Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
- изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие инфляции, ее сущность, виды и причины возникновения…………………………………………………………………4
1.1. Инфляции, ее сущность, факторы и причины возникновения…………………………………………………………..………….4
1.2. Виды инфляции и ее последствия………………………...................................6
Глава 2. Инфляция в России и ее особенности………...………...10
2.1. Отличительные черты российской инфляции…………………………….…...….10
2.2. Проблемы снижения темпа инфляции в России…………………………………..21
Глава 3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации.…………………………………………............................................22
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления……..….…………...22
3.2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов..............................…………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….30
Литература
Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.
В качестве мер борьбы с инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер против естественных монополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.
3. Ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы
денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.
Специалистами разработаны предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.
4. Ещё одной не менее важной проблемой, влияющей на инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.
Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.
В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.
Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующей главе.
Глава 3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления
Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства [16, c.86].
Дефляционная политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.
Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
Конкурентное стимулирование
производства – промышленная политика,
которая характеризуется
Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.
3.2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
В 2008 инфляция составила 13,5%, а в январе 2009 года - 4,1%. Между тем, изначальный прогноз правительства предполагал инфляцию в 7-8%, позднее он был пересмотрен до 11-11,5%.
Это значит, инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2007 году (11,9%), в 2006 году (9%), в 2005 году (10,9%), и немного ниже роста цен в 2004 году (11,7%). В декабре 2008 года цены повысились на 0,8%. Консенсус-прогноз по инфляции, составленный "Интерфаксом" в конце декабря, предполагал рост цен в декабре в 1,3%, в целом за год - 12%.
13 декабря 2008 был опубликован "План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2008–2010 годы", подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что реальный уровень инфляции в 2008 значительно превысил прогнозируемый (реальные 13,5% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в действие во втором квартале 2009 года.
Особенно остро стоит вопрос о замедлении стремительного роста цен на продукты питания. В первую очередь, внимание будут обращать на выполнение постановления правительства "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" и закона "О защите конкуренции". В дальнейшем, во втором квартале наступающего года, планируется вплотную заняться проблемой финансирования сельского хозяйства. В частности, будут рассматриваться пути реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 годы". Стоит отметить, что министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладе констатировала значительное повышение объема вложений в развитие сельскохозяйственного комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте в сравнении с прошлым годом. Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынка качественной отечественной продукцией.
Реформы коснутся и ЖКХ. В 2008-2010 году ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Суть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.
В итоге, при успешном проведении программы по "плану мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2008–2010 годы", ожидалось снизить уровень инфляции до ожидавшихся в начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следует отметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерства экономического развития и торговли, с осторожностью отнеслись к подобным расчетам: снижение инфляции на 4–5% всего за год казалось маловероятным явлением.
И действительно, в России ситуация в целом совсем не такая радужная, какой рисуют её политики с экранов ТВ и со страниц газет. Резкий рост цен начался в конце декабря 2008 и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще более подстегнет рост цен в других отраслях. Цифры Роскомстата не отражают действительность, так как являются усредненными. Да, автомашины отечественного производства не дорожали почти год, цены на недвижимость немного «затихли», но, например, бутылка масла стоила в ноябре 38 р., а в конце января – 50-55 р., в апреле – 65-70 р., а это почти 100% удорожание и это, видимо, еще не предел. Кроются ее причины в мировом экономическом и продовольственном кризисе или это внутренняя реакция страны на смену власти, но российским властям, возможно, стоит задуматься о дополнительных более эффективных антиинфляционных мерах. По моему мнению, правительство не выполнило задачи, поставленным президентом. Чиновники это осознали и подготовили на вторую половину 2008 года целый комплекс серьезных мер по борьбе с инфляцией. Создана спецгруппа в правительстве для решения этого важнейшего вопроса. Ведомства и министерства предлагают различные комплексы мер по ”укрощению” инфляции в этом году. Новый премьер-министр России Владимир Путин в ходе выступления перед депутатами на дополнительном заседании Госдумы 8 мая 2009 г. рассказал о том, какой он видит работу правительства и борьбу с инфляцией назвал одной из приоритетнейших задач.
Однако все это похоже на борьбу со стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Вдруг нежданно – негаданно обрушилась на нас инфляция и мы бросаем все силы на борьбу с ней, как ЖКХ зимой борется после снегопада. Очень хочется чтобы, правительство наше усердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобы обещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами.
По моему мнению, бесконечное повышение пенсий, пособий, стипендий, зарплат госслужащим и других социальных выплат приводит к еще большему росту инфляции в стране. Процесс нарастает как снежный ком: пенсии увеличивают на 0,5% процента – инфляция за месяц увеличивается на 1%, пособия индексируют на 8,5% (коэффициент прогнозируемого уровня инфляции на 2008 год) – прогноз по инфляции на 2008 год уже более 13,5%. Правительство пытается контролировать цены на продовольствие, и говорит, что заморожены цены на основные продукты питания. Но, во-первых, мы этого не видим, а во-вторых, нарушается рыночный механизм. Сдерживать рост цен на хлеб и основные продукты питания невозможно, так как предприятия, производящие данную продукцию, будут работать с убытками. Будучи не в силах справиться с ростом цен, российские власти подумывают ввести талоны на хлеб для малоимущих. Идет возврат к экономике 80-х годов? У нас не война и не чрезвычайная ситуация. Лучше бы власти помогли малым производителям выходить на рынок. Развитие конкуренции и вызвало бы снижение цен.
Возможно нужно задуматься о другом решении данной проблемы, отпустить цены и «затянуть пояса»? Конечно, замораживание социальных выплат и рост цен ударит по беднейшим слоям страны и коснется практически каждой семьи, в т.ч. и моей. Мы уже однажды переживали «шоковую терапию», может быть стоит попробовать еще раз? А пока, проезжая каждый раз мимо автозаправочной станции или заходя в магазин, появляется опять тот страх перед будущим, который неотступно преследовал всех не так давно и стал затихать после прихода к власти В. В. Путина.
Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире. Остается, как всегда, работать и надеяться на лучшее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инфляция
– это сложное социально-
Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4 % в 1998 г. до 13,5 % в 2008 г.). Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 – 8 % в 2009 г. и 4,5 – 6 % в 2010 г.
В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость
Информация о работе Методы регулирования инфляции в Российской Федерации