Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 11:56, реферат
Одним из подходов к распознаванию кризисов является метод сканирования, т.е. непрерывного упорядоченного, поэлементного просматривания пространства или объекта. По методике Г.М. Курошевой, основанной на применении сканирования, объектом диагностики предлагается считать сигнал о надвигающемся кризисе – начальное экономическое явление, свидетельствующее о том, что появились признаки изменения существующего состояния организации [1]. Другим, не менее важным аспектом диагностики является количественная оценка интенсивности сигналов, реальная возможность измерения этой интенсивности на основе доступной информации, выделения из «фоновых шумов» истинного сигнала.
1. Методология и методика анализа экономического состояния кризисной организации
Одним из подходов к распознаванию кризисов является метод сканирования, т.е. непрерывного упорядоченного, поэлементного просматривания пространства или объекта. По методике Г.М. Курошевой, основанной на применении сканирования, объектом диагностики предлагается считать сигнал о надвигающемся кризисе – начальное экономическое явление, свидетельствующее о том, что появились признаки изменения существующего состояния организации [1]. Другим, не менее важным аспектом диагностики является количественная оценка интенсивности сигналов, реальная возможность измерения этой интенсивности на основе доступной информации, выделения из «фоновых шумов» истинного сигнала.
Сканирование должно осуществляться по следующим направлениям: составление перечня параметров внешней и внутренней среды; количественная и качественная оценка внешних сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической и правовой конъюнктуры в национальной экономике; количественная и качественная оценка внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса организации и достигнутом конкурентном преимуществе фирмы на отечественном и мировом рынках;
определение периодичности наблюдения за установленными параметрами состояния внешней и внутренней среды организации; проведение анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисные явления;
определение «контрольных точек» в цепочках экономических явлений и порядка наблюдения за ними;
проведение внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдений за параметрами внешней и внутренней среды организации, и оценка результатов анализа с точки зрения их влияния на возможность выполнения первоначальной миссии организации.
Достоинством данной методики является то, что она позволяет диагностировать кризисные явления на самых ранних стадиях. Недостаток состоит в том, что методика носит сугубо качественный характер и не содержит подробной информации о параметрах, используемых в диагностике и критериях их оценки.
Для диагностики скрытой стадии кризиса
использовать показатель «цены предприятия»
[2]. Скрытая стадия кризиса характеризуется
тем, что начинается незаметное снижение
«цены» организации по причине неблагоприятных
тенденций как внутри организации, так
и вовне. Предлагается проводить диагностику
скрытой стадии кризиса, используя одну
из возможных формул «цены предприятия».
Например, цену предприятия можно определить
капитализацией прибыли. Снижение цены
предприятия в данном случае означает
снижение его прибыльности или увеличение
средней стоимости обязательств. Снижение
текущей цены предприятия проявится явно
в показателях прибыльности и требованиях
банков, акционеров и других вкладчиков
средств. Прогноз ожидаемого снижения
требует анализа перспектив прибыльности
и процентных ставок. Условия будущего
падения цены предприятия обычно формируются
в текущий момент и могут быть в определенной
степени предугаданы. Хотя в экономике
организации всегда остается место для
непрогнозируемых скачков. По нашему мнению,
анализ показателя цены предприятия играет
свою роль в прогнозировании кризиса в
организации, но не может обособленно
использоваться для построения реальных
прогнозов.
В прогнозировании развития
организации можно использовать среднегодовую
величину коэффициента автономии [3]: INCLUDEPICTURE
"http://www.m-economy.ru/img/
INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_
УЗ – уровень знаний в организации, определяемый количеством и полезностью вводимой управляющей информации и использованными знаниями при создании организации (информационно-управляющий показатель);
ПТч – производительность труда, измеренная по выработанному чистому продукту (организационно-экономический показатель);
Эссч – эффективность собственных средств организации, т.е. отношение чистого изготовленного продукта к среднегодовой величине этих средств (финансово-экономический показатель).
Такой многоаспектный анализ позволяет раскрыть и оценить взаимодействие организационных, управленческих, экономических, финансовых и других процессов, и в результате формируется объемное представление о кризисе, направлении и характере его развития в организации. Неравномерность изменения наблюдаемых показателей в периоде говорит об утрате устойчивости организации и развитии кризиса. Достоинством данного подхода является попытка выйти за рамки чисто финансового оценивания кризисного развития и придать диагностике кризиса многоаспектность.
Эффективным инструментом для прогнозирования и диагностики кризиса является методика С.В. Яковенко [4], которая позволяет проводить прогнозирование и диагностику кризиса по слабым сигналам, а также строить нечеткую функцию вывода о вероятности развития кризиса и выявлять аномалии в экономическом и финансовом состоянии организации. Для построения модели прогнозирования кризиса формируется набор «слабых» сигналов об угрозе возникновения кризиса. С помощью метода экспертных оценок определяется массив условных вероятностей р (kj/si). Для оценки степени выраженности сигнала предлагается применять 5-ти или 10-ти балльную лингвистическую шкалу оценок.
По каждой из сфер деятельности (каждому подразделению) вводится два счетчика:
1) Т = Т + 1, где Т – счетчик истинных условий;
2) I = I + kT, где I – интенсивность сигналов;
kT – сумма баллов для Т-го условия.
По результатам первого счетчика определяется
масштабность сигналов по каждой сфере
деятельности и во внешней и внутренней
среде организации в целом. Масштабность
угрозы определяется по формуле (2): INCLUDEPICTURE
"http://www.m-economy.ru/img/
INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_
где М – масштабность появления сигналов угрозы развития кризиса;
N – сумма условий по данной сфере или общая сумма во внешней и внутренней среде.
По уровню масштабности можно судить о количестве сфер, в которых возможно развитие кризисных процессов.
Данные второго счетчика позволяют определить
уровень интенсивности сигналов о возможной
угрозе возникновения кризиса. INCLUDEPICTURE
"http://www.m-economy.ru/img/
INCLUDEPICTURE "http://www.m-economy.ru/ftp_
где L – уровень угрозы;
N – сумма условий по данной сфере или общая сумма во внешней и внутренней среде;
s – размерность шкалы оценок (5 или 10 баллов).
Значение L – определяет уровень угрозы в процентах от максимально возможного уровня.
Для формирования прогноза возможности развития кризиса используется нечеткая функция принадлежности, описываемая алгоритмом: если значения переменных до 20%, то масштабность (интенсивность) сигналов о наступлении кризиса – незначительная; если от 20 до 30%, то низкая; если от 30 до 60% – средняя; если больше 60% - высокая. Такая методика является наиболее применимой в реальных экономических условиях и обеспечивающей комплексное обследование состояния организации с целью прогнозирования кризисной ситуации, дает возможность распознавания кризисов в условиях неполной информации.
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Знания о скрытой стадии кризиса, особенностях ее протекания и специфике ее распознавания очень важны для антикризисного управления. Как правило, кризис можно преодолеть и на острой его стадии, но предварительная подготовка к кризису на скрытой стадии дает организации больше шансов для выживания, делает протекание кризиса более мягким, с меньшими временными и материальными потерями. Распознавать симптомы надвигающего кризиса необходимо задолго до того, как он случится, чтобы начать принимать соответствующие меры прежде, чем кризис перейдет в острую или хроническую фазы. Даже если кризис невозможно остановить, знание о его приближении позволяет руководству организации лучше подготовиться к его наступлению. Поэтому главная задача антикризисного управления состоит в своевременном распознавании кризиса на самых ранних стадиях, в том числе и на стадии скрытого кризиса. По нашему мнению, методика прогнозирования и диагностики кризисов должна представлять собой часть программы антикризисного управления организацией, целью которой является:
прогнозирование угрозы вступления организации в полосу кризисного развития;
мониторинг факторов внешней и внутренней среды функционирования организации;
своевременное распознавание признаков и природы кризиса; определение глубины кризисных явлений и их опасности для будущего развития организации;
определение ключевых параметров разработки стратегии и тактики антикризисного управления организацией;
локализация кризиса.
Для распознавания скрытого кризиса стандартные методики расчета основных показателей деятельности организации и их сравнения с нормативами малоэффективны, как и интегрированные показатели диагностики вероятности возникновения кризисной ситуации.
Необходимо построение целой системы мониторинга и прогнозирования кризисов, позволяющей:
отслеживать динамику основных показателей деятельности организации;
своевременно «улавливать» сигналы, свидетельствующие о возможном ухудшении положения организации;
строить кратко- и долгосрочные прогнозы развития. Необходимо иметь систему, позволяющую проводить количественный и качественный анализ «сигналов» об угрозе приближения кризисного состояния. Для этой цели часто используется SWOT-анализ – выявление совокупного влияния на конкурентный статус организации ее сильных и слабых сторон по отношению к внешней среде, широты возможностей организации для выполнения миссии, степени и характера угроз выполнению миссии организации.
При построении системы распознавания скрытой стадии кризиса необходимо учитывать не только наиболее существенные источники возникновения угрозы и характер сигналов, свидетельствующих об изменении состояния организации, но и количественную оценку интенсивности сигналов, выделение из «фоновых » шумов истинного сигнала.
Система распознавания скрытой стадии кризиса должна включать:
составление перечня параметров внешней и внутренней среды организации;
количественную и качественную оценку внешних сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической и правовой конъюнктуры в национальной экономике;
количественную и качественную оценку внутренних сигналов о состоянии и динамике финансово-экономических и производственно-хозяйственных параметров деятельности организации;
распознавание отклонений параметров ситуаций от норм и стандартов, выявление сигналов и возмущений, оценку вероятных признаков угрозы кризиса или неблагоприятных ситуаций;
установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса по параметрам размера вероятных потерь (выгод) и уровня дефицита времени для выхода из кризисных ситуаций;
определение и оценку факторов, влияющих на развитие кризисных ситуаций, их взаимосвязей и взаимозависимостей, и возможных последствий наступления прогнозируемых явлений.
Просматривать внешнюю и внутреннюю среду должна группа экспертов – специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа.
Распознавание скрытой стадии кризиса происходит через постоянное наблюдение не менее чем за 50 параметрами внешней и внутренней среды функционирования организации, выводы о вступлении организации в фазу скрытого кризиса делаются, если имеются слабые совокупные отклонения по нескольким из анализируемых параметров.
Задача
Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 1С=.
Ожидаемый денежный поток О*, (i от 1 до п)
Предполагаемая норма доходности равна 15%. Выгоден ли данный проект,
если его длительность п=
Определить показатели: срок окупаемости с учетом фактора времени и без учета фактора времени, чистую приведенную стоимость,
индекс рентабельности инвестиций
Вариант/ Показатели |
4 |
1С тыс.р |
400 |
п лет |
5 |
С1 тыс.р |
100 |
С2 тыс.р |
120 |
С2 тыс.р |
150 |
С4 тыс.р |
160 |
С5 тыс.р |
200 |
С6 тыс.р |
|
С7 тыс.р |
|
n = 5 лет
r = 15%= 0,15
1. Определим срок окупаемости без учета фактора времени
Ток = 400/ (100+120+150+160+200)/5 = 2,7 = 2 года 7 месяцев
Год |
Чистый денежный поток |
Кумулятивный доход |
- IC+кумулятивный доход |
100 |
100 |
- 400 + 100 = - 300 | |
120 |
220 |
- 400+ 220 = - 180 | |
150 |
370 |
- 400+ 370= - 130 | |
160 |
530 |
- 400+ 530= +130 | |
200 |
730 |
- 400+ 730= + 230 |
Информация о работе Методология и методика анализа экономического состояния кризисной организации