Методология микроэкономики : объекты, субъекты и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.
В первую очередь, к таким субъектам относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в качестве хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы.

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 18.74 Кб (Скачать файл)

 

1)Методология микроэкономики : объекты, субъекты и модели.

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.

В первую очередь, к таким субъектам  относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку  в современных условиях предприятия  регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в  качестве хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы.

В рыночной экономике предприятие  предстает как сфера предпринимательской  деятельности, поэтому главным субъектом  микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики. Но субъектами экономики являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение таких субъектов также изучается микроэкономикой как наукой.

Эта наука рассматривает домохозяйства  не только как потребителей, но и  как собственников различных  факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают предприятия (фирмы). Купля-продажа

факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.

Получается, что главные субъекты микроэкономики - это фирмы и домохозяйства.

Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его  в основном в качестве внешнего для  экономики фактора. Государство  следит за тем, чтобы экономика нормально  функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые  меры к нарушителям.

Субъектами экономики могут  быть и различные общественные объединения  и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики.

В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями  и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических  отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления  товарных благ. Эти отношения и  составляют предмет данной науки.

В микроэкономике используются модели двух типов: оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельных  экономических агентов применяются  оптимизационные модели. Поэтому  основные рабочие понятия имеют  здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами.

Второй тип модели рыночного  равновесия используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что  система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики.

Почему именно равновесные модели играют столь важную роль в микроэкономической теории? Дело в том, что отдельные  субъекты рынка, индивидуумы (домохозяйства) и предприятия, могут оптимизировать свое положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы  и предлагаемые ими блага. Однако отдельный субъект обычно не может  иметь определенного мнения о  том, как он мог бы использовать свои средства при произвольно данном уровне цен. Практически он должен ограничиться решением: какое количество определенного  товара он мог бы купить или продать  при некотором изменении его  цены, но при том, однако, условии, что  цены всех остальных товаров остаются неизменными, "ибо только при таком  предположении денежная единица  имеет для него вполне ясное значение... Лучшим методом для изучения ценообразующих факторов является предположение о  состоянии равновесия и о небольших  колебаниях одной какой-нибудь определенной цены".

В периоды высокой инфляции, когда  абсолютные цены всех товаров быстро растут, но растут в разной степени, субъекты рыночных отношений теряют представление о значении денежной единицы. Казалось бы, в этой ситуации лежащее в основе микроэкономических моделей предположение о состоянии равновесия теряет смысл. Однако это не так. Равновесные модели остаются и в этом случае единственным инструментарием, позволяющим аналитику выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен, и то, что обусловлено изменениями их соотношений. И точно так же модели равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением являются основой макроэкономического анализа колебаний уровня экономической активности, занятости, инфляции.

2)Предметом микроэкономики является:

б) поведение индивидуальных хозяйственных  субъектов в разных рыночных структурах.

3) Со снижением цен ресурсов, которые применяются в производстве  товара, кривая его предложения:

 

4)Целью потребителя является  максимизация


Информация о работе Методология микроэкономики : объекты, субъекты и модели