Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:31, реферат
В условиях глобализации и высокой зависимости от ресурсных доходов, бюджет любого уровня является финансовой основой социально-экономического развития соответствующей территории, но в настоящее время бюджетная система Российской Федерации строится на основе концентрации финансовых ресурсов в «центре» и их дальнейшем перераспределении по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, финансовая система регионов не способна обеспечить самостоятельно свое социально-экономическое развитие.
На правах рукописи
Попков Сергей Юрьевич
МЕТОДОЛОГИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук
Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре
«Налоги и налогообложение» Всероссийской
государственной налоговой
Научный консультант: доктор экономических наук, профессор
Бабленкова Ирина Ивановна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,
Президент Палаты налоговых консультантов
Черник Дмитрий Георгиевич
доктор экономических наук, профессор,
руководитель Центра финансовых исследований
Учреждения Российской академии наук
Института экономики РАН
Сенчагов Вячеслав Константинович
доктор экономических наук, профессор,
директор аналитического цента ФГОБУ ВПО
«Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова»
Коваленко Борис Борисович
Ведущая организация: Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
Защита состоится « 19 » июня 2012 года в «12:00» часов на заседании диссертационного совета Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4, ауд.113.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации: 109456, Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4.
Автореферат разослан «15» мая 2012 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат экономических наук, доцент В.М. Смирнов
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации и высокой зависимости от ресурсных доходов, бюджет любого уровня является финансовой основой социально-экономического развития соответствующей территории, но в настоящее время бюджетная система Российской Федерации строится на основе концентрации финансовых ресурсов в «центре» и их дальнейшем перераспределении по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, финансовая система регионов не способна обеспечить самостоятельно свое социально-экономическое развитие. Подобный подход снижает стимулы к увеличению налогооблагаемой базы на местах, что ведет к сохранению недостаточности собственных доходов не только для обеспечения социально-экономического развития, но и для покрытия текущих расходов.
При положительных
тенденциях децентрализации
Необходимо отметить, что эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько они реализуются в регионах, также как и развитие страны в целом зависит от развития ее территорий. Это определяет значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной антикризисной, налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий. Наибольший удельный вес в общем объеме доходов региональных и местных бюджетов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, которые обеспечивают основную часть общих поступлений.
Таким образом, усиление значимости социального и экономического содержания налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в бюджетной системе Российской Федерации и их адекватное прогнозирование в целях обеспечения долгосрочного стабильного развития регионов в условиях децентрализации власти и составляет значительную общественно-государственную, социально-экономическую и научную проблему.
Решение данной проблемы предполагает необходимость как теоретических разработок, так и практических мер в области оптимального распределения налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации и обеспечения их взаимовлияния на результаты социально-экономического развития, что определяет актуальность избранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Исследование теоретических проблем управления государственными финансами регионов нашло отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, налогов и налогового администрирования, прогнозирования и планирования. Из числа работ, посвященным вопросам теории и практики управления государственными финансами, следует выделить работы Г.В. Атаманчука, А.Г. Грязновой, А.Г. Игудина, О.М. Роя, Ф.И. Шамхалова, В.М. Родионова, Е.В.Маркиной, В.Б. Христенко, А.И. Радченко, Н.И. Глазунова. К зарубежным теоретикам и методологам в этой сфере относятся: Р. Масгрэйв, М. Хольцер.
Методологическим проблемам прогнозирования и планирования налоговых доходов регионов посвящены работы И.И. Бабленковой, А.М. Балтиной, С.В. Барулина, Е.С. Вылковой, Т.А. Козенковой, Л.П. Павловой, В.Г. Князева, Л.С. Кириной, Б.Б. Коваленко, Д.Ю. Мельника, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Р.А. Саакяна, Ф.К. Садыгова, В.А. Свищевой, Д.Н. Тихонова, Д.Г. Черника, В.К. Сенчагова, Т.Ф. Юткиной, Г.А. Парсаданова, В.В. Егорова и др.
Специфике планирования
налоговых доходов при
В настоящее
время вопросами
В то же время вопросы исследования теоретико-методологической базы налогового прогнозирования и планирования в системе управления государственным бюджетом Российской Федерации, реализации социально-экономического содержания налогов и проблемы сопоставления прогнозов социально-экономического развития и фактического поступления налоговых доходов на федеральном, региональном и местном уровнях изучены недостаточно.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование планирования и прогнозирования налоговых доходов бюджетов на примере налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе Российской Федерации, а также разработка комплекса предложений по повышению эффективности бюджетной и социальной составляющих этих налогов.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:
Объект исследования. Объектом исследования являются налоговые доходы и их социально-экономическое содержание в бюджетной системе Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования выступает методология прогнозирования и планирования налоговых доходов и экономический механизм их распределения с целью пополнения бюджета и социально-экономического развития регионов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке концепции сопряжения прогноза налоговых доходов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, обеспечивающей согласованность прогноза экономического, инвестиционного и социального развития регионов с среднесрочными тенденциями развития Российской Федерации, способствующей составлению более адекватных прогнозов налоговых доходов и, как следствие, проведению эффективной финансово-бюджетной политики.
В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, региональных статистических служб, законодательные акты Российской Федерации, региональные законодательные акты, Постановления Правительства Российской Федерации, программы социально-экономического развития регионов, отчеты об исполнении бюджета и информационно-аналитические материалы федеральных и региональных органов исполнительной власти, аналитические справки о поступлении налоговых доходов Управлений Федеральной налоговой службой по регионам; результаты исследований Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук, Центрального экономико-математического института Российской Академии наук, Московского городского университета управления Правительства Москвы, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты города Москвы.
Методология иссл