Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить теоретические аспекты истории возникновения экономической теории; раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- изучить основные функции и методы исследования экономической теории;
- изучить современное состояние экономической теории;
- определить перспективы развития экономической теории.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Исторические аспекты возникновения экономической теории…………………5
1.1 Понятие, предмет и функции экономической теории………………………….5
1.2 Исторические предпосылки возникновения экономической теории…………...8
2. Современное состояние экономической теории……………………………….12
2.1 Методы экономических исследований………………………………………...12
2.2 Современная экономическая теория……………………………………………..14
2.3 Перспективы развития экономической теории…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………...23
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств.
В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.
Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного регулирования.
Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства, и смогла создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественные науки, а без рекомендации экономической науки эффективное функционирование экономической политики просто невозможно.
В настоящее время мир науки переживает, пожалуй, наиболее сложный момент. Стало совершенно очевидным, что почти никакие самые изумительные теории не могут претендовать на ту фундаментальность и нетленность, которые были присущи науке XIX и отчасти XX вв. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в экономической науке.
Понимание положения дел в экономической науке непосредственно связано с пониманием общеметодологических основ процесса познания. Можно сказать, что экономическая наука - это лишь частный случай общего правила. В общем случае диалектика познания может быть представлена следующим образом.
Экономическая наука развивалась точно в соответствии с описанным процессом познания. Причем сначала конструирование экономических моделей помимо провала ошибка первого рода модели были очень простыми.
Еще одним современным направлением исследования экономических реалий является мониторинг специальных социально экономических индикаторов (рейтингов). Например, почти для всех стран мира проблемой номер один уже давно стала необходимость привлечения капитала. Однако, чтобы инвестиции пришли, необходимо создать благоприятную социально-экономическую сроду, а чтобы создать эту среду, надо понимать что в ней не так. Для выяснения узких мест инвестиционного климата строится целый спектр специальных индикаторов, причем многие из них основаны на опросах предпринимателей и/или населения и по своей сути являются субъективными оценками". Ни один из этих индикаторов не является абсолютно достоверным, а все вместе они образуют столь сложное "параметрическое кружево", что сделать на их основе окончательные выводы с помощью простого алгоритма нельзя. Более того, иногда один и тот же показатель может говорить о совершенно разных вещах. В связи с этим аналитики достраивают подобные системы индикаторов, совершенствуют сами индикаторы и отслеживают связи между субъективными рейтингами и реальным развитием событий. Апогеем "рейтинговой" идеологии является выставление частными аналитическими компаниями субъективного долгового рейтинга суверенных государств.
Таким образом, из арсенала современной науки следует брать только самые общие положения и принципы, которые должны быть положены в основу разрабатываемых новых моделей, теорий и концепций.
Чтобы быть эффективными и действенными, новые научные конструкции должны опираться на правильно определенные цели и задачи, под которые собственно и разрабатываются эти новые научные конструкции. Данный принцип позволит минимизировать ошибки разрабатываемой модели. При этом следует соблюсти два взаимодополняющих правила.
Для России переход к новой научной парадигме в экономике является особенно болезненным. Дело в том, что в настоящее время две наиболее разрушенные сферы отечественной экономики это наука и образование. Качество российских ученых и выпускников вузов катастрофически падает. И это при том, что объективные требования к современным экономистам - моде листам невероятно возрастают. Такой рост расхождения между спросом и предложением становится все более драматичным. Образующийся веер несоответствий грозит окончательным выходом России из обоймы экономического моделирования, которое становится одним из самых важных и захватывающих направлений рынка научных исследований.
Заключение
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организатор усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового.
1) Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2) Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3) Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
4) Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5) Экономическая теория есть наука о богатстве.
Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще, именно это и являлось основной предпосылкой развития экономической теории.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в бывших странах СНГ, как и хозяйственная практика, находились в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом. Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства, и смогла создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественные науки, а без рекомендации экономической науки эффективное функционирование экономической политики просто невозможно.
Список использованной литературы
Балацкий Е. Экономическая наука: Новые вызовы современности // Вопросы экономики. - 2006. - №1. - С.73-79.
Белоусова Н.В. О реформировании в экономике России // Общество и экономика. - 2007. - № 11. - С. 21 - 45.
Вильсон Дж. Экономические воззрения в России и за рубежом // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. - С. 68 - 75.
Вольский М.А. Естественное развитие экономической науки // Правила игры. - 2004. - № 1. - С. 30 - 34.
Городецкий А.Г. Экономическое моделирование - будущее экономической науки // Вопросы экономики. - 2008. - № 9. - С. 137 - 146.
Ильиникова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие. - М. Финансы и статистика, 2000. - 256 с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.- 861с.
Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2005. - 356 с.
Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2008.-752 с.
Лазуренко С. Проблемы экономической науки // Вопросы экономики . - 2005. - № 10 . -С.69-75
Маевский В.О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. - 2007. - №10. - С. 58-62
Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов - на - Дону: Феникс, 2007. - 544 с.
Цапелик В.Е. Современный этап экономической науки // Общество и экономика. - 2006. - № 8. - С. 19 - 31.
Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. - 896 с.
Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- 356 с.
1 Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. - С 85.
2 Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- С. 105.
3 Курс экономики. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2002. - 356 с.
4 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.- 861с.
5 Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. - 896 с.
6 Маевский В. О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. - 2007. - №10. - С. 58-62