Международная интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом, на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы международной экономической интеграции…5
1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции……………………………………………………………………5
1.2 Формы международной экономической интеграции………………….8
Глава 2. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА……………………………………………………………………….11
2.1. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике…………………………………………11
2.2 Предпосылки и особенности североамериканской интеграции………16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..20

Файлы: 1 файл

курсовик РМХ.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международная  экономическая интеграция на  примере НАФТА

2.1. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике

Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее  время осуществляется плавный переход  от единого рынка через экономический  союз к экономическому и валютному  союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро.

История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском  объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х годах созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран-участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 года введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 году. Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973 году из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 году - Португалия, а в 1995 году - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.

Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое  сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

ЕЭП - Европейское экономическое  пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют  общие правила хозяйствования, а  также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических  связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может  возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже  функционирует на территории стран  Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано  в 1992 году, которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994 году и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей, согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.

ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995 году с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного  полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 года. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

МЕРКОСУР - общий рынок  стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе договора, подписанного в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений.

АТЭС - Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 году по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967 году и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд. Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях; развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения; взаимодействовать в сфере науки и образования; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован  в 1980 году по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ - Совет арабского  экономического единства. Создан в  соответствии с Соглашением, подписанным  в 1964 году 12 государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан). Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. Образована в 1960 году на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 году в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

ОАЕ - Организация африканского единства. Создана в 1964 году. Членами данной организации являются 53 страны. Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

САДК - Южноафриканское сообщество развития. Образовано в 1992 году. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и другие. Основные цели САДК: достижение развития и экономического роста; повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки; укрепление общих политических ценностей и институтов [10].

Следует отметить, что это  не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения  создают лишь предпосылки для  формирования подлинных интеграционных блоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции

С 1 января 1994 года на территории США, Канады и Мексики вступило в действие соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки [9].

К целям НАФТА относятся:

· снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров  и услуг между странами;

· значительное увеличение возможностей для инвестирования в  странах - членах соглашения;

· обеспечение необходимой  и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности  в каждой из стран;

· эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

· установление рамок для  будущего регионального многостороннего  сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения [2].

НАФТА предусматривает программу  по устранению тарифных барьеров, которая  включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений  будет устранена немедленно с  подписанием Соглашения; на втором - в течение 5 лет; на третьем - в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе - в течение 15 лет.

С точки зрения мексиканского  правительства, устранение тарифных ограничений  во взаимной торговле по данной схеме  будет способствовать созданию устойчивого  предпринимательского климата для  мексиканских производителей и принятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модернизации экономики  и ее адаптации к новым условиям хозяйствования [1].

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении  мексиканских товаров при их импорте  на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности  американского и канадского экспорта.

Одним из достижений НАФТА  также является снятие целого ряда ограничений и требований для  иностранных инвесторов (которые  имели место в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование  отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и  Мексики получают следующие права  с целью более свободного ведения  дел:

  • право на репатриацию прибылей и капитала
  • право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации
  • право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже [4].

Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в  таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и другое.

НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением  являются услуги авиационных и морских  перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого  образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических  услуг.

В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная  структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному  контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы: по правилам определения  страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.

Центральным институтом НАФТА  является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая  следит за выполнением соглашения и  оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания  Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет  оказывать координирующий секретариат  НАФТА (КСН). По мере расширения объемов  торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает  меры по снижению вероятности возникновения  торговых споров между странами. Установленный  в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

Информация о работе Международная интеграция