Методология экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Содержание работы

1. Теоретический раздел. Методология экономического анализа
Введение………………………………………………………………………
1.1. Метод экономического анализа ………………………………………..
1.2. Классификация методов и приемов экономического анализа ……….
Заключение……………………………………………………………………
2. Аналитический раздел
2.1. Исходные данные………………………………………………………..
2.2. Решение и выводы……………………………………………………….
Список литературы…….……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Экономический анализ 6.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию  и науке Российской Федерации  Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Восточно-Сибирский Государственный  Технологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

На тему: «Методология экономического анализа»

По дисциплине: «Экономический анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса, ЗО

Специальности ФиК, №  з/кн 3558104

Мартынова Юлия Анатольевна

Проверил(а):__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012г

 

Содержание

1. Теоретический раздел. Методология экономического анализа

 

Введение………………………………………………………………………

3

1.1. Метод экономического анализа ………………………………………..

4

1.2. Классификация методов и приемов экономического анализа ……….

6

Заключение……………………………………………………………………

17

2. Аналитический раздел

 

2.1. Исходные данные………………………………………………………..

18

2.2. Решение и выводы……………………………………………………….

18

Список литературы…….……………………………………………………

19


 

1. Теоретический раздел. Методология экономического анализа

Введение

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Характерной чертой экономического анализа является не только выявление тенденций и закономерностей функционирования и развития организации, резервов, упущенных возможностей, но и разработка практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их деятельности.

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления.

Методология экономического анализа, рассмотренная в работе, объединяет показатели и коэффициенты экономической и хозяйственной деятельности в систему, следовательно, служит обеспечением целостности и эффективности проведенного анализа.

 

1.1. Метод экономического анализа

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и  задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.

В экономической литературе нет достаточно четкого разграничения  между методами и методиками экономического анализа, однако, такое разграничение провести следует.

Метод анализа имеет следующие  характерные для него особенности:

  • комплексность изучения хозяйственной деятельности;
  • рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии;
  • раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;
  • обобщение результатов анализа;
  • разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы организаций и организаций.

Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждой организации должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других организаций, с явлениями и процессами, происходящими в экономике страны. Например, изменения объема и структуры продаж должны рассматриваться в связи с общим ростом производства товаров в данном районе, области, изменениями в покупательной способности местного населения, а также с учетом происходящих изменений в структуре потребления населения.

В ходе экономического анализа хозяйственной деятельности организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в противоположных направлениях. Так, рост прибыли, например, может быть обусловлен увеличением объема продаж, сокращением затрат и др., а уменьшение прибыли - замедлением оборачиваемости оборотных средств и др. Чтобы полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный прием исследования. Изучение отдельных элементов в увязке с общими результатами — это индуктивный прием исследования - от частного к общему.

Так, при оценке выполнения плана продаж, сначала применяют  дедуктивный прием исследования: определяют выполнение плана по всей организации, затем устанавливают отклонения по отдельным товарам, товарным группам и т.д., а также изучают факторы, вызвавшие эти отклонения. Затем применяют индуктивный прием исследования: группируют выявленные частные результаты, обобщают наиболее важные причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана, и делают выводы. Дедуктивный и индуктивный приемы - это две стороны исследования, они обеспечивают единство и неразрывную связь анализа и синтеза.

Обобщение результатов анализа  представляет собой существенную часть метода. После изучения отдельных сторон и показателей хозяйственной деятельности, подводят итоги исследования. Данные анализа обобщают так, чтобы можно было получить представление об объеме и качестве работы не только организации в целом, но и ее частей и подразделений. Результаты анализа систематизируют по направлениям хозяйственной деятельности, по основным участкам работы организации, дают характеристику показателей, указывают основные причины и факторы, повлиявшие на уровень отдельных показателей и общие результаты деятельности организации, делают выводы, дают оценку проделанной работе.

Анализ завершается разработкой  мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию  и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности организации.

 

1.2. Классификация методов и приемов экономического анализа

С учетом описанных особенностей методов экономического анализа, в  эту категорию можно включить:

- маркетинговый анализ;

- бюджетирование;

- бизнес-планирование;

- экономико-математическое  моделирование;

- функционально-стоимостной  анализ;

- анализ хозяйственной  деятельности;

- финансовый анализ;

- сетевое планирование  и др.

Метод экономического анализа предполагает использование  специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.

К традиционным способам и  приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.

Статистические  методы включают в себя использование  средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.

Экономико-математические методы можно разделить на три  группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической  кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.

Исчисление средних и  относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.

Сравнение - научный  метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты  сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью  определения общих черт, либо различий между ними.

В каждом случае сравнение  зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре.

Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Рассчитав индексы  и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.

Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Существует три вида таблиц:

- простые таблицы (где  перечисляются элементы характеризуемого  объекта);

- групповые таблицы  (данные объединяются в группы  по однородному признаку);

- комбинированные  (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).

Групповые и  комбинированные таблицы предназначены  для установления связи между изучаемыми явлениями, а простые таблицы дают перечень информации об изучаемом объекте.

Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.

Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.

Группировки подразделяются по сложности построения:

- простые (с помощью  которых изучается взаимосвязь  между объектами, структурированными по определенному признаку);

Информация о работе Методология экономического анализа