Методологический
подход к реорганизации деятельности
предприятия
Суть методологического подхода
Заключение
Сегодня
любое предприятие, чтобы успешно
действовать в условиях рыночной
экономики, должно оперативно формировать
рациональные варианты "ответов"
на все потенциальные изменения,
ежедневно возникающие в процессе
своей деловой активности. Процесс
формирования и применения рациональных
вариантов "ответов" осуществляется
в рамках концепции общего управления
качеством функционирования предприятия.
В этом случае основной целью управления
является поддержка качества деятельности
предприятия на заданном уровне в
зависимости от изменяющейся внутренней
ситуации на предприятии и внешнеэкономической
ситуации. Очевидно, что основополагающим
этапом создания механизма управления
качеством функционирования бизнес-системы
это разработка методологического подхода
реорганизации ее деятельности.
Под предприятием понимается
любая коммерческая или государственная,
производственная или торгово-сбытовая,
административная или финансовая структура.
Чтобы создать механизм управления
качеством функционирования предприятием,
необходимо:
- рассматривать предприятие как сложную бизнес-систему;
- разработать методологический подход реорганизации деятельности бизнес-системы, обеспечивающий:
- проведение анализа и оценки эффективности функционирования бизнес-системы;
- создание плана мероприятий перевода бизнес-системы из текущего состояния в заданное состояние, а также поддержания бизнес-системы в требуемом состоянии;
- реализацию плана мероприятий;
- разработать типовые решения по построению корпоративных информационных систем (КИнС) автоматизированной поддержки функционирования бизнес-систем, обеспечивающие:
- предпроектное обследование и системное моделирование бизнес-системы;
- разработку решений по построению аппаратного, программного, информационного и организационного обеспечения КИнС;
- разработку решений по построению корпоративного информационного пространства бизнес-системы;
- оценку эффективности применения средств автоматизации КИнС;
- разработку проектов (системного, эскизно-технического, рабочего) КИнС;
- адаптировать методологический подход на различные прикладные области: коммерческие, банковские, производственные и государственные структуры с учетом особенностей их функционирования.
Основополагающим этапом
создания механизма управления качеством
функционирования бизнес-системы является
разработка методологического подхода
реорганизации ее деятельности.
Основные требования, которыми
авторы руководствовались при разработке
методологического подхода, являлись
следующие:
- теоретическая основа и программная реализация механизма управления, состоящая в применении существующих методов системного, функционально-информационного, стоимостного и имитационного анализа, а также программных средств их поддержки;
- вертикальная общность подхода, обеспечивающая охват всех направлений совершенствования деятельности бизнес-системы, начиная от реорганизации технологии работы бизнес-системы, включая ее оргштатную структуру, и заканчивая автоматизированной поддержкой рациональной технологии работы в виде соответствующей КИнС бизнес-системы;
- горизонтальная общность подхода, обеспечивающая его применение при совершенствовании деятельности бизнес-систем, функционирующих в различных прикладных областях.
Данный методологический
подход был успешно апробирован
при выполнении ряда консалтинговых
проектов реорганизации деятельности
бизнес - систем.
Суть методологического
подхода
Несколько определений, которые
являются аксиоматической основой
решения задачи реорганизации предприятия.
Определение 1. Бизнес-система представляет
собой связанное множество бизнес - процессов,
конечной целью которых является выпуск
продукции. Под продукцией понимаются
товары, услуги и документы.
Определение 2. Бизнес-процесс представляет
собой горизонтальную иерархию внутренних
и зависимых между собой функциональных
действий, конечной целью которых является
выпуск продукции или отдельных ее элементов.
Как правило, следует различать следующие
категории бизнес-процессов:
- процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, в результате реализации которых осуществляется получение определенного дохода в бизнес-системе;
- процессы планирования и управления, обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации процессов выпуска продукции;
- ресурсные процессы, обеспечивающие доставку ресурсов в точку непосредственного выполнения действия;
- процессы преобразования, являющиеся вспомогательными и выполняющиеся в тех ситуациях, когда необходимо достичь целевых действий путем изменения существующих технологий.
Процессы преобразования,
ресурсные процессы и процессы планирования
и управления являются обеспечивающими
процессами по отношению к основным
бизнес-процессам, осуществляющим непосредственно
выпуск продукции. В зависимости
от предметной области меняется необходимость
применения, а также вес, сложность
и значимость обеспечивающих процессов
по отношению к основным бизнес-процессам.
Определение 3. Бизнес-процесс характеризуется:
- существующей ("как есть") технологией реализации бизнес-процесса;
- существующей оргштатной структурой бизнес-системы, участвующей в реализации бизнес-процесса;
- средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и пр., обеспечивающими реализацию бизнес-процесса.
Определение 4. Основными показателями оценки
эффективности бизнес-процессов являются:
- количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;
- количество потребителей продукции;
- количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
- стоимость издержек производства продукции;
- длительность выполнения типовых операций;
- капиталовложения в производство продукции.
Определение 5. В процессе жизнедеятельности
бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов
осуществляется достижение определенной
совокупности целей. В общем случае совокупность
целей имеет иерархический вид (дерево
целей) и каждая цель имеет свой вес. Достижение
целей осуществляется путем выполнения
соответствующего множества бизнес-процессов.
Определение 6. Реорганизация бизнес-системы
есть подход перепроектирования бизнес-процессов
в структурном виде, обеспечивающим увеличение
количества производимой и количество
потребителей продукции, а также уменьшение
стоимости издержек производства при
заданном количестве операций, их длительности
выполнения и капиталовложениях в производство.
Реорганизация деятельности
бизнес-системы осуществляется в два основных
этапа. На первом этапе:
- осуществляется фиксация - моментальный "снимок" текущего состояния бизнес-системы;
- определяется целевое состояние бизнес-системы;
- разрабатывается план мероприятий перехода бизнес-системы из текущего состояния в целевое.
Данный этап аналитических
работ целесообразно выполнить
силами консалтинговой фирмы.
Получение "снимка" текущего
состояния предприятия производится
путем создания интегрированной
функционально-информационно-стоимостной
модели, включающей:
- комплекс функционально-информационных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов;
- комплекс функционально-стоимостных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов;
- комплекс имитационных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов.
Инструментальной средой
поддержки создания моделей являются
программные пакеты функционально-информационного
моделирования и анализа Design/IDEF,
функционально-стоимостного моделирования
и анализа EasyABC Plus и функционально-имитационного
моделирования ServiceModel.
На основе применения комплексов
функционально-информационно-стоимостных
моделей производится:
- анализ технологий реализации бизнес-процессов по показателям эффективности;
- анализ и оценка информационных потоков и документооборота;
- анализ деятельности структурных подразделений бизнес-системы;
- формирование информации, которая необходима для понимания происходящих в структурных подразделениях бизнес-системы процессов и для принятия обоснованных решений по их улучшению;
- определение стоимости издержек производства продукции;
- определение точного значения себестоимости производства и сбыта продукции;
- определение эффективности применения средств автоматизации в структурных подразделениях бизнес-системы;
- выделение функций, которые обеспечивают достижение стратегических целей реализации бизнес-процессов и являются наиболее прибыльными;
- обнаружение дорогостоящих функций (затратных центров) технологий реализации бизнес-процессов, которые не оправдывают затрачиваемых на них средств;
- разработка ранжированных перечней (по значениям показателей) технологических участков реализации бизнес-процессов;
- разработка ранжированного перечня технологических участков, изменение которых обеспечит улучшение значений показателей реализации бизнес-процессов.
Следует отметить, что описание
технологий применения функционально-информационно-стоимостных
моделей требует отдельного рассмотрения,
в котором можно было бы обсудить
такие вопросы, как экспорт функций
IDEF-моделей в EasyABC Plus и ServiceModel, выявление
ресурсов и стоимостных объектов, формирование
иерархий ресурсов и стоимостных объектов,
алгоритмы поиска затратных центров, наполнение
модели информацией о стоимости, проведение
расчетов по модели, формирование внутренних
и итоговых отчетов о распределении затрат.
Результатом обобщения проведенного
анализа существующих технологий реализации
бизнес-процессов по функционально-информационно-стоимостным
моделям являются предложения по совершенствованию
деятельности бизнес-системы. Предложения
по совершенствованию деятельности бизнес-системы,
как правило, включают:
- изменение существующих технологий реализации бизнес-процессов до уровня рациональных ("как должно быть") технологий;
- изменение системы планирования, управления и контроля деятельности бизнес-системы;
- производство новых перспективных продуктов;
- расширение рынка сбыта продукции и т.д.
Интеграция сформированных
предложений по совершенствованию
деятельности бизнес-системы со взвешенным
деревом целей и требований, сформулированных
руководством, позволяет разработать
целевую программу развития бизнес-системы.
Целевое состояние бизнес-системы характеризуется
соответствующими комплексами функционально-информационных,
функционально-стоимостных и функционально-имитационных
моделей. Наличие комплексов функционально-информационно-стоимостных
моделей текущего и целевого состояний
бизнес-системы, а также целевой программы
развития бизнес-системы позволяет создать
план мероприятий по переходу бизнес-системы
из текущего состояния в целевое.
Как правило, планирование деятельности
бизнес-системы предусматривает:
- стратегическое целевое планирование ;
- оперативное планирование;
- текущее планирование отдельных операций.
Следовательно, планирование
деятельности бизнес-системы заключается
в детальной и всесторонней разработке
всех вопросов по стратегии и тактике
ее развития в целях достижения высокой
организованности, согласованности и
материальной обеспеченности мероприятий,
проводимых структурными подразделениями
по решению поставленных задач. Кроме
того, на первом этапе создается постоянно
работающая группа аналитиков бизнес-системы,
которая осуществляет свою деятельность
в соответствии с разработанным специальным
программно-методическим комплексом (моделями,
предложениями, планами) и программными
средствами Design/IDEF, EasyABC Plus, ServiceModel.