Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 12:15, контрольная работа
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Введение………………………………………………………………2
1.Необходимость государственного регулирования экономики…..3
2.Экономические функции государства……………………………..4
3.Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики……………………………………………………………...6
4.Антимонопольное регулирование………………………………….7
5.Проведение политики макроэкономической стабилизации………8
6.Воздействие на размещение ресурсов……………………………...8
7.Деятельность в сфере распределения доходов…………………….9
8.Финансовая политика государства…………………………………11
9.Фискальная политика………………………………………………..11
10.Налоги и их функции……………………………………………….13
11.Государственный бюджет………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………….17
Налоги являются необходимым
звеном экономических
Налоги возникли вместе с товарным
производством, разделением общества
на классы и появлением государства. “В
налогах воплощено экономически выраженное
существование государства” , подчеркивал
К. Маркс. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение
налогов стало усиливаться. Изъятие государством
в пользу общества определенной части
валового внутреннего продукта в виде
обязательного взноса и составляет сущность
налога. Взносы осуществляют основные
участники производства валового внутреннего
продукта:
работники, своим трудом создающие
материальные и нематериальные блага
и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы
капитала, действующие в сфере предпринимательства.
А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”
считал основными принципами налогообложения
всеобщность, справедливость, определенность
и удобность. Со временем этот перечень
был дополнен принципами обеспечения
достаточности и подвижности налогов
(налог может быть увеличен или сокращен
в соответствии с объективными нуждами
и возможностями государства) , выбора
надлежащего источника и объекта налогообложения,
однократности обложения.
По методу установления налоги
подразделяются на прямые и косвенные.
К числу прямых относятся: подоходный
налог, налог на прибыль, ресурсные платежи,
налоги на имущество, владение и пользование
которыми служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных
операций (налог на добавленную стоимость,
таможенная пошлина, налог на операции
с ценными бумагами и др.).
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов. Отсюда возникает главная распределительная
функция налогов, выражающая их сущность
как особого централизованного (фискального)
инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции
реализуется главное общественное назначение
налогов - формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в бюджетной
системе и внебюджетных фондах и необходимых
для осуществления собственных функций
государства. Формирование доходов государственного
бюджета на основе стабильного и централизованного
взимания налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как
экономической категории состоит в том,
что появляется возможность количественного
отражения налоговых поступлений и их
сопоставления с потребностями государства
в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной
функции оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, выявляется
необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику. Контрольная
функция налогово-финансовых отношений
проявляется в условиях действия распределительной
функции. Таким образом, обе функции в
органическом единстве определяют эффективность
налогово-финансовых отношений и бюджетной
политики.
Регулирующая функция налогов
состоит в том, что государство, изменяя
условия налогообложения, вводя одни налоги
и отменяя другие, применяя систему налоговых
ставок, льгот, штрафов, способствует решению
важнейших социально-экономических проблем.
Перераспределительная функция
налогов проявляется в том, что с помощью
налоговой системы государство перераспределяет
национальный доход (аккумулированный
в госбюджете) в пользу тех или иных групп
населения. Это достигается установлением
прогрессивных ставок налогообложения,
различных льгот и налоговых вычетов для
граждан, нуждающихся в социальной защите.
11.Государственный
бюджет.
Государственный бюджет - это
подлежащая перераспределению часть национального
дохода. Бюджет организован в виде баланса
доходов и расходов за отчетный период.
Ведущую роль во всех странах играет, конечно,
общенациональный или федеральный бюджет,
наряду с которым существуют областные
и местные бюджеты.
Ряд статей государственных
бюджетов имеет общепринятый характер
и их можно встретить практически повсеместно.
К ним относятся в расходной части - социальная
поддержка и национальная безопасность,
субсидии отдельным отраслям, штатам или
регионам, расходы по управлению и обслуживанию
государственного долга. В доходной части
непременно присутствуют налоги на население
и корпорации, акцизы, всякого рода другие
сборы и государственные займы.
Заключение
Выше были рассмотрены основные методы
и инструменты государственного регулирования
экономики. Видно, что в арсенале государства
имеется широкий набор средств и методов
регулирования экономики, от регулирования
экономического законодательства, устанавливая
тем самым правила поведения экономических
агентов, до воздействия на денежный рынок
с помощью политики учетной ставки. Однозначно
определить, где находится грань между
цивилизованным регулированием экономики
и грубым вмешательством в рыночные механизмы
на сегодняшний день очень трудно. Недаром
на этот счет существует множество мнений,
некоторые из них и были вкратце рассмотрены
выше. Со всей уверенностью можно лишь
сделать вывод от том, что государственное
регулирование экономики необходимо и
обсуждать стоит лишь степень государственного
вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее
правильным принципом здесь будет следующий
- конкуренция должна обеспечиваться везде,
где возможно, регулирующее воздействие
государства - везде где необходимо. И
уж конечно неприемлемы меры “физического
воздействия” на рыночные механизмы,
которые могут подорвать всю экономическую
систему.
Для сегодняшней России, в период перехода
к рынку, особенно важно государственное
регулирование. После десятилетий тотального
диктата государства в экономике, высказываются
мнения о полном отказе от государственного
вмешательства в экономику. Видимо, истина,
как всегда, где-то посередине. Именно
поэтому для России важен мировой опыт
государственного регулирования экономики,
который и нужно изучать.
Библиографический
список.
1.Шеремет
А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового
анализа деятельности коммерческих организаций.
М.: ИНФРА-М, 2013.
2.Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий
и финансовый анализ
3. Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник. Минск, Новое знание, 2014.
4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2012.
6. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ. М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2013.
7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М.: ДИС, 2013.
8. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. М-Спб: «Издательский дом Герда», 2013.
9. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2014.
10.Черногорский С.А., Тарушкин А.Б. Основы финансового анализа.М-Спб: «Издательский дом Герда», 2012.