Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:03, реферат
Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. Внутренние рынки рабочей силы одних стран являются внешними источниками пополнения армии наемного труда других государств. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.
В настоящее время в связи с перераспределением мировых производственных возможностей в развивающиеся страны, а также последствиями мирового финансового кризиса вопрос трудовой миграции становится все более актуальным, поскольку множество специалистов вынуждены сменить место жительства в поисках более высокооплачиваемой либо конкурентоспособной работой, способной обеспечить приемлемый уровень жизни.
Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда.
Экономические последствия миграции рабочей силы для стран-импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения; рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям иммиграции относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.
Для стран — экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам (табл. 1).
Таблица 1 – Последствия международной миграции рабочей силы
Выгоды |
Потери |
Принимающая страна в целом выигрывает: выгоды предпринимателей превышают потери рабочих; потребители покупают более дешевую продукцию и услуги; положительное влияние на государственный бюджет (рост налоговых поступлений); возникает мультипликационный эффект части дохода, которую иммигранты используют на покупку товаров и услуг |
Принимающая страна в целом проигрывает: потери рабочих в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы; отрицательное воздействие на государственный бюджет (выплаты пособий по бедности, возможная перегрузка общественных школ); возможны межнациональные конфликты; возможен рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции |
Для экспортирующей страны: выигрыш рабочих, получающих более высокую зарплату; появление дополнительных источников валютных поступлений за счет частных переводов эмигрантов; возвращение в страну «обогащенных» передовым опытом трудовых ресурсов; смягчение экономических и социальных проблем, связанных с безработицей |
Для экспортирующей страны: потери предпринимателей из-за повышения цены труда; недопоступление налоговых платежей в финансовую систему; потери эффекта от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы — «утечка умов» |
Таким образом, мы видим, что, как и
в случае с международной торговлей,
свободная международная
Также можно выделить основные тенденции мировой трудовой миграции:
1. Рост масштабов международной
трудовой миграции. На начало XXI в.
в мире насчитывалось, по
2. Разнонаправленность
потоков трудовой миграции. Это
миграция из развивающихся
3. Изменение структуры
трудовой миграции. В частности,
увеличивается доля молодежи, женщин
и детей в миграционном
4. Увеличение продолжительности
пребывания мигрантов в стране
занятости. Так, в Западной
Европе средняя
5. Формирование «черного»
рынка труда. «Черный» рынок
труда образует нелегальная
6. Расширение масштабов
участия России в
Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:
- работников, готовых за небольшую
плату выполнять тяжелую,
- рабочих редких профессий (
- специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);
- крупных бизнесменов,
Для работников обычных профессий
принимающая страна устанавливает
серьезные ограничения, используя
различные инструменты
Основными инструментами миграционной политики являются.
- качественные требования к
иностранной рабочей силе. Законодательства
всех принимающих стран
- возрастной ценз. В основном
страны-импортеры принимают
- ограничения личного характера
(требования к состоянию
- временные ограничения.
- количественное квотирование, определяющее
долю иммигрантов в
- финансовые ограничения.
- национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;
- система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);
- программы по стимулированию
реэмиграции, т. е. по
Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:
- Международная организация
- Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;
- Комиссия ООН по
- Форум мигрантов, созданный
при Комиссии ЕС, осуществляет
контроль за обустройством
Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
- реализация гражданами
- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
- обеспечение
Россия в международной
Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.
Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.
В заключение следует отметить, что
область регулирования