ГЭС являются – Санкт – Петербург и Таганрогский завод «Красный котельщик», который производит половину всех паровых котлов в стране. Развитие атомной энергетики производство оборудования для АЭС ( в Санкт – Петербурге выпускаются атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске).

Также в развитых центрах  машиностроение получило развитие производства тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Такое оборудование выпускается, как правило, небольшими партиями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств. Это предприятие в Коломне (Центральный район); Воронеже (Центрально – Черноземный район); Новосибирске (Западно – Сибирский район).

машиностроение отрасль комплекс приборостроение

2.2.2 Факторы, определяющие развитие и особенности размещения приборостроения

На развитие и размещение отраслей приборостроения оказывает  влияние, в отличие от тяжелого машиностроения, для которого является преобладающим сырьевой и потребительский фактор, в первую очередь наличие квалифицированных кадров. Это связанно с тем, что в отраслях по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, требующей квалифицированного труда, которые присущи районам высокой технической культуры.

Особенно велико значение центров, где ведутся научно - исследовательские и опытно–конструкторские работы. Эта отрасль машиностроения характеризуется наибольшей трудоемкостью.

В Санкт – Петербурге создали оптико – механическое объединение  «Ломо». Объединение «Светлана» производящее электронное оборудование, заводы приборостроения  и вычислительной техники.

Машиностроение Центрального – Экономического района, обладающего квалифицированной рабочей силой, передовой наукой и высокими технологиями ориентированно, прежде всего, на создание сложной точной техники, не требующей дефицитного здесь сырья, электроэнергии, топлива. Отраслями специализации являются радиотехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, производство средств автоматизации и управления. Среди центров выделяются Москва, Тула, Владимир, Орел, Смоленск.

В Центрально – Черноземном  районе также получили распространение отрасли машиностроения, выпускающие сложную технику. Здесь выделяется Воронеж.

Приборостроение в настоящее  время ориентированно на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики, на базе электроники, производство персональных компьютеров, товаров народного потребления.

 

2.3 Сравнительная характеристика современного состояния тяжелого машиностроения

 

Оценивая ситуацию в  отраслях машиностроения по итогам 1995г., можно констатировать, что одной из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства, сферы товарно–денежного обращения и социальных отношений. Как и в прошлые годы сохраняются обширные структурные диспропорции, снижение общего уровня эффективности и усиление неустойчивости большинства предприятий страны.

В экономике отрасли  образовался неиспользуемый потенциал, который составил по занятости почти четверть, а по мощности более половины реальных возможностей производства. Затраты, связанные с поддержанием этого потенциала, увеличивают издержки выпускаемой продукции и не способствуют укреплению ее конкурентоспособности.

Помимо неблагоприятной  динамики в комплексе продолжаются регрессивные структурные отраслевые сдвиги. Поскольку в 1995 году сократились капитальные вложения за счет всех источников финансирования в целом по экономике на 16 %, произошло снижение до 13,5 % против 14,3 % в 1994 году удельного веса отраслей, образующих инвестиционный сектор комплекса (тяжелое, энергетическое, химическое, нефтяное).

Еще более заметное падение  доли пришлось на наукоемкие отрасли машиностроения (станкостроение, приборостроительная промышленность) – до 14,8 % с 17,1 % в 1994 году.

 

Таблица 1

Производство основных видов продукции машиностроения.

Вид продукции

Год

1980г

1990г

1991г

1992г

1993г

1994г

1995г

1

2

3

4

5

6

7

8

Тяжелое машиностроение. Турбины млн. кВт.

13,2

12,5

10,8

8,3

6,9

6,4

5,1

Паровые котлы производительностью свыше 10 т пара/час

51

47,3

24,1

13,1

20,1

10,1

13,1

Генераторы и турбины млн. кВт

13,9

8

6,7

5,5

4,8

3,1

2,8

Проходческие комбайны, шт.

478

406

415

329

173

143

128

Шахтные погрузочные машины, шт.

2768

2290

1948

1556

688

301

251

Краны мостовые (включая  специальные), шт.

3370

2943

2430

1721

1135

422

370

Турбобуры, тыс. сек.

9,3

12,9

10,3

8,7

0,7

0,2

0,9

Приборостроение

Персональные ЭВМ тыс. шт.

-

313

254

137

113

82,1

62,3

Фотоаппараты тыс.шт.

2383

1856

1905

1607

852

442

296

Часы млн. шт.

54,4

60,1

60,1

57,8

60,1

25,9

17,8


 

Как видно из приведенной  выше таблицы продукция тяжелого машиностроения характеризовалась резким спадом производства всей номенклатуры продукции. Особенно это коснулось шахтного оборудования и турбобуров. Такая же тенденция происходит и в приборостроении.

Тяжелое положение отрасли  тяжелого машиностроения во многом связано  с тем, что одной из важнейших  задач отрасли было обеспечение оборудованием топливно–энергетического комплекса.

В конце 80-х начале 90-х  годов отрасли ТЭК и предприятия тяжелого машиностроения столкнулись с ограничениями связанными с уменьшением инвестиций, что привело к значительным спадам машиностроительной продукции. Либерализация цен и вызвала еще больший спад производства, продолжающийся до сих пор.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Машиностроительный комплекс играет исключительно важную роль в  экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей.

Машиностроение, как и  экономика РФ в целом находится  в кризисе. Для выхода из него необходимо выборочное обновление основных фондов с учетом максимального износа, конверсия и перепрофилирование предприятий. Для технологической сбалансированности комплекса, придания минимально необходимой гибкости его производственной базе требуется приоритетное увеличение выпуска оборудования межотраслевого назначения: приборов и средств автоматизации, технологической оснастки и инструмента.

Анализ состояния и  перспектив развития машиностроительного комплекса показывает, что его судьба, а значит и индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно–спросовые ограничения. Для этого необходимо, прежде всего, продуманная система структурно–инвестиционного государственного регулирования, которое сделает машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Березин И.Э., Калинина В.П. – Экономика машиностроительной промышленности – М.: Высшая школа. 1988.
  2. Борисов В., Тараканов Г. – Машиностроительный комплекс: состояние и ресурсы развития // Экономист – 1992 –8. Стр. 31 – 40.
  3. Борисов В., Тараканов Г. – Приоритеты машиностроительного комплекса // Экономист – 1994 – 6. Стр. 24 – 31.
  4. Хорошилов Г. – Технологическое развитие машиностроения // Экономист, 1994 – 1, стр. 78 – 83.
  5. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 году (обзор) // Экономист, 1996 – 1, стр.10 - 22.

 

2


Информация о работе Место машиностроения в едином народном хозяйстве России