Методы антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:17, доклад

Описание работы

Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами. Государство призвано ограничивать власть монополий и влиять на их поведение. Его возможности могут реализоваться тремя способами.
Во-первых, путем принятия антимонопольных законов, которые направлены против усиления власти монополий на рынках. Это метод административного регулирования.
Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Файлы: 1 файл

Методы антимонопольного регулирования.docx

— 69.72 Кб (Скачать файл)

Методы антимонопольного регулирования

 

  Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами. Государство призвано ограничивать власть монополий и влиять на их поведение. Его возможности могут реализоваться тремя способами. 
  Во-первых, путем принятия антимонопольных законов, которые направлены против усиления власти монополий на рынках. Это метод административного регулирования. 
  Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. 
  Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. 
  Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Тем не менее антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во- первых, ставит под государственный контроль слияние компаний; во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей; в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию. 
  Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского экономического сообщества, других организаций. При общности основных принципов антимонопольных законодательств существуют национальные отличия, которые не только относятся к степени жесткости тех или иных ограничений, но и различаются в правах и обязанностях государственной администрации, отвечающей за применение антимонопольных законов, системы наказаний за нарушения. 
  Во-вторых, государство применяет регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т. е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают продукцию какой-либо фирмы, и чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу). 
  Во многих странах государственная администрация осуществляет мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. В некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои. Например, в ФРГ доминирующим считается положение одного предприятия, если его доля превышает 1/3 рынка, двух предприятий, если они занимают более половины; трех предприятий, если они занимают 2/3 рынка определенного товара. В Японии закон признает доминирующим такое положение на рынке, при котором либо доля одного крупнейшего поставщика превышает 50%, либо доля двух крупнейших поставщиков превышает 75%. В Великобритании и Франции доминирующим считается предприятие, если его доля на рынке составляет только 25% товарного рынка, в России - более 35%. 
  Законом «О конкуренции» (1991 г.) установлены количественные границы монопольной власти в России. Критерием этих границ определена следующая величина доли рынка. Если хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, то его положение признается доминирующим. Если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. Соответственно на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. 
  В-третьих, в экономиках с развитой рыночной средой применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. 
  Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, имеющие особое значение для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие. 
  Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, через активизацию конкуренции содействующий развитию рыночной экономики. 
  В-четвертых, применяется антимонопольный контроль. Одним из направлений государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции является создание специального реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю определенного товара более 35%. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» такой Реестр ведется как на уровне Федерации, так и в регионах с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах. Включение предприятий в Реестр и исключение из него осуществляется на основании решения соответствующей федеральной структуры - Федеральной антимонопольной службы. 
  Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. 
  Важным направлением поддержания рыночной состязательности является государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

ным договорам на поставку газа.

Долгосрочные договоры выгодны как для поставщиков, так и для крупных потребителей газа. Закрепленный в договорах рыночный метод формирования цены позволит более гибко, по сравнению с директивным, отражать в ценах особенности потребления газа отдельными отраслями экономики, предусматривать сезонность их изменения, а также учитывать по согласованию с отдельными потребителями такой фактор, как изменение цен в зависимости от режима поставок, периодичности отборов газа в течение суток, по дням недели и т.д.

Мировой опыт развития газовых рынков показывает, что именно поставки по долгосрочным контрактам дают постоянную гарантию потребителю в газе, а производителю — в инвестициях, необходимых для развития газовой отрасли.

Баланс интересов потребителей и производителей природного газа в России сложится в процессе расширения сферы применения рыночных цен на газ при государственном регулировании тарифов по его транспортировке.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» поставило задачу с 2015 года перейти от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории РФ.

Экономические последствия монополии

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а).

При этом кривая рыночного предложения — это кривая общественных предельных затрат ( ). Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

Р = МС.

Рис. 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Обратите внимание, что рост выпуска при этом ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2). Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. Если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. Если фактическая цена товара составит лишь 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. Если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

Таким образом, дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при котором достигается это равенство (q* на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

Теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б). Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.

Вывод: максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника   на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что монополия — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

 


Информация о работе Методы антимонопольного регулирования