Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 07:58, доклад
Пример метода Рейтинга/ранжирования – «алгебра решений» Бенджамина Франклина. Он, как известно, развивал этот инструмент принятия решений всю свою жизнь и использовал его во многих контекстах. Приступая к решению какой-либо проблемы, он создавал два столбца, один для результата «да» и один для «нет». Затем в каждом столбце он перечислял все причины или параметры в поддержку соответствующего результата. (Возможно, он делал некоторое сжатие так, чтобы не останавливаться на одной причине, выраженной множеством различных способов).
Подходы Рейтинга/ранжирования относятся к числу наиболее широко используемых инструментальных средств, когда приходится иметь дело с проблемами, которые трудно квантифицировать.
Пример метода Рейтинга/ранжирования – «алгебра решений» Бенджамина Франклина. Он, как известно, развивал этот инструмент принятия решений всю свою жизнь и использовал его во многих контекстах. Приступая к решению какой-либо проблемы, он создавал два столбца, один для результата «да» и один для «нет». Затем в каждом столбце он перечислял все причины или параметры в поддержку соответствующего результата. (Возможно, он делал некоторое сжатие так, чтобы не останавливаться на одной причине, выраженной множеством различных способов). Затем он выбирал одну идею, скажем, из колонки "да" и перечеркивал ее, вычеркнув в то же самое время из колонки "нет" столько позиций, сколько необходимо, чтобы набрать равный вес с вычеркнутым "да". Он продолжал вычеркивать причины с равными весами, пока в одном столбце не осталось бы не вычеркнутых причин. Тогда он обращался к другому столбцу, где оставался хотя бы один не зачеркнутый хороший аргумент, скажем, "за", не сбалансированный любыми вхождениями, поддерживающими противостоящее решение ("нет"), и выбирал "да".
Метод Рейтинга/ранжирования включают следующие пять элементов:
1. Критерии оценки в баллах;
2. Система оценки в баллах
3. Шкала оценки в баллах;
4. Весовые коэффициенты;
5. Решающая таблица.
Критерии зависят от того что мы оцениваем, например, при оценке стоимости лицензирования продукта, можно выделить следящие критерии – размер рынка, наличие патентной охраны и стадия развития.
Используется много различных систем оценки в баллах, и выбор одной из них – вопрос вкуса и опыта. Важно также отметить, что система оценки в баллах может предполагать наличие некоторого эталона , хотя это и не всегда так. При оценке технологий наиболее часто используется пятибалльная система с отметками от 1 до 5 пунктов, где 5 – самая лучшая, 1 - самая плохая, а 3 эквивалентно состоянию стандарта. Одно из несомненных достоинств такой системы – ее простота.
Могут использоваться два типа шкал оценки в баллах: субъективный и объективный. При создании субъективной шкалы просто спрашивают эксперта или экспертную комиссию, чтобы рассмотреть описанное обстоятельство через «призму» каждого из критериев и приписать оценку в баллах, основанную на отобранной системе (то есть, от 1 до 5). Объективные шкалы могут быть созданы, когда получен достаточный опыт предсказания стоимостей, с использованием Рейтинг/ранжирования и сравнение таких предсказаний с фактическими результатами. После многочисленных опытов можно оценить (или в некоторых случаях выводить) числовые шкалы. Когда могут быть созданы выведенные шкалы, они обычно известны как коэффициенты влияния. Можно использовать смесь субъективных и объективных шкал для любой данной стоимостной оценки методом Рейтинга/ранжирования.
Когда используются субъективные шкалы, должна быть создана экспертная комиссия в каком-то виде. Введение такой комиссии требует некоторого обдумывания и планирования. Если число людей в комиссии мало, скажем от двух до четырех, то комиссии предпочитают работать скорее в соответствии с консенсусом, чем с голосованием. Комиссия работает лучше всего, когда все стороны находятся в пределах одной комнаты и участвуют в активном обсуждении и дебатах перед предложением оценки в баллах и достижением согласия. Если вовлечено большое количество людей, то лучше работают голосование и усреднение. В таких случаях бывает трудно собрать всех в одном месте и в одно время, чтобы все слышали все мнения и дебаты. Однако при дистанционном голосовании вполне возможно и даже вероятно, что голосующие не будут рассматривать важные аспекты некоторых вопросов, отвлекаясь на вопросы о весах, чтобы присоединить свой голос к одной из групп. Иногда политическая потребность требует более широкого обсуждения. Принятие решений в больших группах было предметом многих исследований, хотя не известно ни одного исследования в контексте стоимостной оценки ИС. Рекомендуемый подход предполагает комиссию от трех до пяти человек, по крайней мере, половина которых (два или три) – регулярные участники таких процессов стоимостной оценки, а остальные являются необходимыми для баланса экспертами и правообладателями. Оптимальный результат – взвешенное мнение регулярных участников, дополненное мнением экспертов и правообладателей.
Весовой коэффициент используется как средство назначения более высокой важности некоторым критериям и более низкой важности другим.
Конечный результат процесса Рейтинга/ранжирования – столбец необработанных оценок в баллах, выставленных экспертом(-ами) рядом с каждым критерием, который надо умножить на соответствующую весовую добавку, чтобы получить взвешенную оценку в баллах, и затем все взвешенные оценки в баллах сложить, чтобы определить рейтинговую/ранжированную оценку в баллах. Для удобства рейтинговая/ранжированная оценка в баллах часто нормализована так, чтобы, например, для системы оценки в баллах от 1 до 5 «средняя» оценка в баллах выдала бы «3.00». Нормализация просто делает интерпретацию проще.
В конечном счете, проблема сводится к тому, как следует представлять результат, чтобы он был полезен при стоимостной оценке. Для этого полезно посмотреть, что именно получается методом Рейтинга/ранжирования. В каком-то смысле мы можем визуализировать процесс как создание «отраслевого стандарта». Для оценки в баллах метод требует сопоставимого соглашения или прецедента либо кластера соглашений, потому что каждая оценка в баллах всегда находится в контексте прецедента. Сопоставимая сделка могла быть совершена с одной определенной технологией, условия лицензирования которой известны, или с совокупностью связанных (в смысле принадлежности к одной категории) лицензированных технологий. В действительности, этот метод предполагает, что оцениваемая технология «принадлежит» категории сопоставимой сделки. Оценка в баллах и вычисления – средства создания качественного или стоимостного отличия от сопоставимой сделки.
Возможно, на первоначальном уровне этот подход кажется настолько специальным и настолько подверженным намеренным и неумышленным смещениям, что его осуществление является бессмысленным. Однако именно этим способом приходится принимать решения во многих крайне сложных ситуациях. В лицензионной торговле такие вопросы возникают постоянно.
Имеются некоторые причины, почему метод Рейтинга/ранжирования используется и ценится: