Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:54, реферат
Термин «экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкономиа» («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), что в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Поэтому в античный период понятие «экономика» не распространялось на всю совокупность хозяйств, имеющихся в государстве (городе, общине), а использовалось лишь для обозначения отдельно взятого домашнего хозяйства (со всем его имуществом и хозяйственной деятельностью) и искусства ведения домашнего хозяйства (домостроя, домоводства). Как считают исследователи, термин «экономика» ввел в употребление древнегреческий ученый и политический деятель Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.).
Введение________________________________________________2
Предмет микроэкономики__________________________________3
Предмет микроэкономики как науки, объект и субъект
её исследования___________________________________________7
Методы микроэкономики__________________________________13
Заключение_____________________________________________ 16
Список использованной литературы_____
Во-первых, диалектический метод исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что мы должны рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.
Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что и в природе, и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Применительно к экономической теории это означает, что при восхождении от абстрактного к конкретному экономические категории располагаются в последовательности, которая выражает процесс перехода от наиболее простых экономических отношений ко все более сложным. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству. И в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит и черты, которые имели место в предшествующем простом отношении.
В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической 'теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, между различными видами интересов и т.д.
Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:
• метод научной абстракции
• анализ и синтез
• индукцию и дедукцию
• исторический и логический методы.
Все эти методы и инструменты используются в единстве.
При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.
При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.
В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.
Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами. Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.
Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно.
Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.
Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Дедукция – переход от общего к частному.
Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.
Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.
Изучение экономической
действительности допускает проведение
экспериментов, правда, их возможности
существенно ограничены по сравнению
с естественными и точными
науками. Сознательное массовое экспериментирование
на микроуровне связано с
В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.
Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.
Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.
Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.
В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.
Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то.». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий.» Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.
Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.
Заключение
Труды и усилия многочисленных поколений ученых-экономистов не пропали даром. Благодаря их стараниям экономическая теория сегодня выступает как достояние мировой цивилизации, является мощным фактором социального прогресса.
Фундаментальная экономическая наука сумела раскрыть закономерности развития национального производства. В современных условиях наличие научной концепции функционирования национальной экономики является одним из решающих условий ее устойчивого и долговременного роста.
Следует признать, что в переходный период именно отношения в микроэкономике подвергаются наиболее существенной трансформации. В процессе демонтажа административно-командной системы предприятия из прежних технологических звеньев «народнохозяйственного комплекса» превращаются в реальных хозяйствующих субъектов. Изменения настолько существенны, что вполне можно говорить о долгожданном восстановлении микроэкономики.
В современных условиях реформирования национальной экономики формирование хозяйствующих субъектов связано с процессами приватизации и развития частного сек тора, с изменением форм реализации государственной, с развитием экономического сознания и ответственности, наконец, со становлением домашнего хозяйства как полноценного экономического субъекта.
В непростых условиях переходного периода к экономической системе нового типа обозначаются основные направления развития микроэкономики как важнейшего раздела фундаментальной экономической науки. С преодолением административных отношений изменяется содержание расчетов экономической эффективности, объемов дохода, прибыли и т.д. Существенно трансформируется и сама система ценностей и ориентиров, используемых при разработке национальной концепции экономического развития.
Более полное воплощение получают отношения экономической ответственности. Уходит в прошлое уравнительное распределение. Обновленное распределение по труду дополняется распределением по капиталу и таланту, по предприимчивости и «человеческому капиталу». Во многом упрощенный социалистический хозрасчет уступает место коммерческому расчету предприятия, а политическая экономия социализма – современной микроэкономике, ориентирующейся на достижения мировой экономической науки.
Список использованной литературы:
1. Вечканое Г.С. Вечканоеа Г.Р. Микроэкономика. Пособие для подготовки к экзамену. – СПб: Питер, 2001.
2. Валкое С.Д., Чоеушян Э.О. Управление риском и устойчивое развитие. – М.: Изд. научно-образовательной литературы РЭО, 1999.
3. Вэриан X.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. Пер. с англ. / Под ред. Н.Л. Фроловой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
4. Гальперин В.А., Игнатьев С.А., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. – СПб: Экономическая школа, 1996,1998.
5. Леусский А.И., Тарасееич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: Изд-во СПб УЭиФ, 1996.
6. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – СПб., 1992.
7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 1999.
8. Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект. – СПб: Изд-во СПбГИЭА, 1998.
9. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1996.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. / Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.