Место России в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

1. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой:
а) совокупность производственно–хозяйственных, организационно–экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.
9. Понятие «условие торговли» означает:
в) соотношение экспортных и импортных цен.

Файлы: 1 файл

МИровая на печать.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

                                                               Оглавление:

  1. Тестовый задания.
  2. Реферат на тему: «Место России в мировой экономике».  
  3. Задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Тестовые задания

Вариант 18

1. Внешнеэкономическая деятельность  представляет собой:

а) совокупность производственно–хозяйственных, организационно–экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

9. Понятие «условие торговли» означает:

в) соотношение  экспортных и импортных цен.

12. Назовите теорию, объясняющую торговлю  схожими товарами, удельный вес  которых в общем товарообороте  велик и имеет тенденцию к  росту, а также объясняет торговлю  между странами примерно одинаково наделенными факторами производства:

б) теория эффекта  масштаба.

18. Государственный денежный налог,  взимаемый с провозимых через  границу данной страны товаров,  имущества, ценностей:

в) таможенная пошлина.

25. Разного рода гибкие межфирменные  союзы, создаваемые для совместного  решения ориентированных на глобальный  рынок конкурентных задач в  той или иной области, но  позволяющие продолжать соперничество  в других сферах – это:

б) стратегические альянсы.

33. Обменный курс между валютами  двух стран равен соотношению  уровней цен в этих странах  – это:

а) закон  одной цены.

38. Валюта, функционирующая лишь в  пределах одной страны и не  обмениваемая на другие валюты, называется:

в) замкнутой  валютой.

40. Ситуация в стране с точки  зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в её экономику  свои капиталы:

б) инвестиционный климат.

45. Встречное движение капиталов  между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход – это:

а) движение капиталов международных корпораций.

49. «Утечка умов» представляет собой:

б) международная  миграция высококвалифицированных  кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Содержание  реферата:

Введение

 

Введение

Любое существующее государство вносит свой вклад в  мировую экономику, которая в  свою очередь предоставляет возможности  для экономического развития и улучшения  благосостояния населения. Цель развития внешне - экономических связей РФ –  равноправная ее интеграция в экономические  отношения международного характера  для использования выгод международного разделения труда. Место России в  мировой экономике не соответствует  долговременным интересам экономики  и ее потенциальным возможностям. Необходимо развить механизм поддержки  национальных производителей, снизить  зависимость РФ от импорта продовольствия и экспорта сырья.

 

Место России в мировой экономике.

В конце 20 столетия место России в мировой экономике  по общему объему развития ВВП было 10 в мире, и она отставала примерно в 10 раз от США. В 1999 г. РФ в расчете  на душу населения по ВВП отставала  от США в 5,5 раза.

 

С начала 21 столетия ситуация в экономическом отношении  по показателю ВВП стала изменяться в пользу РФ. В 2006 г. ВВП РФ составлял  около 1160,5 млрд. долларов а в США - 10 800 млрд. долларов, то есть примерно 11% уровня США. Имеется тенденция к укреплению позиции в мировой экономике. В настоящее время мы занимаем по объему промышленного производства 6-е место в мире, что несколько более 20% уровня США.

РФ является экспортером нефти, природного газа и в связи с этим место России в мировой экономике является достаточно высоким. Ряд стран стремятся  снизить энергетическую зависимость  от РФ и импортируют нефть и  природный газ из других стран

Результатом присоединения РФ к ВТО должно быть полноправное ее участие в мировой  системе торговли, достижение наибольших преимуществ в международном  разделении труда, улучшение экономического сотрудничества с иностранными государствами.

Место России в мировой экономике определяется также экспортом рабочей силы в экономическое мировое сообщество. Все граждане России имеют юридическое  право на выезд для трудоустройства  за рубеж. Положительными моментами  экспорта рабочей силы являются: уменьшение безработицы, повышение культурного  и профессионального уровня, финансовые поступления от лиц, выехавших за границу.

Правительство России в целях упорядочения миграции рабочей силы за рубеж заключило  ряд межправительственных и межведомственных соглашений с Польшей, Германией, Финляндией, Швейцарией, Китаем, Словакией и  СНГ. Основные страны, в которые происходит миграция граждан РФ: Польша, Германия, Англия, США и др.

Практически в каждом соглашении содержатся квоты, согласно которым  этих государствах могут работать ежегодно не более 4 тысяч граждан РФ.

Высокая конкуренция  со стороны стран-экспортеров рабочей  силы осложняет выход РФ в международный  рынок труда. Кроме политики квотирования, иностранные государство в отношении рабочей силы других стран ставят и другие барьеры. Однако, не смотря на имеющиеся сложности освоения международного рынка, РФ должна прилагать для освоения максимум усилий. Для эффективного и планомерного освоения необходима единая государственная концепция по экспорту рабочей силы. Выход РФ на международный рынок осложняется неблагоприятной конюктурой .

В настоящее  время происходит глобализация мировой  экономики. В этот процесс в той  или иной степени вовлечены все  страны.

Россия всегда занимала одно из ключевых мест в мировой экономике, и от того, какими темпами и в каком направлении пойдет дальше российская экономика, зависит очень многое, в связи с этим могут измениться соотношение сил, сложившееся на мировых рынках, пропорции мирового хозяйства и перераспределиться выгоды от международных хозяйственных связей, что небезразлично всем странам

Современные тенденции развития мировой экономики.

Современный мир стремится к синтезированной  новой модели развития, которую характеризуют  кроме качественных обновлений технологической  базы производства, широкого внедрения  ресурсов и энергосберегающих технологий, важнейшие сдвиги в содержании, структуре и характере происходящих процессов в производстве и потреблении. Мировым сообществом постепенно преодолевается биполярная модель международных отношений.

 

Конкурентные  преимущества:

-         НТ и образовательный потенциал,

-         новые технологии

-         и инновации на всех стадиях.

Слабости:

-         нет подъема финансово-банковской системы,

-         практически не работают рынки капитали и труда,

-         криминальная обстановка,

-         не приняты необходимые законодательные акты по защите собственности и предпринимательской деятельности,

-         коррупция.

Россия как  страна незавершенных реформ. Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.  
Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.  
Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», – об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Наше общество не полностью отбросило прежнее советское идеологизированное мышление, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за беззакония, за насилие, за трагедии советского периода российской истории.  
Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, «тлетворного» влияния Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении характерны оценки известного немецкого политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционнейшие тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей».  
В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания.       И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы: предприимчивые и образованные люди нового поколения, научно-технический потенциал в виде большой армии ученых, многочисленных НИИ и КБ, внушительного военно-промышленного комплекса, станочного парка и т. д. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России.

 

Прогноз экономического развития России. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии.  
Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Напомню, что в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6 %.  
Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.  
Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.  
Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества. Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций.

Данный прогноз  позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США  долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста  ВВП равняются примерно 2,7 %. Однако в 1990-е экономика Соединенных  Штатов демонстрировала более высокие  темпы, составлявшие порядка 4 % в среднем  в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы  заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8 %. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70 % темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2 %.  
В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран – членов ЕС. На перспективу до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП в размере до 2,6 %, промышленного производства – 1,8 %.  
Во Франции долгосрочный «исторический» темп роста ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние годы, однако, Франции удалось несколько приблизиться к США по динамике этого показателя. Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2 %.  
Весьма необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская болезнь». Однако после либеральных реформ Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, нежели в Соединенных Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП Великобритании в 2,4 %, ее промышленного производства в 1,1 %, т. е. не более высоких, чем во Франции.

 
              Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5 %, промышленного производства – 1,7 %.

Информация о работе Место России в мировой экономике