Методы изучения национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2

1.Необходимость государственного регулирования экономики…..3

2.Экономические функции государства……………………………..4

3.Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики……………………………………………………………...6

4.Антимонопольное регулирование………………………………….7

5.Проведение политики макроэкономической стабилизации………8

6.Воздействие на размещение ресурсов……………………………...8

7.Деятельность в сфере распределения доходов…………………….9

8.Финансовая политика государства…………………………………11

9.Фискальная политика………………………………………………..11

10.Налоги и их функции……………………………………………….13

11.Государственный бюджет………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………16

Литература…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Методы изучения национальной экономики.-Клюсов..docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

 

 Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства и играют одну  из важнейших ролей в государственном  регулировании экономики. Развитие  и изменение форм государственного  устройства всегда сопровождается  преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном  обществе налоги - основная форма  доходов государства. Помимо этой  сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического  воздействия государства на общественное  производство, его динамику и  структуру, на состояние научно-технического  прогресса.  
 
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства” , подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:  
 
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; 
 
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.  
 
А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов” считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства) , выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.  
 
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).  
 
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.  
 
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.  
 
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.  
 
Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.  
 
Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.  
 
11.Государственный бюджет. 

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.  
 
Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.  
 
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список. 
1.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2013.

2.Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий  и финансовый анализ деятельности предприятия. М.: Пищепромиздат, 2011.

3.  Савицкая Г.В. Экономический  анализ. Учебник. Минск, Новое знание, 2014.

4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

5.  Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2012.

6. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ. М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2013.

7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М.: ДИС, 2013.

8.  Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. М-Спб: «Издательский дом Герда», 2013.

9.  Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2014.

10.Черногорский С.А., Тарушкин А.Б. Основы финансового анализа.М-Спб: «Издательский дом Герда», 2012.

 


Информация о работе Методы изучения национальной экономики