Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 00:07, реферат
Ценовая дискриминация – разделение монополией рынка путем назначения цен на один и тот же товар в зависимости от готовности отдельных групп покупателей заплатить за него.
Для рассмотрения данной проблемы мне необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «ценовая дискриминация», условия существования и типы ценовой дискриминации.
- необходимо изучить понятие монополии, ее экономическую сущность.
Введение……………………………………………………………………………....3
1 Теоретические аспекты ценовой дискриминации...……………………………...5
1.1 Сущность понятия «ценовая дискриминация»……...…………………............5
1.2 Условия существования ценовой дискриминации………………………...…...7
1.3 Виды ценовой дискриминации ………………………………………...............10
1.4Особенности российского монополизма……………………………………....15
2 Методы антимонопольной политики…………………………………………....24
2.1 Ограничительные меры…………………………………………………...........242.2 Контроль за усилением экономической концентрации……………………...262.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию…………………………………..29
Заключение…………………………………………………….……………………33Список использованной литературы……………………………………………....35
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1
Теоретические аспекты ценовой
дискриминации...……………………………...
1.1
Сущность понятия «ценовая
1.2 Условия существования ценовой дискриминации………………………...…...7
1.3
Виды ценовой дискриминации ………
1.4Особенности
российского монополизма…………………
2
Методы антимонопольной
2.1 Ограничительные меры…………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
На рынке несовершенной конкуренции взаимодействие спроса и предложения усложнено. Покупатели и продавцы оказывают воздействие на цену. В условиях чистой монополии цены не могут быть сколь угодно высоки, так как их рост ограничивается платежеспособным спросом. Эластичность спроса – это возможность замены одного товара на другой, степень о потребности в нем, степень насыщенности рынка товарами и др. В условиях несовершенной конкуренции власть монополии над ценой тесно связана с эластичностью спроса: она тем выше, чем ниже эластичность.
Монополия может сформировать «дорогой рынок» с высокой ценой только для той части покупателей на рынке, у которой низкая эластичность спроса, а остальные покупатели сосредоточатся на «дешевом рынке». Суммарный доход монополии на разделенном рынке значительно больше дохода монополий на неразделенном рынке.
Сравнивая монополиста, успешно применяющего совершенную дискриминацию, с монополистом, не предоставляющим никаких преимущественных прав покупателю, следует отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, монополист, применяющий совершенную дискриминацию, производит больший объем продукции. Причина этого в том, что ему не нужно думать, какое влияние окажет снижение цены на величину дохода при столь значительном уровне выпуска продукции. Он может снизить цены для покупателей с небольшим доходом, но сохранить более высокие цены для тех, кто согласен по этим ценам, приобретать его продукцию.
Во-вторых, при покупке товара у монополиста, не применяющего ценовой дискриминации, потребительский выигрыш, как правило, получает покупатель, однако он не получает никакого выигрыша, покупая те же изделия у монополиста, практикующего совершенную дискриминацию. Поскольку монополист, не применяющий ценовой дискриминации, должен назначать единую цену на свои изделия для всех покупателей, он вынужден устанавливать эту цену не на слишком высоком уровне. Если он установит цену на уровне, приемлемом только для потребителей с наименее эластичным спросом, то лишится всех своих постоянных клиентов. Монополист не пойдет на это, в результате чего данная категория потребителей будет покупать товары по ценам намного ниже тех, которые они готовы платить и, следовательно, большинство потребителей получат потребительский выигрыш.
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, пути их преодоления.
Так как монополия – единственный поставщик товара на рынок, поэтому кривая спроса на продукцию носит убывающий характер. Увеличение продаж приводит к снижению цены, а часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, экономит расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей и одновременно расширить границы продаж, монополия принимает увеличение дохода за счет ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация – разделение монополией рынка путем назначения цен на один и тот же товар в зависимости от готовности отдельных групп покупателей заплатить за него.
Для рассмотрения данной проблемы мне необходимо решить ряд задач:
-
раскрыть сущность понятия «
-
необходимо изучить понятие
- выявить пути снижения власти
над ценами в условиях
Методы: анализировала полученные данные, направленные на снижение власти над ценами, а также сравнивала и обобщала полученные результаты.
Объект исследования - ценовая дискриминация, как средство максимизации доходности фирмы - монополиста.
Предмет исследования - изучение методов и средств борьбы с монопольной политикой.
Информационные ресурсы: учебники по экономике, Интернет портал.
1 Теоретические аспекты
1.1 Сущность понятия «ценовая дискриминация».
Термин
"дискриминация" образован от латинского
discriminatio, что означает различие, различение.
Ценовая дискриминация – разделение монополией
рынка путем назначения цен на один и тот
же товар в зависимости от готовности
отдельных групп заплатить за него. То
есть под ценовой дискриминацией понимают
практику установления разных цен на один
и тот же товар при условии, что различия
в ценах не связаны с затратами. Слово
«дискриминация» означает не ущемление
чьих – либо прав, а «разделение». В общем
виде речь может идти либо о практике какой-либо
отдельной фирмы-продавца, либо о поведении
отдельного покупателя, если он сам в состоянии
назначить разные цены спроса для разных
продавцов, причем последние по тем или
иным причинам соглашаются на его условия.
Обычно рассматривается вариант дискриминационного
поведения продавца.
Смысл дискриминационного поведения состоит
в том, чтобы использовать все возможности
для назначения максимальной цены на каждую
продаваемую единицу товара. Это значит,
что дискриминации может подвергаться
как один и тот же покупатель, например,
в зависимости от закупаемого количества
товара, так и разные покупатели.
Сделанный в определении акцент на отсутствие
связи ценовых различий с затратами не
случаен. Цены реальных сделок обычно
отличаются друг от друга из-за несовпадения
условий доставки, страховки, упаковки,
кредита, дополнительного сервиса, комплектации,
а также по причине обеспечения изготовителем
особых качественных характеристик изделия
в соответствии с индивидуальными запросами
потребителей. В тех случаях, когда покупатель
оплачивает особенности индивидуальной
сделки, требующие соответствующих затрат,
ценовые различия, не являются дискриминационными.
И наоборот, оплачивая то, что не требует
дополнительных расходов, покупатель
подвергается ценовой дискриминации.
Совершенно конкурентное предприятие не устанавливает цен, оно является ценополучателем. Поэтому в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело монополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, может продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах, т.е. осуществлять ценовую дискриминацию. Монополия может сформировать «дорогой рынок» с высокой ценой только для той части покупателей на рынке, у которой низкая эластичность спроса, а остальные покупатели сосредоточатся на «дешевом рынке».
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определённого периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25 % - ой скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установлены для разных покупателей, отражает не различие в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.
Так, цирк, устанавливающий цену на билет 100 руб. для взрослых и 50 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки цирка одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на овоще - базе, где цена 1 тонны картошки на 4 % ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.
Выходит, что суммарный доход монополии на разделенном рынке значительно больше дохода монополий на неразделенном рынке. Следовательно, ценовая дискриминация – средство максимизации доходности фирмы-монополиста.
1.2 Условия существования ценовой дискриминации .
Ценовая
дискриминация возникает на основе реальных
противоречий рыночного механизма. Одна
из особенностей его функционирования
- приведение всех индивидуальных оценок
и возможностей к единому усредненному,
наиболее представительному уровню. На
рынке все равны. Но за общей кривой спроса
скрывается совокупность разных индивидуальных
ценностных оценок потребителей при разных
бюджетных возможностях. Это значит, что
при единой рыночной цене всегда есть
покупатели, готовые заплатить больше
за то же количество товара. Кроме того,
как мы знаем, если бы цена была больше,
потребители не отказались бы от покупок
совсем, а купили бы меньшее количество
единиц товара. Значит, покупая больше
при данной цене, они как бы недоплачивают
за предыдущие единицы товара. Таковы
общие правила рыночной игры.Ценовая дискриминация
может возникать на базе разделения рынка
по формам собственности, отраслевой принадлежности
фирм-производителей или потребителей,
а также в зависимости от того, предметом
потребления или средством производства
является покупаемое благо.Географически
и институционально обособленные рынки
также создают естественную базу ценовых
различий, если фирма имеет возможность
одновременного выхода на эти рынки. Продавец
должен иметь возможность контролировать
цены. Легче всего это может сделать монополист.
Власть над ценами связана также с количеством
противостоящих продавцу покупателей.
Если покупателей мало, то уход любого
из них с рынка заметен для продавца, возможности
ценового диктата ограничены. Наиболее
очевидно, что продавец должен быть монополистом
или, по крайней мере, обладать некоторой
степенью монопольной власти, то есть
некоторой способностью контролировать
производство и ценообразование. Фирма
должна обладать достаточной монопольной
силой, чтобы контролировать производство
и ценообразование.
Итак, чтобы фирма-монополист (любая фирма,
способная назначить цену на свою продукцию)
могла проводить ценовую дискриминацию,
рынок должен отвечать следующим условиям:
·
продавец должен быть в состоянии разделить
покупателей на группы исходя из учета
эластичности спроса на блага. Тем покупателям,
спрос которых имеет высокую неэластичность,
будет установлена высокая цена, а тем,
чей спрос эластичен, - более низкая. Способность
производителя к определению структуры
рынка. Многие
фирмы систематически занимаются анализом
поведения покупателей,
классифицируя их с учетом характера работы,
доходов, пола, возраста,
семейного положения, вкусов, места жительства
и т.д., выделяя покупателей в отдельные
группы, каждая из которых готова платить
разную цену за товар.
·
блага не могут перепродаваться покупателями
(или продавцами) одного рынка покупателям
(или продавцам) другого рынка, поскольку
свободное передвижение благ с "дешевого"
рынка на "дорогой" приведет к возникновению
единой цены, что обусловит невозможность
ценовой дискриминации. То есть у покупателей
не должно быть возможности покупать там,
где продают дешевле. Факт покупки какого-либо
товара по низкой цене в одном месте и
перепродажи его по более высокой цене
в другом часто называют арбитражем. Арбитраж-
это приобретение чего-либо по низкой
цене с целью немедленной его перепродажи
по более высокой цене. Там, где практикуется
арбитраж, не может долго сохраняться
большая разница в ценах на одно и то же
изделие. Но арбитраж возможен не всегда.
Предоставляя льготы студентам, владельцы
кинотеатров одновременно могут подразделять
места в залах в зависимости от их качества,
или, другими словами, сегментировать
свои рынки. В результате оказывается
нереальной ситуация, при которой один
зритель посмотрел бы фильм, купив билет
по низкой цене, а затем билет на то же
место в зрительном зале был бы продан
кому-либо по более высокой цене. В подтверждение
сказанному можно привести общеизвестный
пример из практики, когда юристы и врачи
назначают различным людям различную
плату за оказанные услуги. Но сегментация
рынка весьма затруднительна при продаже
такого продукта, как жареная кукуруза.
Если бы владельцы кинотеатров попытались
продавать жареную кукурузу по 100 рублей
студентам и по 300 рублей взрослым, то некий
предприимчивый студент воспользовался
бы возможностью арбитража и начал продавать
жареную кукурузу взрослым всего по 200
рублей. Под давлением конкуренции, которая
возникла бы в результате того, что другие
студенты также пожелали бы заняться арбитражем
в кинотеатрах, разница в ценах на кукурузу
упала бы до такой ничтожной величины,
при которой продолжать заниматься этим
бизнесом для студентов стало бы бессмысленно.
Поэтому должна быть исключена возможность
перепродажи товара. Если можно купить
товар на одном рынке по низкой цене и
продать на другом по высокой, то это приведет
к изменению спроса и предложения, а в
результате - и к выравниванию цен, что
подорвет ценовую дискриминацию;
· покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.
Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене). Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами. Происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это, верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.
1.3. Виды ценовой дискриминации.
В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из вышеперечисленных условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т.п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации. Причем, следует отметить тот факт, что в основе этого разделения лежит фактор дохода покупателей.
Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: ценовая дискриминация первой степени, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени.