Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:51, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать основные международные интеграционные формирования в обществе и показать степень влияния России на экономическую систему в общемировом интеграционном процессе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
1) раскрыть сущность Международной экономической интеграции;
2) выявить причины Международной экономической интеграции;
Введение …………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЭИ……………………….. 4
1.1. Сущность, признаки и цели МЭИ……………. 4
1.2. Причины и формы развития 7
1.3. Типы интеграционных объединений 10
1.4. Диалектика интеграционных и дезинтеграционных процессов…12
1.5. Экономические последствия вступления в торговые и экономические союзы……………………………………………………..…14
1.6. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике………………………………………… 14
Глава 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИИНТЕГРАЦИИ ……………………………………..21
2.1. Место России в системе МЭИ ……………………………………...21
2.2. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику ……………………………………………………………………..23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.
Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).
Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.
Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.
В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.
В мировой практике выделяют следующие типы интеграционных объединений или группировок.
Первый тип. Преференциальные торговые соглашения - подготовительный этап интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
Второй тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.
Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая была образована в 1960 г., включает 6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию.
ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако она имеет и ряд негативных моментов. В частности либерализация импорта может создать угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции, что приведет к частичному или полному вытеснению последних со своего внутреннего рынка.
Третий тип. Таможенный союз (ТС). В данном типе также сохраняются принципы свободной торговли. Но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Он представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен.
Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой и экономической политики. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить позиции на мировой арене. Однако участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве.
Как показывает мировая практика, регулирование внешнего тарифа благоприятно воздействует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг, замедляя рост цен и усиливая конкуренцию между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.
Четверый тип. Общий рынок, в котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно высокая ступень экономической интеграции, где достигается ряд параметров: выравнивание уровня налогов, устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям, преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах, координация национальных кредитно-финансовых структур. Все это предполагает достижения достаточно высокой степени взаимного экономического сотрудничества и политического доверия.
Пятый тип. Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы тесным образом связаны между собой. Скорость, направление и форма первых зависят от силы не только содействующих, но и противодействующих причин. Если последние начинают превалировать, то они могут прервать интеграционный процесс, даже несмотря на то, что он имеет исторически необходимый и прогрессивный характер. Развертывание интеграционной тенденции всегда сопряжено с различными дезинтеграционными процессами, являющимися либо ее предпосылкой, либо следствием, либо сопутствующими ей. Аналогичную картину можно фиксировать и в случае преобладания дезинтеграционной тенденции. Очевидно, что дезинтеграция представляет собой явление, обратное процессу интеграции, то есть она представляет собой процесс сокращения, а в дальнейшем и прекращения экономического взаимодействия стран, в результате чего хозяйственные механизмы не приводятся к сближению и не принимают форму межгосударственных соглашений.
Оба явления сосуществуют в современном мире одновременно, либо сменяют друг друга на каждом витке развития страны в интеграционном объединении.
Согласно Э. Кочетову, интеграция и дезинтеграция представляют собой “высокие геоэкономические технологии”. Он указывает на то, что “эти процессы выступают как действенный инструмент государства, создающий фон для вызревания интеграционных явлений, как плацдарм для прорыва к мировому доходу”. Кроме того, сам интеграционный процесс, по его мнению, является многослойным и имеет различное наполнение. Он может быть представлен посредством формирования союзов (альянсы, группировки) экономического, производственного, финансового, торгового, валютного, военного, политического, военно-политического и другого характера. По мнению Э. Кочетова, в теоретическом плане и интеграция, и дезинтеграция своими корнями уходят в проблемы поведения сложных систем сообществ, в поиск оптимальных управленческих единиц, в проблему централизации и децентрализации.
Следует сказать, что анализ и прогноз интеграционного, либо дезинтеграционного развития (а также перехода из одного состояния системы в другое) будут иметь объективный характер только при условии учета в ходе исследования как содействующих, так и противодействующих факторов.
Интеграция и дезинтеграция как способы трансформации экономической системы затрагивают ее основы (отношения собственности и все факторы производства), сопровождаются преобразованием структур, форм и способов экономической деятельности, изменением ее целевой направленности. Вступая в интеграционное объединение, становясь подсистемами еще более сложной хозяйственной системы с присущими ей характерными свойствами и закономерностями функционирования и, соответственно, кардинально изменяя качество отношений с субъектами внешней среды и с другими участниками, национальные экономики переживают периоды системной трансформации.
В соответствии с системным подходом, распад (дезинтеграция) крупной сложной экономической системы ведет к образованию в ее границах нескольких самостоятельных новых. Ранее они выступали в качестве ее подсистем, то есть “взаимосвязанных частей в данной системе, представляющих собой системы по отдельности”.
Их самостоятельное функционирование и развитие при наличии соответствующих условий, ресурсов и факторов может привести (или не привести) к интеграции, образованию объединения с качественно новыми системными признаками.
В свою очередь, прогрессивный рост интегрированной хозяйственной системы возможен только на основе целенаправленных и скоординированных усилий экономических субъектов всех ее национальных подсистем.
“Соединение и разделение – вот единственные элементы, которые обнаруживает человеческий разум, анализируя идею производства”, – цитировал К. Маркс в “Капитале” опубликованную в 1771 г. работу П. Верри “Meditazioni Sulla Economia Politica”.
Действительно, общий ход исторического процесса осуществляется в форме дезинтеграции одной системы и интеграции системы нового типа, чередования интеграционных и дезинтеграционных процессов. Этот вывод подтверждается накопленным и современным мировым опытом создания и прекращения существования различных интеграционных формирований, а затем – образования других. Подобные изменения стали следствием возникновения проблем внутри их хозяйственной системы, ее достигнутого качественного состояния и сформировавшейся структуры; а также воздействия внешней среды, “более крупной и внешней по отношению к данной системе”. Таким образом, интеграцию и дезинтеграцию можно рассматривать как способы изменения сложных экономических систем.
Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом принято выделять два основных направления, по которым могут оцениваться последствия вступления страны в интеграционный союз: статический анализ и динамический анализ.
Статический анализ
В рамках статического анализа можно выделить два варианта последствий вступления страны в интеграционную торгово-экономическую группировку:
• потокообразующий эффект (эффект создания торговли);
• потокоотклоняющий эффект (эффект отклонения торговли).
Потокообразующий эффект означает переключение (вследствие присоединения страны к интеграционной группировке) спроса страны и, соответственно, потребления с отечественного производителя с более высокими издержками на зарубежного с менее высокими издержками.
Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления с производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, на производителя, имеющего более высокие издержки, но входящего в союз.
Динамический анализ
Кроме статического эффекта, торгово-экономические союзы имеют несколько интересных динамических эффектов. Положительные динамические эффекты можно свести к следующим:
1. Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получать соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по причинам более полного использования заводских мощностей, повышения уровня квалификации труда и управляющих кадров. Подобный эффект особенно важен для развивающихся стран.