Методология планирования налоговых доходов и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе РФ на примере налога на доходы фи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

В условиях глобализации и высокой зависимости от ресурсных доходов, бюджет любого уровня является финансовой основой социально-экономического развития соответствующей территории, но в настоящее время бюджетная система Российской Федерации строится на основе концентрации финансовых ресурсов в «центре» и их дальнейшем перераспределении по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, финансовая система регионов не способна обеспечить самостоятельно свое социально-экономическое развитие.

Файлы: 1 файл

Автореферат+С.Ю.+Попкова.doc

— 942.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

Попков  Сергей Юрьевич

МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И  НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ)

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 

доктора экономических  наук

Москва  – 2012

 

Работа выполнена на кафедре  «Налоги и налогообложение» Всероссийской  государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

 

Научный консультант:  доктор экономических наук, профессор

Бабленкова  Ирина Ивановна

 

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

Президент Палаты налоговых  консультантов 

Черник Дмитрий  Георгиевич

 

доктор экономических наук, профессор,

руководитель Центра финансовых исследований

Учреждения Российской академии наук

Института экономики  РАН

Сенчагов Вячеслав Константинович

 

доктор экономических  наук, профессор,

директор аналитического цента ФГОБУ ВПО 

«Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова»

Коваленко Борис  Борисович

 

Ведущая организация: Институт проблем региональной экономики Российской академии наук  

 

 

Защита состоится  « 19 » июня 2012 года в «12:00» часов на заседании диссертационного совета Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4, ауд.113.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации: 109456, Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4.

Автореферат разослан «15» мая 2012 года.

 

 

 

 

 

Ученый  секретарь

диссертационного  совета,

кандидат  экономических наук, доцент         В.М.  Смирнов

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  темы исследования. В условиях глобализации и высокой зависимости от ресурсных доходов, бюджет любого уровня является финансовой основой социально-экономического развития соответствующей территории, но в настоящее время бюджетная система Российской Федерации строится на основе концентрации финансовых ресурсов в «центре» и их дальнейшем перераспределении по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, финансовая система регионов не способна обеспечить самостоятельно свое социально-экономическое развитие. Подобный подход снижает стимулы к увеличению налогооблагаемой базы на местах, что ведет к сохранению недостаточности собственных доходов не только для обеспечения социально-экономического развития, но и для покрытия текущих расходов.

При положительных  тенденциях децентрализации государственной  власти, происходящей в России на современном  этапе ее развития, возникает необходимость реформирования и корректировки национальной налоговой системы и методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов с позиций обеспечения равных условий для саморазвития территорий. Главным финансовым ресурсом государства являются налоговые доходы, обоснованное планирование которых можно считать основой эффективного государственного управления. Реальность исполнения бюджетного задания любого уровня во многом зависит от точности прогноза доходной части бюджета, главным образом налоговых доходов, поскольку именно они занимают наибольший удельный вес в общей структуре бюджета.

Необходимо отметить, что эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько они реализуются в регионах, также как и развитие страны в целом зависит от развития ее территорий. Это определяет значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной антикризисной, налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий. Наибольший удельный вес в общем объеме доходов региональных и местных бюджетов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, которые обеспечивают основную часть общих поступлений.

Таким образом, усиление значимости социального и экономического содержания налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в бюджетной системе Российской Федерации и их адекватное прогнозирование в целях обеспечения долгосрочного стабильного развития регионов в условиях децентрализации власти и составляет значительную общественно-государственную, социально-экономическую и научную проблему.

Решение данной проблемы предполагает необходимость  как теоретических разработок, так и практических мер в области оптимального распределения налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации и обеспечения их взаимовлияния на результаты социально-экономического развития, что определяет актуальность избранной темы исследования.

 Степень разработанности проблемы. Исследование теоретических проблем управления государственными финансами регионов нашло отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, налогов и налогового администрирования, прогнозирования и планирования. Из числа работ, посвященным вопросам теории и практики управления государственными      финансами, следует выделить работы  Г.В. Атаманчука,  А.Г. Грязновой, А.Г. Игудина, О.М. Роя, Ф.И. Шамхалова, В.М. Родионова, Е.В.Маркиной, В.Б. Христенко, А.И. Радченко, Н.И.  Глазунова. К зарубежным теоретикам и методологам в этой сфере относятся: Р. Масгрэйв, М. Хольцер.

Методологическим  проблемам прогнозирования и  планирования налоговых доходов  регионов посвящены работы И.И. Бабленковой, А.М. Балтиной,   С.В. Барулина, Е.С. Вылковой, Т.А. Козенковой, Л.П. Павловой, В.Г. Князева, Л.С. Кириной, Б.Б. Коваленко, Д.Ю. Мельника, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Р.А. Саакяна, Ф.К. Садыгова, В.А. Свищевой, Д.Н. Тихонова, Д.Г. Черника, В.К. Сенчагова, Т.Ф. Юткиной, Г.А. Парсаданова, В.В. Егорова и др.

Специфике планирования налоговых доходов при формировании федерального, региональных и местных  бюджетов большое внимание уделено  в работах Л.А. Аносовой, М.Р. Бобоева, А.Л. Кудрина, Д.А. Горшкова, В.А. Кашина, В.И. Мишина, М.В. Мишустина, А.Б. Паскачева, Н.Ф. Полякова, М.И. Яндиева.

В настоящее  время вопросами прогнозирования  и планирования активно занимаются такие ведущие институты как  Институт народнохозяйственного прогнозирования  Российской Академии Наук, Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации и Московский инженерно-физический институт.

В то же время  вопросы исследования теоретико-методологической базы налогового прогнозирования и  планирования в системе управления государственным бюджетом Российской Федерации, реализации социально-экономического содержания налогов и проблемы сопоставления прогнозов социально-экономического развития и фактического поступления налоговых доходов на федеральном, региональном и местном уровнях изучены недостаточно.

Цель  и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование планирования и прогнозирования налоговых доходов бюджетов на примере налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе Российской Федерации, а также разработка комплекса предложений по повышению эффективности бюджетной и социальной составляющих этих налогов.

Для достижения указанной цели в диссертационном  исследовании были поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и экономическое содержание прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетным процессом;
  • проанализировать мировой опыт прогнозирования и планирования налоговых доходов и взаимовлияния их распределения между территориями на результаты социально-экономического развития в развитых государствах с рыночной экономикой;
  • провести ретроспективный анализ формирования налоговых доходов в бюджетах СССР и Российской Федерации;
  • проанализировать поступления налоговых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации с учетом социально-экономического развития территорий и доходов (прибыли) субъектов экономики;
  • раскрыть методологические проблемы сопряжения прогнозов социально-экономического развития и фактических налоговых доходов, формирующих федеральный и региональный  уровни бюджетной системы страны;
  • раскрыть потенциал налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций  в социально-экономической системе государства с целью реализации задач социальной политики Российской Федерации и ее субъектов;
  • проанализировать потенциал прогрессивного и пропорционального исчисления налога на доходы физических лиц и на основе этого анализа сделать выводы о наполняемости бюджета, учитывая социальную составляющую налога на доходы физических лиц;
  • изучить методологию формирования системы территориального прогнозирования и планирования налоговых доходов;
  • разработать основные мероприятия по увеличению доходов бюджета от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль;
  • построить алгоритм поступления в бюджет налогов в пропорциональном исчислении;
  • провести анализ перехода на зачисление налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика;
  • разработать экономико-математическую модель при прогнозировании и планировании налоговых доходов в территориальном разрезе;
  • провести анализ исчисления и уплаты налога на прибыль и проанализировать его расщепление по регионам;
  • разработать алгоритм реализации бюджетной и социальной составляющих налога на доходы физических лиц и налога на прибыль в системе управления социально-экономическим развитием региона;
  • разработать концепцию сопряжения прогноза налоговых доходов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Объект  исследования. Объектом исследования являются налоговые доходы и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования выступает методология прогнозирования и планирования налоговых доходов и экономический механизм их распределения с целью пополнения бюджета и социально-экономического развития регионов. 

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке концепции сопряжения прогноза налоговых доходов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечивающей согласованность прогноза экономического, инвестиционного и социального развития регионов с среднесрочными тенденциями развития Российской Федерации, способствующей  составлению более адекватных прогнозов налоговых доходов и, как следствие, проведению эффективной финансово-бюджетной политики.

В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

  1. Дополнено обоснование сущности, экономического содержания, принципов и методов прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом за счет уточнения его организационно-экономического механизма, представляющего собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов (органов государственной власти) и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов прогнозирования и планирования налоговых доходов), а также способов их взаимодействия, под влиянием которых разрабатывается прогноз налоговых доходов.
  2. Обоснована необходимость механизма согласованных действий федерального, региональных и муниципальных уровней власти и научно-исследовательских институтов в разработке прогнозно-аналитических документов, позволяющая минимизировать административное воздействие и сохранять общую направляющую роль государства в процессе формирования долгосрочных и среднесрочных прогнозов, выработке стратегии развития страны, отраслей и регионов.
  3. Доказана нерациональность изменения системы зачисления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а также выявлены основные проблемы такого перехода. Научно обосновано, что введение уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика будет способствовать снижению заинтересованности регионов в создании дополнительных рабочих мест и благоприятного инвестиционного климата на своей территории в целях привлечения рабочей силы и, как следствие, увеличения доходов бюджета.
  4. Выявлена зависимость бюджетной системы субъектов Российской Федерации от полноты и своевременности поступлений налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и доказана необходимость интеграции бюджетного планирования в процессе формирования и реализации долгосрочной стратегии развития регионов.
  5. Раскрыто социально-экономическое содержание налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и доказано, что они относятся к главным и наиболее эффективным инструментам ускорения темпов социально-экономического развития регионов в действующей системе государственного регулирования экономики и законодательные изменения их взимания, позволит регионам повысить собственный бюджет, за счет чего могут быть восстановлены и построены предприятия, как следствие - сократится безработица.
  6. Разработан механизм налогового прогнозирования и планирования в системе управления государственным бюджетом с использованием экономико-математических моделей в территориальном разрезе. Предложена методика прогнозирования доходной части бюджета, которая основывается на следующем принципе: прогноз доходной части бюджета - это расчетное определение объема налогов и других обязательных платежей на очередной финансовый год путем индексации бюджетных показателей базового периода на планируемые макроэкономические индексы-дефляторы социально-экономического развития.
  7. Разработана организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов, в основе которой лежит организационное и информационное обеспечение, позволяющее составлять более адекватные прогнозы по налоговым доходам посредством согласованности в действиях органов государственной власти и на основе более широкого пласта информации для принятия решения о выборе конкретного прогноза и формирования проекта бюджета.
  8. Выявлена прямая взаимосвязь налоговых доходов с основными показателями макроэкономического развития региона, которая свидетельствует о том, что развитие регионов подчиняется некоторым общим для них экономическим законам. Статистический анализ зависимости налоговых поступлений в различные регионы и связи этих поступлений с основными макроэкономическими показателями регионов позволяют достаточно точно прогнозировать налоговые поступления в бюджет отдельного региона только при наличии качественной и обширной информация за ряд предшествующих лет.
  9. Разработан алгоритм реализации бюджетной и социальной составляющих налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в системе управления социально-экономическим развитием региона. В соответствии с предлагаемым алгоритмом поступления от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в бюджет региона будут напрямую зависеть от результата, достигнутого по итогам реализации государственных программ региона, что позволит реализовать и увязать бюджетную и социальную составляющую этих налогов в системе управления социально-экономическим развитием региона.
  10. Разработана концепция сопряжения прогноза налоговых доходов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Предлагаемая концепция является системой представлений о взаимосвязи параметров бюджетной системы Российской Федерации и показателями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и направлена на повышение уровня жизни российских граждан, улучшение инвестиционного климата в регионах, создание новых производств, развитие инфраструктуры, достижение высокой социальной мобильности, поддержке социально значимой трудовой занятости и рациональной организации миграционных потоков.

Информационную  базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, региональных статистических служб, законодательные акты Российской Федерации, региональные законодательные акты, Постановления Правительства Российской Федерации, программы социально-экономического развития регионов, отчеты об исполнении бюджета и информационно-аналитические материалы федеральных и региональных органов исполнительной власти,  аналитические справки о поступлении налоговых доходов Управлений Федеральной налоговой службой по регионам; результаты исследований Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук, Центрального экономико-математического института Российской Академии наук, Московского городского университета управления Правительства Москвы, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты города Москвы.

Методология иссл


Информация о работе Методология планирования налоговых доходов и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе РФ на примере налога на доходы фи