Методологические основы организации расчетно-кассового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование коммерческих банков точки зрения теории и практики применения.
Задачи данной работы:
определение понятия коммерческий банк и сущности его функционирования;
анализ практического применения законодательной базы, регламентирующей сферу обеспечения коммерческим банкам;

Содержание работы

Введение …………………………………………………….………....... 4
1 Методологические аспекты организации и
учет обеспечения креди-та………………………………………………..6
1.1 Способы обеспечения возвратности кредита.
Залоговые опера-ции………………………………………………………6
1.2 Первичные документы бухгалтерского учета
кредитных операций……………………………………………………..13
1.3 Учет операций по различным способам обеспечений…………….14
2 Практическая часть…………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемой литерату-ры……………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая - копия (2).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение …………………………………………………….………....... 4

            1 Методологические аспекты организации и

            учет обеспечения кредита………………………………………………..6

    1. Способы обеспечения возвратности кредита.

Залоговые операции………………………………………………………6

    1. Первичные документы бухгалтерского учета

кредитных операций……………………………………………………..13

            1.3 Учет операций по различным способам обеспечений…………….14

            2 Практическая часть…………………………………………………....18

            Заключение……………………………………………………………….25

            Список используемой литературы……………………………………...27

            Приложение………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Коммерческие банки, выступая в качестве финансового института и являясь одним из главных посредников на рынке капитала, играют важную роль в развитии бизнеса страны, сохранении экономической и социальной стабильности в обществе, поддержании международного авторитета государства.   По сравнению с другими секторами экономии, банковский сектор в свою очередь повышает свои темпы, но нельзя не заметить, что за последние годы резко увеличился риски банковской деятельности.

Стабильность банковской системы имеет важнейшее значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.

Предметом  исследования в курсовой работе являются коммерческие банки, функции и роль в развитии экономики РФ. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. В свою очередь коммерческий банк- это негосударственное кредитное учреждение, специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов.

Главным источниками в изучении данной работы будут являться: ФЗ «О банках и банковской деятельности № 11-ФЗ в ред. от 15.02.2010;Кроливецкая «Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков»

Цель данной работы – исследование коммерческих банков точки зрения теории и практики применения.

Задачи данной работы:

определение понятия коммерческий банк и сущности его функционирования;

анализ практического  применения законодательной базы, регламентирующей  сферу обеспечения коммерческим банкам;

изучение проведения банковских операций в коммерческом банке;

анализ современной  значимости коммерческих банков.

 

 

 

1 Методологические основы организации функционирования коммерческих банков России

    1. Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков

 

 

Для начала своей деятельности, банки должны пройти регистрацию  и получить лицензию ЦБ РФ. Кредитная организация организовывается в виде любой формы собственности. За регистрацию с кредитной организации взимается сбор, но не более 1% от уставного капитала.

Для регистрации и  лицензирования кредитной организации ее учредителями не позднее, чем через месяц после подписания учредительных документов представляют в территориальной орган банка России следующие документы:

  • Заявление и ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии;
  • Учредительный договор;
  • Устав кредитной организации;
  • Протокол общего собрания учредителей;
  • Свидетельство об уплате государственной пошлины;
  • Нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей, аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности, подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние 3 года;
  • Декларации о доходах учредителей, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств;
  • Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
  • Список учредителей кредитной организации.

Ходатайство включает в  себя бизнес-план, на основе которого центральный банк оценивает:

  • Соответствие создания кредитной организации установленным требованиям.
  • Способность кредитной организации сохранять финансовую устойчивость, выполнять законные  нормы, обязательные резервные требования и т.д.
  • Оценивает адекватность структуры управления кредитной организации принимаемым рискам.

Также прилагаются к  документам документы, подтверждающие права собственности одного из учредителей на здание или помещение, в котором располагается банк или обязательства арендодателя о предоставлении помещения в аренду в случае его регистрации.

К ходатайству о государственной  регистрации прилагается расчетный  баланс, план доходов и расходов, прибыли на первые 3 года.

Руководство должно иметь:

  • Высшее экономическое или юридическое образование и опыт работы в данном отделе не менее года;
  • Специальное юридическое или экономическое образование и опыт работы не менее 2 лет;
  • Отсутствие судимости или наложения штрафов за экономические преступления.

Формирование уставного  капитала:

Вклады в уставный капитал могут иметь следующий  вид:

  • В виде денежных средств;
  • В виде материальных активов (но не более 20%).

Для формирования уставного  капитала не могут быть использованы:

  • Средства федерального бюджета и государственных фондов;
  • Привлеченные денежные средства.

Облигации федерального займа (ОФЗ) могут быть использованы для формирования уставного капитала, но не более 25% от общего размера уставного капитала. Приобретение более 5% долей (акций) в результате одной или нескольких сделок одним или группой учредителей, связанных между собой соглашениями, либо являющимися дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, требует обязательного уведомления ЦБРФ. Приобретение более 25% акций требует предварительное согласие ЦБРФ. Учредители могут оплачивать свою долю в иностранной валюте. При этом требуется разрешение ЦБРФ для нерезидентов. В течение одного месяца после уведомления о государственной регистрации кредитной организации, ее учредители должны оплатить 100% уставный капитал.

Порядок формирования и  использования резервного фонда:

Источником формирования резервного фонда является прибыль отчетного года, оставшаяся в распоряжении кредитной организации после уплаты налогов. В резервный фонд могут быть направлены неиспользуемые средства на начало текущего года из фондов, сформированных в предшествующие годы. Общая сумма отчислений в резервный фонд устанавливается ежегодно общим собранием учредителей, но не может превышать сумму чистой прибыли за отчетный год.

Минимальный размер резервного фонда не менее 15% оплаченного уставного  капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд не менее 5% чистой прибыли до достижения минимального размера резервного фонда.

Использование резервного фонда:

  • Покрытие убытков;
  • Увеличение уставного капитала путем капитализации (присоединяется к уставному капиталу только сумма, превышающая размер минимально допустимого резервного фонда).

Контроль за формированием  и использованием резервного фонда  входит в компетенцию территориального учреждения центрального банка. В случае нецелевого использования резервного фонда, кредитная организация обязана восполнить недостающую сумму в течение года, а также уплатить штраф в размере 0,1 минимального размера уставного капитала для вновь созданных коммерческих банков .За нарушение условий формирования и использования резервного фонда может быть наложено ограничение на осуществление отдельных видов операций на срок до 6 месяцев.

Порядок формирования расчетного баланса, плана доходов, расходов и прибыли:

  • Касса - до 10% суммы привлеченных средств (пункты 4, 5, 6 расчетного баланса включаются в объем кассовых средств, направляемых от клиентов). Одновременно принимается во внимание риск хранения в кассе значительных сумм денежных средств.
  • Обязательные резервы, депонируемые в банке России. Исчисляются согласно положению "Об обязательных резервах кредитных организаций".
  • Средства кредитной организации на ее корреспондентских счетах - это ожидание остатка средств на корреспондентских, субкорреспондентских счетах (счета в фирмах, рекомендуемая величина денежных средств - до 20% от остатка привлеченных средств).
  • Кредиты. Ограничиваются размером собственных и привлеченных средств.
  • Вложения в ценные бумаги и приобретение доли.
  • Основные средства и хозяйственные материалы.
  • Прочие дебиторы - задолженность со стороны возможных прочих должников.
  • Отвлеченные средства (указывается сумма распределения плановой прибыли).
  • Прочие активы - указываются предполагаемые направления размещения средств.

Порядок становления  расчетного баланса по пассиву:

  • Уставный капитал банка - здесь фиксируется сумма оплаченного уставного капитала, сумма основных средств (максимально 20%).
  • Резервный фонд.
  • Другие фонды.
  • Счета кредитных организаций корреспондентов (предполагаемые остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций и их филиалов).
  • Средства юридических и физических лиц на расчетных, текущих, срочных счетах и счетах до востребования.
  • Депозиты юридических и физических лиц, ожидаемые остатки на счетах юридических и физических лиц.
  • Кредиты, получаемые данным банком у других кредитных организаций.
  • Прочие кредиты.
  • Прочие пассивы, если предполагаются другие источники привлекаемых средств.
  • Прибыль.

План доходов, расходов и прибыли банка на первые 3 года составляется с учетом следующих показателей:

  • Доходы - проценты, которые кредитная организация получит по кредитам, в том числе по краткосрочным кредитам от других кредитных организаций, по долгосрочным кредитам в т.ч. от других кредитных организаций.
  • Доходы (дивиденды) по ценным бумагам и по участию в долях других организаций.
  • Доходы от операций на валютном рынке.
  • Комиссионные доходы.
  • Прочие доходы.

Расходы:

  • Проценты, которые необходимо уплатить (по межбанковским кредитам, по депозитам и текущим счетам).
  • Расходы по операциям с валютой.
  • Комиссионные расходы.
  • Прочие расходы (заработная плата, содержание зданий и т.д.)
  • Цена основных средств.
  • Расходы на содержание аппарата управления.

Прибыль: в т.ч. прибыль, направляемая на платежи в бюджет, прибыль, направляемая в резервный фонд, в фонды экономического стимулирования, на дивиденды.

Информация о работе Методологические основы организации расчетно-кассового обслуживания