Международная Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

Исторический опыт развития мировой экономики показывает, что создание союзов, группировок, блоков, ассоциаций, объединяющих страны, происходило ради движения значимых целей. Как правило, возникновение торгово-экономических и политических объединений сопровождается интенсификацией взаимодействия стран-участниц по всем направлениям хозяйственной деятельности.

Содержание работы

1.Международная Экономическая интеграция.
1.1 Сущность международной экономической интеграции и ее формы. 3
1.2 Зона свободной торговли 6
1.3 Таможенный союз 7
1.4 Общий рынок. 7
1.5 Полный экономический союз. 8
1.6 Европейский союз как высшая форма экономической интеграции. 9
1.7 Североамериканская зона свободной торговли НАФТА. 15
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Идея создания единой Европы имеет  многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению  идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны  сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской  интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции  Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось  официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС  стали создание таможенного союза  и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и  услуг на территории Сообщества, а  также введение общей политики в  области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к  подписанию Римских договоров часть  западноевропейских стран посчитала  предложенный федералистский вариант  социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в  социально-экономической сфере стало  стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический  и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались  или ослаблялись в зависимости  от политической и экономической  конъюнктуры.

Компетенция ЕС в соответствии с  Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический  и валютный союз (ЭВС);

До создания Экономического и валютного  союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую  политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены  жесткие критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

– инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний  показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний  показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

– государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

– в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы  колебаний, установленные Европейской  валютной системой.

– «вторая опора» – Общая внешняя  политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший  вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

ЕС представляет собой объединение  государств, имеющих единый рынок, единую денежную единицу и органы, отвечающие за формирование и осуществление экономической политики.

ЕС  охватывает страны с населением 460 млн. человек, значительно превосходя США по этому показателю, однако уступает им по общему объему ВВП и ВВП на душу населения(66%).

В условиях мирового финансового кризиса  первоочередными задачами для стран  ЕС являются : перестройка хозяйства на основе новейших знаний, технологий и стимулирование экономического роста, проведение смешанной макроэкономической политики, способной обеспечить стабильность развития и занятость. В настоящее время целый ряд стран проводит политику повышения экономического роста за счет снижения доли предпринимателей в расходах на социальные цели. На региональном уровне важное место занимает антиинфляционная политика.

Задача ЕС заключается так же в налаживании двухсторонних  отношений, выстраивании регионального диалога со странами происхождения и транзита мигрантов с целью предоставления им альтернативных возможностей.

Увеличивающаяся глобализация производства и сбыта, сложившийся механизм международного сотрудничества, огромный потенциал обеспечивает Европейскому союзу важную роль в мировой экономике.

1.7 Североамериканская зона свободной торговли НАФТА.

Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой ВВП на душу населения составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

Инициатором и лидером  объединения являются США, которые  совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские ТНК пронизывают всю Северную Америку. Не последнюю роль играют геополитические амбиции США, которые рассматривают Мексику, как ворота в Латинскую Америку — старт для создания панамериканской зоны свободной торговли, охватывающей весь американский континент (FTAA).

Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток  капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать  экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры (дорог, мостов, телекоммуникаций и др.). Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США. Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

Однако были и проигрыши: разорение мелких производителей, резкое падение курса песо, возрастание  зависимости от конъюнктуры американского рынка. Валютный кризис был преодолен с помощью чрезвычайного займа МВФ, предоставленного под давлением США.

Канадско-американская зона свободной торговли была создана  еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило  товарооборот между Канадой и  Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

В рамках НАФТА не создано  наднациональных структур управления, подобных ЕС. Институциональная структура НАФТА включает в себя ряд комиссий и комитетов, главной из которых является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли трех стран.

Круг ведения  трехстороннего договора включает в  себя:

-устранение барьеров в торговле товарами и услугами;

- создание системы защиты прав интеллектуальной собственности;

- либерализацию инвестиционных потоков;

- формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных товаров» каждой из стран. До сих пор сохраняются изъятия (исключения) из правил свободной торговли, особенно для сельскохозяйственной продукции. Так, Мексика защищает от импорта отечественное производство фасоли, США — овощи и фрукты, Канада — молочные продукты. Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие.

Важно, что в рамках НАФТА  установлены общие правила определения  страны происхождения товара. Это  страна, где товар подвергся существенной переработке, а доля местного компонента не ниже 50%.

Соглашение не предусматривает  создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли.

В НАФТА нет постоянно  действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются  высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА  оказало конструктивное влияние  на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают ТНК. Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций увеличился. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США — Канада, США — Мексика.

Отраслевая структура  взаимных инвестиций США, Канады и Мексики  различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным  образом сосредоточены в сфере  услуг — банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти  страны инвестируют преимущественно  производственный сектор.

Информация о работе Международная Экономическая интеграция