Метакорпорации
Щербаков Алексей
Группа 3-10
Разделение структур
- Мировой опыт показывает, что не существует одной, оптимальной для всех организационной структуры. Следует выбирать ту структуру управления, которая является адекватной сложившимся экономическим условиям функционирования компании и позволяет ей достичь намеченных целей.
- Но в рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий, позволяющую улучшить взаимодействия руководителей различного уровня и повысить эффективность процесса принятия решений.
Понятие метакорпорации
Метакорпорация – это объединение
нескольких юридических лиц, часть из
которых является коммерческими организациями,
однако само по себе статусом юридического
лица не обладающее.
Одним из наиболее ярких
примеров метакорпорации называют холдинги
– «совокупность двух или более юридических
лиц, связанных между собой отношениями
по управлению одним из участников (головной
компанией) деятельностью других участников
холдинга на основе права головной компании
определять принимаемые ими решения»
. При этом управляющее предприятие, контролирующее
деятельность других предприятий, может
не владеть собственным производственным потенциалом
и не заниматься производственной деятельностью,
а выполнять только управленческие функции.
С экономико-правовой точки зрения, холдинги
– это разновидность корпораций.
Понятие метакорпорации
- Одним из наиболее ярких примеров метакорпорации называют холдинги – «совокупность двух или более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения» . При этом управляющее предприятие, контролирующее деятельность других предприятий, может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью, а выполнять только управленческие функции. С экономико-правовой точки зрения, холдинги – это разновидность корпораций.
Основные составляющие:
- 1) хотя бы часть экономических агентов является коммерческими организациями;
- 2) между агентами существуют устойчивые взаимосвязи (в некоторых аспектах объединение выступает как единое целое);
- 3) существует стратегический центр принятия решений, который может быть как юридическим лицом, так и группой физических лиц (центральный элемент корпорации).
Метакорпорации характеризуются
двумя важнейшими тенденциями:
- 1) транснационализацией, т.е. стремлением, осуществляя прямые иностранные инвестиции (ПИИ), расширять сферу своей деятельности в мировом масштабе, создавая дочерние компании и филиалы за рубежом; 2) интеграцией промышленных и кредитно-финансовых учреждений в рамках метакорпорации, т.е. участием банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений в метакорпорациях.
Новые типы метакорпораций
- Можно упомянуть еще несколько новейших типов метакорпораций. Так, введение систем банковских карт привело к возникновению групп, в состав которых входят банки-эквайреры (бенефициары) и банк-эмитент карточек, играющий роль центрального элемента.
- В Интернете сегодня складывается еще одна форма метакорпораций - "виртуальные универсальные банки", то есть Интернет-компании, обеспечивающие связь клиента со специализированными банковскими институтами и предоставляющие собственно услуги.
Вывод:
- Все это приводит к двойственности понятия ФПГ(финансово-промышленная группа) в России: ФПГ в широком смысле слова (объединение банков и промышленных предприятий, подразделяются на финансово-промышленные, промышленно-финансовые и т.д. в зависимости от доминирования того или иного компонента) и ФПГ в узком смысле слова - специфические правовые формы, в которых создаются объединения предприятий.
Литература:
- Журнал «Корпоративный менеджмент», Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур, Драчева Е.Л., Либман А.М. от 16.05.2013
- Журнал «Корпоративные финансы», Метакорпорации: природа их образования и роль в современной экономике, Голикова Ю.А. №2(18)2011
Спасибо за внимание!