Методы и приемы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 03:09, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ как наука обычно не поднимается выше уровня министерств и ведомств и заканчивается там, где отсутствуют балансовые обобщения. Для того, что бы наука была выделена в самостоятельную науку, необходимо 5 условий: наличие своего предмета исследований, наличие объекта исследования, наличие собственной методологии, накопление системы знаний, наличие кадров и специалистов.
Экономическая теория изучает экономические законы, механизм их действия. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о направлении тех или иных эк. законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы. Все это повторяется, если рассматривать взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками.

Содержание работы

Введение
1. Классификация методов и приемов экономического анализа
2. Неформальные (логические) методы, их характеристика 3
6
3. Формализованные (математические) методы, их характеристика: 9
3.1 Классические методы экономического анализа 9
3.2 Традиционные методы экономического анализа 11
3.3 Математико-статистические методы изучения связей 15
3.4 Методы финансовых вычислений 18
3.5 Методы теории принятия решений
Заключение
21
22
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

введение в системный анализ.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Воронежский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Введение в системный анализ»

Тема: «Методы и приемы экономического анализа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   студентка   2 курса

Проверил: Макаров Н.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

 

 

Содержание

Введение

1. Классификация методов и приемов экономического анализа

2. Неформальные (логические) методы, их характеристика

    3

6

3.   Формализованные (математические) методы, их характеристика:

9

3.1 Классические методы экономического  анализа

9

3.2  Традиционные методы экономического  анализа

11

3.3  Математико-статистические методы  изучения связей

15

3.4  Методы финансовых вычислений 

18

3.5 Методы теории принятия решений 

Заключение                                                                                                             

21

   22


Список используемой литературы                                                                    24                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономический анализ как наука обычно не поднимается выше уровня министерств и ведомств и заканчивается там, где отсутствуют балансовые обобщения. Для того, что бы наука была выделена в самостоятельную науку, необходимо 5 условий: наличие своего предмета исследований, наличие объекта исследования, наличие собственной методологии, накопление системы знаний, наличие кадров и специалистов.

Экономическая теория изучает экономические законы, механизм их действия. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о направлении тех или иных эк. законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы. Все это повторяется, если рассматривать взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками.

Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономику и методику планирования производства анализируемого предприятия. Также научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее оптимальных управленческих решений.

 

1. Классификация методов и приемов экономического анализа

 

Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат. В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук. В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.

Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемости, т.е. в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных процедур. С этой точки зрения все аналитические методы могут быть подразделены на неформализованные и формализованные.

Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур без использования аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные (математические) методы экономического анализа – это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости. Эти методы составляют второй уровень классификации, в котором выделяют:

    1. Классические методы экономического анализа;
    2. Традиционные методы экономической статистики;
    3. Математико-статистические методы изучения связей;
    4. Методы финансовых вычислений;
    5. Методы теории принятия решений.

К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный,  интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

Во вторую группу включают: метод средних величин, метод группировок, индексный метод.

В третью группу включают: методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ.

Методы теории принятия решений объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности.

Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе - в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени.

Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного - к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний.

Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа. Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными.

Группировка - это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы.

Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их экономическую природу.

Метод цепных подстановок - это метод экономического анализа, который заключается в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной при сохранении неизменными остальных показателей.

Индексный метод - это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми.

Использование всей совокупности методов, приемов и способов - одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.

 

2. Неформальные (логические) методы, их  характеристика

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных методов. Среди них можно выделить логические методы. К таким методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц и группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т. д.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, т.е. характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. Термин "система показателей" широко распространен в экономических исследованиях. Аналитик в соответствии с определенными критериями отбирает показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе целых систем, а не отдельных показателей.

Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других. Второе требование предусматривает наличие, прежде всего содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы.

При построении систем показателей необходимо руководствоваться рядом принципов:

- древовидной  структуры системы показателей;

обозримости;

- допустимой мультиколлинеарности;

- принцип разумного сочетания  абсолютных и относительных показателей, отражающих как экстенсивные, так и интенсивные факторы развития явления;

- адекватности отображения;

- неформальности.

Метод сравнения используется в анализе хозяйственной деятельности наиболее  широко. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

Результаты анализа излагаются в виде таблиц. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением.

Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т. д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей.  С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, возрасту, состав предприятий по темпам прироста производства продукции и т. д.

Аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

 Эвристические  методы используются для прогнозирования  состояния объекта в условиях  частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения  необходимых сведений является  научная интуиция ученых и  специалистов, работающих в определенных  сферах науки и бизнеса.

Из них наиболее распространен метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Опрос специалистов может быть индивидуальным, коллективным, очным, анонимным и т. д.

Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:

    • метод «мозговой атаки», где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;
    • метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
    • синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний;
    • метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам.

 

  1. Формализованные (математические) методы, их характеристика:

3.1 Классические методы экономического анализа

Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Своим названием он обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа экономических показателей двумя равными итоговыми суммами. Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Прием балансовой увязки используется также при изучении функциональных аддитивных связей, в частности, при анализе товарного баланса, а также для проверки полноты и правильности произведенных расчетов в факторном анализе: общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факторов.

Информация о работе Методы и приемы экономического анализа