Социологические
методы играют важную роль
в управлении персоналом, они позволяют
установить назначение и место сотрудников
в коллективе, выявить лидеров и обеспечить
их поддержку, связать мотивацию людей
с конечными результатами производства,
обеспечить эффективные коммуникации
и разрешение конфликтов в коллективе.
Постановку социальных
целей и критериев, разработку социальных
нормативов (уровень жизни, оплата труда,
потребность в жилье, условия
труда и др.) и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов
обеспечивает социальное планирование.
Социологические методы
исследования, являясь научным инструментарием
в работе с персоналом, предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно принимать
кадровые решения. Анкетирование позволяет
собирать необходимую информацию путем
массового опроса людей с помощью
специальных анкет. Интервьюирование
предполагает подготовку до беседы сценария
(программы), затем - в ходе диалога
с собеседником -получение необходимой
информации. Интервью - идеальный вариант
беседы с руководителем, политическим
или государственным деятелем - требует
высокой квалификации интервьюера
и значительного времени. Социометрический
метод незаменим при анализе
деловых и дружеских взаимосвязей
в коллективе, когда на основе анкетирования
сотрудников строится матрица предпочтительных
контактов между людьми, которая
также показывает и неформальных
лидеров в коллективе. Метод наблюдения
позволяет выявить качества сотрудников,
которые подчас обнаруживаются лишь
в неформальной обстановке или крайних
жизненных ситуациях (авария, драка,
стихийное бедствие). Собеседование
является распространенным методом
при деловых переговорах, приеме
на работу, воспитательных мероприятиях,
когда в неформальной беседе решаются
небольшие кадровые задачи.
Психологические
методы играют важную роль
в работе с персоналом, так как направлены
на конкретную личность рабочего или служащего
и, как правило, строго персонифицированы
и индивидуальны. Главной их особенностью
является обращение к внутреннему миру
человека, его личности, интеллекту, образам
и поведению, с тем чтобы направить внутренний
потенциал человека на решение конкретных
задач организации.
Психологическое планирование
составляет новое направление в
работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива организации. Оно исходит
из необходимости концепции всестороннего
развития личности, устранения негативных
тенденций деградации отсталой части
трудового коллектива. Психологическое
планирование предполагает постановку
целей развития и критериев эффективности,
разработку психологических нормативов,
методов планирования психологического
климата и достижения конечных результатов.
Целесообразно, чтобы психологическое
планирование выполняла профессиональная
психологическая служба организации,
состоящая из социальных психологов.
К наиболее важным результатам психологического
планирования следует отнести: формирование
подразделений («команд») на основе психологического
соответствия сотрудников; комфортный
психологический климат в коллективе:
формирование личной мотивации людей
исходя из философии организации; минимизацию
психологических конфликтов (скандалов,
обид, стрессов, раздражения); разработку
служебной карьеры на основе психологической
ориентации работников; рост интеллектуальных
способностей членов коллектива и уровня
их образования; формирование корпоративной
культуры на основе норм поведения
и образов идеальных сотрудников.
Методы управления
персоналом можно также классифицировать
по признаку принадлежности к функциям
управления (нормирования, организации,
планирования, координации, регулирования,
мотивации, стимулирования, контроля,
анализа, учета). Более подробная
классификация методов управления
персоналом по признаку принадлежности
к конкретной функции управления
персоналом позволяет выстроить
их в технологическую цепочку
всего цикла работы с персоналом.
По этому признаку выделяются методы:
найма, отбора и приема персонала; деловой
оценки персонала; социализации, профориентации
и трудовой адаптации персонала;
мотивации трудовой деятельности персонала;
организации системы обучения персонала;
управления конфликтами и стрессами,
управления безопасностью персонала,
организации труда персонала, управления
деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением персонала; высвобождения
персонала.
Вернуться
http://www.persona-nova.ru/article21.html