Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:40, доклад
Функции государства в рыночной экономике довольно явственно разделяются на две составляющие.
Во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:
- в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление процедур и норм);
- в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;
- в принятии и выполнении принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов).
Во-вторых, наряду с административно-правовыми функциями государство выполняет функции собственно экономического субъекта. Это следующие функции:
- воздействие на поведение других экономических субъектов путем регулирования цен, заработной платы, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов, а также путем осуществления денежной эмиссии;
- осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ или извлечения прибыли (управление госсектором, государственным акционерным капиталом);
- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.
Место, роль и функции государства в условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования.
Функции государства в рыночной экономике довольно явственно разделяются на две составляющие.
Во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:
- в законодательном обеспечении
экономической деятельности (принятие
законов, установление
- в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;
- в принятии и выполнении
принудительных
Во-вторых, наряду с административно-правовыми
функциями государство
- воздействие на поведение
других экономических
- осуществление
- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.
Вполне очевидно, что содержание
и интенсивность функций
Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них.
1.Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области — поддержка права собственности.
2.Организация денежного обращения,
3. Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
4. Минимизация транзакционных издержек. Под транзакционными издержками понимают издержки эксплуатации экономической системы.
8. Поддержка
оптимального уровня занятости;
9. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.
10.Реализация
национальных интересов в
Ключевое значение здесь, очевидно, имеет вопрос о возможных и рациональных формах государственного регулирования экономики. Профессор Б. А. Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях следующих форм регулирования экономики со стороны государства:
Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
В переходной экономике необходим сложный баланс экономической политики, исключающий как бесперспективный возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде, что сам рынок решит все проблемы.
Строя рыночную экономику, Россия, должна искать свой путь, учитывающий её особенности и исторические традиции. Сложившееся экономическое состояние убеждает в необходимости отказа от схем «дерегулирования» экономики и разработки соответствующей реалиям стратегии «прорыва». Но при разработке такой стратегии должны быть учтены объективная оценка и все особенности экономического положения России.
Необходимость активного вмешательства государства в экономику переходного периода очевидна, так как без его участия невозможно довести начатые реформы до конца. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России в обозримой перспективе регулирующая роль государства не должна ослабнуть.