Методы сравнения в экономическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:31, реферат

Описание работы

Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Файлы: 1 файл

Методы сравнения в экономическом анализе.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Методы сравнения в экономическом  анализе.

 
     Сравнение - самый ранний  и наиболее распространенный  метод экономического анализа. 
       Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.  
    Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:  
1) o единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; 
2) o единство периодов времени, за которые производится сравнение; 
3) o сопоставимость условий производства; 
4) o сопоставимость методики исчисления показателей. 
     Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными. 
     Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим обусловлена роль способа сравнения фактических показателей с планом. Непременным условием такого сравнения должны быть сопоставимость плановых и отчетных показателей. Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа.  
      Сравнение с предшествующим периодом времени выражается в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами. Сравнение с прошедшим временем связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление валовой, товарной и реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек за 3-5 и более лет (а иногда и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Сравнение с прошедшим периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок, а сравнение с доперестроечным периодом вызывает необходимость учитывать и ряд других факторов: социальных, этнографических, природных. 
     Сравнение с лучшим - с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники - может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его. Внутри предприятия сравниваются показатели работы лучших цехов, участков, отделов, наиболее передовых работников. Большой эффект дает экономический анализ показателей данного предприятия путем сравнения их с показателями лучших предприятий данной системы, работающих примерно в одинаковых условиях, а также с показателями предприятий других ведомств (собственников). 
      Часто используется сравнение показателей предприятия со средними показателями (объединения, отрасли, аналогичных зарубежных предприятий и т.д.). 
       Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

Способ группировки  в экономическом анализе

Важнейшим способом ЭА является группировка  – неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет  изучить те или иные экономические  явления в их взаимосвязи и  взаимозависимости, выявить влияние  наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обуславливающих.

 

Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели. С помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, основные причины и факторы и лишь после этого определяется характер их влияния на основе построения аналитических таблиц. Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, что, естественно, раздвигает границы экономического анализа.

Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления  взаимосвязи, взаимозависимости и  взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

При построении аналитических группировок  из двух взаимозависимых показателей  один рассматривается в качестве фактора, вл ияющего на другой, а второй – как результат влияния первого. Но следует при этом иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться.

 
Способы приведения показателей в  сопоставимый вид

 

 

Важное условие, которое  нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения  сопоставимости показателей, поскольку  сравнивать можно только качественно  однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

    • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
    • единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
    • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
    • единство методики исчисления показателей и их состава.

В некоторых случаях для  обеспечения сопоставимости показателей  используются поправочные коэффициенты.

Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может  исказить результаты сравнения, но и  вообще изменить смысл. Например, фондоотдача  может быть исчислена по всей сумме  основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане  и отчете текущего года, а также  за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет  положено различие в способе его  расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

Очень важно также при  сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и т.д. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленную климатическими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния.

Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.

Таким образом, основными  способами приведения показателей  в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

 


Информация о работе Методы сравнения в экономическом анализе