Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа
Параллельно с развитием государственного аппарата и увеличением численности чиновников происходило становление и развитие законодательства в области борьбы с коррупцией. Впервые посул, как коррупционное правонарушение, т.е. взятка, назывался в Псковской судной грамоте 1467 г., но никакого наказания за взимание тайного посула не предусматривалось, и только в Судебнике 1550 г. такие санкции были установлены.
Итак, элитарная коррупция имеет множество различных форм, видов, проявлений, она не так сильно распространена и не настолько повсеместна, как низовая коррупция, но тем не менее, любое проявление вершинной коррупции влечет за собой множество неприятностей, множество проблем, угрожает стабильности национальной экономики. Кроме того, важным является то, что такие проявления коррупции сильно подрывают авторитет государства у граждан, они Перестают доверять своим правителям, следовательно, теряют интерес к политике, поскольку считают, что от них не зависит ровным счетом ничего, что выборы куплены, лекарства закуплены слишком дорого, законы проведены не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц и групп людей.
Низовая коррупция
Низовая коррупция имеет ряд существенных отличий от вершинной: это, как правило, бюрократическая, а не политическая коррупция, кроме того, она не влияет на других субъектов, то есть во взятке замешаны только два лица и последствия также могут отразиться на этих людях. Последствия часто несущественны в краткосрочном 0ериоде.
Социологические исследования, показывающие, что 98 % автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ГАИ, говорят не только о высокой степени коррумпированности этой службы. Данные
свидетельствуют о широчайшей коррумпированности общественного сознания, о том, что низовая коррупция внедрена в общественную практику. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске г ,я обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для
получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ. Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, -государство считает уместным тревожить гражданина.
Существует несколько основных форм низовой коррупции, и, безусловно, самой распространенной, известной, повсеместной, самой простой и понятной из них является взятка, или подношение.
В качестве взятки рассматривается как денежное, так и прочее благо (подарки, обучающие поездки, льготы и пр.), которые должностное лицо получает за нарушение своих служебных обязанностей. Разница между подношением и взяткой состоит в том, что в случае подношения должностное лицо, получившее угоду, совершает такое деяние (или не совершает его), которое разрешено законом, а в случае взятки совершает незаконное деяние. Взятка/подношение дается как для того, чтобы ускорить определенные процессы, так и для того, чтобы получить информацию, услугу, которые в противном случае остались бы недоступными, или для того, чтобы предотвратить последствия какого-либо деяния (например, утрату прав).
Конечно, сюда можно отнести и банальную дачу взятки сотруднику ГАИ, или сотруднику милиции, или дачу взятки для быстрого получения справки, квитанции, и более серьезные взятки - при поступлении ВУЗ, при отсрочке ОТ армии. На мой взгляд, хотя такая форма взятки и не является страшным злом НО в ней все же кроется некая угроза: человек привыкает к
взяточничеству, а, значит, если он смог дать 100 рублей, то потом сможет сделать и более крупное подношение. Конечно, здесь виноваты не только, да и не совсем граждане, здесь виновата система, допускающая подобную ситуацию.
Кроме всего 0еречисленного, сюда можно
отнести и такую форму низовой
коррупции, как непотизм, то есть коррупционные
действия, связанные с приемом
на руководящие посты в крупные
фирмы близких или свойственник
Еще одной, очень важной, часто абсолютно закрытой для экспертизы, является такая форма взятки, как "откат". Дело в том, что здесь взяточничество происходит без участия каких-либо государственных органов, между сотрудниками фирм. К примеру, фирма, а точнее член этой организации, участвующий в сделке, готов заплатить компаньону за товар большие деньги, чем требуется, при этом часть доходов уйдет поставщику товара, а другая часть - стороне - покупателю. Ни та, ни другая сторона фактически не проигрывает, все остаются в "плюсе", и говорить об этом руководству или государству просто нет необходимости.
Надо сказать, что несмотря на намного более скромные объемы взяток в бюрократической коррупции, люди, дающие их привлекаются к ответственности гораздо чаще. Так, можно назвать множество мелких дел, когда за взятку на дороге в 50-1000 рублей люди должны были нести хоть и заслуженное, но неоправданное наказание. Очень известна история автомобилиста, которая произошла несколько лет назад; мужчина был приговорен к нескольким годам лишения свободы за дачу взятки на дороге, при этом тысячи сотрудников органов остаются абсолютно безнаказанными.
2. МЕТОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
2.1 Эффективность
В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: 174 -легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; 285 - злоупотребление должностными полномочиями; 290 - получение взятки; 291 - дача взятки; 292 - служебный подлог.
В 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор: по данным МВД, в период с 1994 по середину 1997 г. выявлено более 800 случаев подобных нарушений. Понятно, что возможность безбоязненно совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью - это не только гигантская брешь для коррупции, но и стимул для занятия государственных должностей исключительно с целью незаконного обогащения.
Так же плохо выполнялся Федеральный
закон «Об основах
норм. Этот недостаток российского нормотворчества весьма распространен и постоянно порождает новые условия, благоприятствующие коррупции.
Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба налоговой полиции. По данным Прокуратуры РФ, наиболее эффективна служба внутренней безопасности МВД, силами которой раскрывается 60% должностных преступлений внутри системы. Кроме того, была принята Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., но ее выполнение находилось на крайне низком уровне.
Состояние борьбы с коррупционными нарушениями можно оценить по динамике судебных приговоров в этой сфере. В табл. 1 приведены данные для СССР, а в табл. 2 - для Российской Федерации.
Таблица 1. Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в СССР (с округлением)
Год |
1957 |
1970 |
1980 |
Число осужденных |
1800 |
3000 |
6000 |
Таблица 2. Динамика числа осужденных по делам о Российской Федерации |
взяточничестве е | ||
Год |
1994 |
1995 |
1996 |
Число осужденных |
1114 |
1071 |
1243 |
Заметим, что численность населения Российской Федерации меньше населения СССР на 40%. В то же время число осужденных за взяточничество сократилось в пять раз. Нет оснований считать, что это произошло из-за резкого роста нравственности во властных структурах.
программах. Кроме того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия. Ниже приведены некоторые меры, общие для антикоррупционной и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться в будущем.
Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Приведем несколько примеров.
1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
2. Обеспечение реализации
3. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.
Для социальной сферы антикоррупционные меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников.
2. Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.
3. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) - одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.
Можно сильно потеснить низовую коррупцию, введя реальную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления.
Самый независимый орган в нашей стране - Федеральное Собрание. Пока Конституция ограничивает его контрольные функции. Однако их можно вводить и законодательным путем, но только при одном условии - жесткая процедурная регламентация при осуществлении контрольных функций. В противном случае сами эти функции могут стать источником коррупции.
В качестве необходимой в борьбе с коррупцией меры должна осуществляться и реформа исполнительной власти. Получение населением информации о планах, решениях и действиях властей. Цель - налаживание общественного контроля за властью. Возможности населения получать
информацию должны обеспечиваться
законодательно предусмотренной обязанностью
властей предоставлять эту
Необходимо также введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Гам, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг приведет к снижению возможностей для коррупционной деятельности. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам.
Бюджетное недофинансирование органов исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые за счет отчислений, связанных, как правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т.п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.
Реформа государственной службы является центральным звеном в комплексе антикоррупционных мер, имеющих профилактический характер. Существенное увеличение денежного содержания государственных служащих (что особенно важно для низшего и среднего звеньев), по мнению Аминова Д.И., будет способствовать снижению коррупции. В Сингапуре, успешно реализовавшем антикоррупционную программу, существенное повышение заработной платы началось задолго до начала экономического процветания страны и в условиях крайне распространенной коррупции. Одновременно с увеличением денежного содержания и введением мощной системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников. Однако существенное увеличение зарплат чиновников, проведенное около года назад