Место, роль и функции государства в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:40, доклад

Описание работы

Функции государства в рыночной экономике довольно явственно разделяются на две составляющие.
Во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:
- в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление процедур и норм);
- в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;
- в принятии и выполнении принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов).
Во-вторых, наряду с административно-правовыми функциями государство выполняет функции собственно экономического субъекта. Это следующие функции:
- воздействие на поведение других экономических субъектов путем регулирования цен, заработной платы, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов, а также путем осуществления денежной эмиссии;
- осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ или извлечения прибыли (управление госсектором, государственным акционерным капиталом);
- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

Место, роль и функции  государства в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования.

 

Функции государства  в рыночной экономике довольно явственно  разделяются на две составляющие.

Во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:

- в законодательном обеспечении  экономической деятельности (принятие  законов, установление процедур  и норм);

- в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;

- в принятии и выполнении  принудительных административных  и юридических решений по отношению  к государственным и негосударственным  компаниям (закрытие компаний-банкротов,  разукрупнение монополистов).

Во-вторых, наряду с административно-правовыми  функциями государство выполняет  функции собственно экономического субъекта. Это следующие функции:

- воздействие на поведение  других экономических субъектов  путем регулирования цен, заработной  платы, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов, а также путем осуществления денежной эмиссии;

- осуществление непосредственной  хозяйственной деятельности с  целью производства общественных  благ или извлечения прибыли  (управление госсектором, государственным акционерным капиталом);

- перераспределение финансовых  потоков с помощью налогов,  пошлин, субсидий, дотаций и иных  методов финансирования.

Вполне очевидно, что содержание и интенсивность функций государства  зависят от конкретно-исторического положения страны. Ключевая функция государства состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться характер экономики, тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления.

Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций  в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться  в любом современном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них.

1.Правовое обеспечение  экономической деятельности. Одна  из важных функций государства  в этой области — поддержка  права собственности.

2.Организация денежного  обращения,

3. Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

4. Минимизация транзакционных издержек. Под транзакционными издержками понимают издержки эксплуатации экономической системы.

  1. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого и среднего бизнеса.
  2. Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так называемые внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от тех или иных целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они предназначаются, но и на общество в целом.
  3. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты, свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные люди предпочитают быть наемными работниками.

8. Поддержка  оптимального уровня занятости;  минимизация безработицы и издержек  от нее.

9. Проведение  региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

10.Реализация  национальных интересов в мировой  экономике, поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Ключевое значение здесь, очевидно, имеет вопрос о возможных и рациональных формах государственного регулирования экономики. Профессор Б. А. Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях следующих форм регулирования экономики со стороны государства:

  • непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;
  • налоговое и денежно-кредитное регулирование;
  • бюджетное регулирование, т.е. распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;
  • регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов;
  • ценовое регулирование;
  • регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда;
  • социальное регулирование (включая государственное социальное страхование);
  • государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды;
  • регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.).

Таким образом, прежнее противопоставление государства  и рынка в развитых странах  потеряло смысл: и государство, и  рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

 

В переходной экономике  необходим сложный баланс экономической  политики, исключающий как бесперспективный возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде, что сам рынок решит все проблемы.

Строя рыночную экономику, Россия, должна искать свой путь, учитывающий её особенности и исторические традиции. Сложившееся экономическое состояние убеждает в необходимости отказа от схем «дерегулирования» экономики и разработки соответствующей реалиям стратегии «прорыва». Но при разработке такой стратегии должны быть учтены объективная оценка и все особенности экономического положения России.

Необходимость активного  вмешательства государства в  экономику переходного периода  очевидна, так как без его участия  невозможно довести начатые реформы до конца. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России в обозримой перспективе регулирующая роль государства не должна ослабнуть.


Информация о работе Место, роль и функции государства в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования