Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное Бюджетное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
«Ростовский Государственный
Строительный Университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики и управления
в строительстве
Доклад
по дисциплине «Экономика труда»
Тема: «Методы получения социальной
информации. Метод интервью»
Подготовила студентка группы
Б-206: Нагорнова А.В.
Проверила преподаватель :Дудник
А.Е.
Ростов-на-Дону
2015
Введение
В современной социологии сосуществуют
два разных подхода к методам получения
первичной социальной информации -- количественный
и качественный. Различие между ними состоит
в том, что методы получения исходных данных
прямо зависят от представления о самом
предмете социологии: либо это дисциплина,
призванная исследовать надындивидуальные
структуры, скрепляющие общество в целостную
систему, либо это познание обыденной
жизни людей и тех смыслов, которые они
придают своим повседневным действиям.
Цель данной работы - рассмотрение методов
и процедур "количественного" подхода
к социальной информации. Для этого предполагается
решение следующих исследовательских
задач: описать три принципиальных класса
методов сбора первичных эмпирических
данных
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
Метод опроса, метод
наблюдение, метод анализа документов.
Метод опроса не является изобретением
социологов. Во всех отраслях знания, где
для получения информации исследователь
обращается к человеку с вопросами, он
имеет дело с различными модификациями
этого метода.
Специфика метода опроса в социологии
в том, что при его использовании источником
первичной социологической информации
является человек (респондент) - непосредственный
участник исследуемых социальных процессов
и явлений.
Существуют две разновидности
опроса, связанные с письменной и устной
формой общения с респондентами, - анкетирование
или интервьюирование. В их основе лежит
совокупность предлагаемых респондентам
вопросов, ответы на которые и образуют
первичную социологическую информацию.
Метод опроса, опирающийся на
достаточное число обученных анкетеров
или интервьюеров, позволяет в максимально
короткие сроки опрашивать большие совокупности
людей и получать разнообразную информацию.
Также достоинство метода - широта охвата
различных областей социальной практики.
Однако, информация, полученная от респондентов,
отражает изучаемую реальность лишь в
том виде, как она «преломилась» в сознании.
Поэтому не всегда является возможным
уравнение между объективной реальностью,
выступающей предметом исследования,
и данными, отражающими мнения людей. Всегда
важно учитывать возможное искажение
информации, полученной методом опроса.
Наиболее распространённый
в практике прикладной социологии вид
опроса - анкетирование. Оно может быть
групповым или индивидуальным.
Групповой опрос широко применяется
по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются
в аудитории, куда приглашаются для опроса
включённые в выборку респонденты. Обычно
один анкетёр работает с группой 15-20 человек.
При этом обеспечивается стопроцентный
возврат анкет, респонденты имеют возможность
получить дополнительную индивидуальную
консультацию по технике заполнения, а
анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать
качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании
вопросники раздаются на рабочих местах
или по месту жительства (учёбы) респондентов,
а время возврата заранее обговаривается.
Социологическая анкета - это
объединённая единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-качественных
характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в
анкетах, можно классифицировать:
· по содержанию (вопросы о фактах
сознания, о фактах поведения и о личности
респондента);
Вопросы о фактах сознания направлены
на выявление мнений, пожеланий, ожиданий
людей, их планов на будущее. Они могут
касаться любых объектов, как связанных
с личностью опрашиваемого или его окружающей
средой, так и не имеющих к нему непосредственного
отношения.Вопросы о фактах поведения выявляют
поступки, действия, результаты деятельности
людей. Вопросы о личности респондента входят
во все социологические анкеты, образуя
блок социально-демографических вопросов,
выявляющих пол, возраст, образование,
профессию, семейное положение и другие
характеристики респондента.
· по форме (открытые и закрытые,
прямые и косвенные);
Закрытым вопросом называется
тот, в котором заранее дан полный набор
вариантов ответов. Типы такого вопроса
- альтернативный инеальтернативный.
Альтернативный вопрос предполагает возможность
выбора респондентом всего одного варианта
ответа. Неальтернативные вопросы допускают
выбор респондентом нескольких вариантов
ответов.
Открытые вопросы не содержат
подсказок и не навязывают респонденту
варианты ответов. Открытые вопросы дают
возможность выразить мнение во всей полноте
и мельчайших подробностях.
Когда вопросы анкеты требуют
от респондента критического отношения
к себе, окружающим людям, оценки негативных
явлений, исследователь применяет вопросы
в косвенной форме. При конструировании
таких вопросов исходят из предположения
о том, что, отвечая на них, респонденты
опираются на собственный опыт, однако
сообщают о нём в безразличной форме, что
снимает остроту критических оценок, характерную
для высказываний от первого лица.
· по функции (основные и неосновные)
Основные вопросы анкеты направлены
на сбор информации о содержании исследуемого
явления. Неосновные - на выявление адресата
основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку
искренности ответов (контрольные вопросы).
Почтовый опрос - разновидность
анкетирования. Его правомерно рассматривать
как эффективный приём сбора первичной
информации. В наиболее общем виде он заключается
в рассылке анкет и получении почтовых
ответов на них. Важное преимущество почтового
опроса - простота организации. К достоинствам
метода относится то, что он позволяет
одновременно провести опрос на большой
территории, в том числе - в труднодоступных
районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого
приёма сбора информации состоит в том,
что анкета заполняется только респондентом.
Тем самым отсутствует контакт респондента
и анкетёра, а следовательно, и психологический
барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном
опросе.
Также позитивным свойством
почтового опроса является возможность
респондента выбирать удобное для него
время заполнения анкеты.
Недостатки почтового опроса
- неполный возврат анкет.
Начинают опрос с лёгких вопросов,
интересных по содержанию. Близкие по
содержанию вопросы формируют в блоки.
Существует некоторая отрицательная связь
между объёмом анкет и уровнем их возврата.
Тем не менее, бывает целесообразнее повысить
интерес опрашиваемого к анкете путём
использования ряда дополнительных вопросов,
нежели сокращать её. Рекомендуется печатать
анкету в типографии, использовать привлекательные
название и оформление.
Одновременно с рассылкой анкет
в том же конверте высылается сопроводительное
письмо, где, обращаясь к респонденту по
имени и отчеству или фамилии, повторяют
просьбу об участии в почтовом опросе,
подробно излагают цели исследования,
подчеркивают его практическую направленность,
приводят адрес и телефон исследовательской
организации. Вместе с анкетой также отправляют
конверт с напечатанными на нём обратным
адресом, в нём респондент будет возвращать
заполненную анкету исследователю.
Примерно через 2-3 недели после
отправки анкет высылаются напоминания.
Разновидность почтового опроса
- прессовый опрос. В этом случае анкета
печатается в газете или журнале. Укажем
два вида такого опроса. Один - когда редакция
обращается к анкетированию с целью получения
данных о своих читателях и их мнений о
работе данного печатного органа. Второй
- когда через печатный орган изучается
мнение по какой-либо актуальной проблеме.
В силу пассивности процедуры
вовлечения потенциальных респондентов
в опрос в прессовом анкетировании невысок
возврат анкет.
Решающие факторы формирования
финальной выборочной совокупности, то
есть того массива опрашиваемых, с которым
имеет дело социолог, - это тема исследования,
конструкция и оформление прессовой анкеты,
специфика временного момента публикации.
Ещё один тип метода опроса
- интервью.
При интервьюировании контакт
между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера,
который задаёт вопросы, предусмотренные
исследователем, организует и направляет
беседу с каждым отдельным человеком и
фиксирует полученные ответы согласно
инструкции.
Для получения одного и того
же объёма информации при исследовании
метода интервью исследователь должен
затратить больше времени и средств, чем
при анкетировании.
В прикладной социологии различают
три вида интервью:
· формализованное;
В этом случае общение интервьюера
и респондента строго регламентировано
разработанными вопросником и инструкцией,
предназначенной интервьюера. Обычно
преобладают закрытые вопросы. В интервью
с открытыми вопросами предусмотрена
несколько меньшая степень стандартизации
поведения респондента и интервьюера.
· фокусированное;
Имеет своей целью сбор мнений,
оценок по поводу конкретной ситуации,
явления, последствий, причин. Респондентов
заранее знакомят с предметом беседы.
· свободное.
Применяется в случаях, когда
исследователь только приступает к определению
проблемы исследования, уточняет её конкретное
содержание. Свободное интервью проводится
без заранее подготовленного опросника
или разработанного плана беседы. Группы
опрашиваемых обычно невелики, их ответы
фиксируются с максимальной точностью.
Метод инервью.
Cбор данных методом формализованного
интервью часто называют анкетированием.
Этот метод сбора данных подразумевает
стремление к максимальной стандартизации
и унификации процедур сбора данных, их
обработки и анализа. Соблюдение такой
стандартизации и обеспечение процедурных
требований в отношении составления выборки
и контроля за ее соответствием, ввода
данных это те критерии, которые любой
исследователь должен делать явными и
по которым можно судить о надежности
результатов количественного исследования.
Различают несколько видов сбора данных
в количественном исследовании. В зависимости
от применяемых процедур это может быть
телефонный опрос, (вопросы задаются по
телефону), по месту работы или учебы групповой,
когда все опрашиваемые находятся в одной
комнате для совещаний или учебной аудитории,
или индивидуальный): почтовый (анкета
рассылается обычной почтой): по электронной
почте (анкета рассылается по электронной
почте) Интернет - опрос (анкета размещается
на веб - сайте): прессовый опрос (анкета
размещается в печатном органе СМИ, газете
или журнале, читателя просят вырезать,
заполнить и прислать ее по указанному
адресу).
Рассмотрим кратко основные этапы сбора
и анализ данных в условиях массового
опроса по месту жительства. Предположим
инструмент исследования (вопросник, анкета)
уже разработан, выборка определена, т.
е. предварительный этап исследования
завершен и теперь необходимо собирать
данные.
Первый этап. Инструмент исследования
подвергает внимательному анализу и проводит
ряд пробных интервью, чтобы выявить слабые
места анкеты. В результате составляется
инструкция интервьюеру. Сценарий инструктажа
интервьюеров, определяются трудозатраты
на проведение одного интервью и на поиск
респондента. Подбираются анкетеры и интервьюеры,
ответственные и способные успешно вступать
в коммуникацию с респондентами, определяется
нагрузка для каждого интервьюера в соответствии
с планом исследования (сроками) и трудозатратами.
Интервьюер (анкетер), участвующий в опросе,
кроме определенного количества анкет,
должен всегда при себе иметь удостоверение
личности, удостоверение интервьюера,
лист выборки, запасные шариковые ручки.
Второй этап. Проводится инструктаж по
процедуре интервьюирования, основной
целью которого является достижение адекватного
и более-менее одинакового понимания всех
вопросов данной анкеты и принципов поиска
респондентов среди всех интервьюеров,
участвующих в исследовании. На этом этапе
распределяются задания, устанавливаются
сроки их сдачи, принципы урегулирования
конфликтных или непонятных ситуаций.
Организатор опроса, кроме того, часто
связывается с органами внутренних дел
по месту проведения опроса с тем, чтобы
работники милиции были в курсе проводимого
исследования, не препятствовали ему и
знали, что ответить в ответ на вопросы
граждан. После завершения опроса организатор
осуществляет прием анкет, проверяет их
качество.
Третий этап, Анкеты просматриваются,
тщательно проверяются, открытые вопросы
кодируются (каждому выявленному варианту
присваивается отдельный код). После этого
осуществляется ввод данных -- т. е. каждая
анкета заносится в компьютер, респонденту
присваивается, но мер и вносится код того
варианта переменной, который выбрал респондент.
Например, в вопросе «Ваш пол» муж чины
кодируются цифрой 1, а женщины -- цифрой
2, в приведенном выше примере по исследованию
без барьерной среды первые варианты ответов
кодируются цифрой 1, (если респондент
нашел работу по объявлению, если часто
бывает вне дома), вторые - цифрой 2-- и т.
д. Если в ходе исследования опрошено много
респондентов (тысяча и более), необходимо
провести проверку качества ввода данных
и удостовериться, что все они были введены
без ошибок и искажений.
Четвертый этап. В результате ввода данных
формируется массив да совокупность ответов
всех респондентов на все вопросы анкеты,
здесь специалист может начать анализ,
чтобы получить распределение ответов
на вопросы исследования, и установить
связи между переменными и признаками.
На этом этапе формулируются и проверяются
гипотезы, которые имеют статистическую
природу, результаты анализа интерпретируются.
Целью такого анализа в прикладном проекте
по социальной работе является форм выводов,
которые можно было применить на практике.