Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:31, реферат
Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
Методы сравнения в
Сравнение - самый ранний
и наиболее распространенный
метод экономического анализа.
Сравнение – сопоставление
изучаемых данных и фактов хозяйственной
жизни. Различают горизонтальный сравнительный
анализ, который применяется для определения
абсолютных и относительных отклонений
фактического уровня исследуемых показателей
от базового; вертикальный сравнительный
анализ, используемый для изучения структуры
экономических явлений; трендовый анализ,
применяемый при изучении относительных
темпов роста и прироста показателей за
ряд лет к уровню базисного года, т.е. при
исследовании рядов динамики.
Обязательным условием сравнительного
анализа является сопоставимость сравниваемых
показателей, предполагающая:
1) o единство объемных, стоимостных, качественных,
структурных показателей;
2) o единство периодов времени, за которые
производится сравнение;
3) o сопоставимость условий производства;
4) o сопоставимость методики исчисления
показателей.
Существует несколько форм
сравнения: с планом; с прошлыми периодами;
с лучшим; со средними данными.
Важной задачей анализа
хозяйственной деятельности является
всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана.
Этим обусловлена роль способа сравнения
фактических показателей с планом. Непременным
условием такого сравнения должны быть
сопоставимость плановых и отчетных показателей.
Выявленные в результате сравнения отчетных
показателей с плановыми величины отклонения
являются объектом дальнейшего анализа.
Сравнение с предшествующим
периодом времени выражается в сопоставлении
хозяйственных показателей текущего дня,
декады, месяца, квартала, года с аналогичными
предшествующими периодами. Сравнение
с прошедшим временем связано с большими
трудностями, которые вызываются значительными
нарушениями условий сопоставимости.
Экономически неграмотным будет, например,
сопоставление валовой, товарной и реализованной
продукции за ряд лет в текущих ценах;
неверным будет и динамический ряд, характеризующий
уровень издержек за 3-5 и более лет (а иногда
и за смежные годы), построенный без необходимых
корректировок. Сравнение с прошедшим
периодом требует пересчета оборотов
в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного
периода), пересчета ряда статей издержек
с применением индекса цен, тарифов, ставок,
а сравнение с доперестроечным периодом
вызывает необходимость учитывать и ряд
других факторов: социальных, этнографических,
природных.
Сравнение с лучшим - с лучшими
методами работы и показателями, передовым
опытом, новыми достижениями науки и техники
- может осуществляться как в рамках предприятия,
так и вне его. Внутри предприятия сравниваются
показатели работы лучших цехов, участков,
отделов, наиболее передовых работников.
Большой эффект дает экономический анализ
показателей данного предприятия путем
сравнения их с показателями лучших предприятий
данной системы, работающих примерно в
одинаковых условиях, а также с показателями
предприятий других ведомств (собственников).
Часто используется сравнение
показателей предприятия со средними
показателями (объединения, отрасли, аналогичных
зарубежных предприятий и т.д.).
Процедура сравнения
в анализе финансово-хозяйственной деятельности
предприятия включает в себя несколько
этапов: выбор сравниваемых объектов;
выбор вида сравнения (динамическое, пространственное,
по отношению к плановым значениям); выбор
шкал сравнения и степени значимости различий;
выбор числа признаков, по которым должно
производиться сравнение; выбор вида признаков,
а также определение критериев их существенности
и несущественности; выбор базы сравнения.
Важнейшим способом ЭА является группировка
– неотъемлемая часть почти любого
экономического исследования. Она позволяет
изучить те или иные экономические
явления в их взаимосвязи и
взаимозависимости, выявить влияние
наиболее существенных факторов, обнаружить
те или иные закономерности и тенденции,
свойственные этим явлениям и процессам.
Группировка предполагает определенную
классификацию явлений и
Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели. С помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, основные причины и факторы и лишь после этого определяется характер их влияния на основе построения аналитических таблиц. Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, что, естественно, раздвигает границы экономического анализа.
Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитических группировок из двух взаимозависимых показателей один рассматривается в качестве фактора, вл ияющего на другой, а второй – как результат влияния первого. Но следует при этом иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
В некоторых случаях для
обеспечения сопоставимости показателей
используются поправочные
Особенно нужно быть внимательным
в отношении методического
Очень важно также при
сравнении показателей
Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.
Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.
Информация о работе Методы сравнения в экономическом анализе