Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:48, лабораторная работа
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи: Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода Фостера-Стюарта; Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода проверки разности средних уровней.
Постановка проблемы: Прогнозирование на основе временных рядов предполагает предварительный анализ временных рядов, который включает процедуру выявления тенденции в динамическом ряду.
Басовой Тани АКУ-09.1
Вариант 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
МЕТОДЫ
ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ В
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи:
Постановка проблемы:
Прогнозирование на основе временных рядов предполагает предварительный анализ временных рядов, который включает процедуру выявления тенденции в динамическом ряду.
Исходные данные для выполнения лабораторной работы
Курс |
Месяц | ||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
Декабрь | ||
Доллар 2009 |
32,49 |
35,81 |
34,66 |
33,58 |
31,99 |
31,06 |
31,51 |
31,65 |
30,86 |
29,46 |
28,90 |
29,96 |
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
МЕТОД ФОСТЕРА-СТЮАРТА
Курс |
Месяц | |||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
Декабрь | |
Доллар 2009 |
32,49 |
35,81 |
34,66 |
33,58 |
31,99 |
31,06 |
31,51 |
31,65 |
30,86 |
29,46 |
28,90 |
29,96 |
Кt |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Lt |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Величина s принимает значения от 0 (все уровни ряда равны между собой) до n-1.
Величина d принимает значения от –(n-1) (ряд монотонно убывает) до (n-1) (ряд монотонно возрастает).
Курс |
Месяц | ||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
Декабрь | ||
Доллар 2009 |
32,49 |
35,81 |
34,66 |
33,58 |
31,99 |
31,06 |
31,51 |
31,65 |
30,86 |
29,46 |
28,90 |
29,96 | |
Кt |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
Lt |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 | ||
s |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 | |
d |
1 |
0 |
0 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
-4 |
Расчётные значения t-критерия стьюдента определяются по следующим формулам:
Курс |
Месяц | ||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
Декабрь | ||
Доллар 2009 |
32,49 |
35,81 |
34,66 |
33,58 |
31,99 |
31,06 |
31,51 |
31,65 |
30,86 |
29,46 |
28,90 |
29,96 | |
Кt |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
Lt |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 | ||
s |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 | |
d |
1 |
0 |
0 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
-4 | |
σ1 |
1,2427845 | ||||||||||||
µ |
4,2082283 | ||||||||||||
Ts |
НЕТ ТЕНДЕНЦИИ |
1,4417 | |||||||||||
σ2 |
2,0308159 | ||||||||||||
Td |
1,9697 |
ВЫВОД: Так как значения ts и td меньше табличного, то гипотеза об отсутствии соответствующего тренда принимается т.е тенденции нет.
МЕТОД ПРОВЕРКИ РАЗНОСТИ СРЕДНИХ УРОВНЕЙ
У1 |
33,27 |
У2 |
30,39 |
Дисперсия ơ1 |
3,12 |
Дисперсия ơ2 |
1,27 |
F-критерий |
2,47 |
В качестве чаще всего берут значения 0,1 (10%-ная ошибка), 0,05 (5%-ная ошибка), 0,01 (1%-ная ошибка). Величина называется доверительной вероятностью.
Если расчетное значение меньше табличного , то гипотеза о равенстве дисперсий принимается, и переходят к следующему этапу. Если больше , то гипотеза о равенстве дисперсий отклоняется и делается вывод, что данный метод для определения наличия тренда ответа не дает. Число степеней свободы числителя и знаменателя и . (Для числа степеней свободы числителя и знаменателя, равного пяти Fα =5,05)
ВЫВОД: Так как F = 2,47 меньше табличного , то гипотеза о равенстве дисперсий принимается.
среднеквадратическое отклонение |
1,48 |
t |
4,166 |
Если расчетное значение t меньше табличного значения статистики Стьюдента с заданным уровнем значимости гипотеза об отсутствии тренда принимается, т.е. тренда нет, в противном случае тренд есть. Число степеней свободы берется следующим: .
ВЫВОД: Так как расчетное значение t = 4,166 больше табличного значения статистики Стьюдента с заданным уровнем значимости гипотеза об отсутствии тренда принимается, т.е тренда есть.
Распределение Стьюдента (t-распределение)
V |
Вероятность | ||
0,1 |
0,05 |
0,01 | |
5 |
2,015 |
2,571 |
4,043 |
6 |
1,943 |
2,447 |
3,707 |
7 |
1,895 |
2,365 |
3,499 |
8 |
1,860 |
2,306 |
3,355 |
9 |
1,833 |
2,262 |
3,250 |
10 |
1,812 |
2,228 |
3,169 |
11 |
1,796 |
2,201 |
3,106 |
12 |
1,782 |
2,179 |
3,055 |
13 |
1,771 |
2,160 |
3,012 |
14 |
1,761 |
2,145 |
2,977 |
15 |
1,753 |
2,131 |
2,947 |
16 |
1,746 |
2,120 |
2,921 |
17 |
1,740 |
2,110 |
2,898 |
18 |
1,734 |
2,101 |
2,878 |
19 |
1,729 |
2,093 |
2,861 |
20 |
1,725 |
2,066 |
2,845 |
Информация о работе Методы выявления тенденции в динамических рядах