Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. Внутренние рынки рабочей силы одних стран являются внешними источниками пополнения армии наемного труда других государств. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.
В настоящее время в связи с перераспределением мировых производственных возможностей в развивающиеся страны, а также последствиями мирового финансового кризиса вопрос трудовой миграции становится все более актуальным, поскольку множество специалистов вынуждены сменить место жительства в поисках более высокооплачиваемой либо конкурентоспособной работой, способной обеспечить приемлемый уровень жизни.

Файлы: 1 файл

Рфт по мировой экономике.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Миграция рабочей  силы ведет к выравниванию уровней  оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем  мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования  трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда.

Экономические последствия  миграции рабочей силы для стран-импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения; рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям иммиграции относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.

Для стран —  экспортеров рабочей силы экономические  последствия выражаются в получении  дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам (табл. 1).

Таблица 1 – Последствия  международной миграции рабочей  силы

Выгоды

Потери

Принимающая страна в целом выигрывает:

выгоды предпринимателей превышают  потери рабочих; потребители покупают более дешевую продукцию и  услуги; положительное влияние на государственный бюджет (рост налоговых поступлений); возникает мультипликационный эффект части дохода, которую иммигранты используют на покупку товаров и услуг

Принимающая страна в целом проигрывает:

потери рабочих в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы;

отрицательное воздействие на государственный  бюджет (выплаты пособий по бедности, возможная перегрузка общественных школ); возможны межнациональные конфликты; возможен рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции

Для экспортирующей страны: выигрыш рабочих, получающих более высокую зарплату; появление дополнительных источников валютных поступлений за счет частных переводов эмигрантов; возвращение в страну «обогащенных» передовым опытом трудовых ресурсов; смягчение экономических и социальных проблем, связанных с безработицей

Для экспортирующей страны: потери предпринимателей из-за повышения цены труда; недопоступление налоговых платежей в финансовую систему; потери эффекта от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы — «утечка умов»


Таким образом, мы видим, что, как и  в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической  точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что обусловливает  неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

1.5 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

Также можно выделить основные тенденции мировой трудовой миграции:

1. Рост масштабов международной  трудовой миграции. На начало XXI в.  в мире насчитывалось, по разным  оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов.

2. Разнонаправленность  потоков трудовой миграции. Это  миграция из развивающихся стран  в развитые; перекрестная миграция  в рамках развитых стран; трудовая  миграция между развивающимися  странами; миграция высококвалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся страны, и наоборот. Международная миграция высококвалифицированных специалистов получила название «утечки умов». Формы «утечки умов» могут быть различными: выезд в страну занятости на постоянное место жительство, выезд за рубеж на контрактной основе.

3. Изменение структуры  трудовой миграции. В частности,  увеличивается доля молодежи, женщин  и детей в миграционном процессе. Например, доля молодежи в общем  числе мигрантов достигает 50% в Бельгии и Нидерландах. Изменяется этническая структура миграции. Это связано с тем, что возрастает доля цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. На территории принимающей страны они образуют большие общины, где живут в соответствии со своими обычаями, традициями, культурой. Нередко между коренными жителями и иммигрантами возникают конфликты на этнической и религиозной почве.

4. Увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране  занятости. Так, в Западной  Европе средняя продолжительность  пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.

5. Формирование «черного»  рынка труда. «Черный» рынок  труда образует нелегальная рабочая  сила. Это труд более дешевый,  чем легальный, поэтому он используется  с целью увеличения прибылей. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев - безработные.

6. Расширение масштабов  участия России в международной  трудовой миграции. Но в основном не российские работники едут работать за рубеж, а Россия принимает у себя иностранных работников. Иностранные рабочие чаще всего используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный район, по всей России работают иммигранты из Вьетнама, Китая, Турции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

 

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран  используют селективный подход при  регулировании иммиграции. Его смысл  заключается в том, что государство  не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

- работников, готовых за небольшую  плату выполнять тяжелую, вредную,  грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

- рабочих редких профессий (огранщики  алмазов, реставраторы картин);

- специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

- крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий  принимающая страна устанавливает  серьезные ограничения, используя  различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

- качественные требования к  иностранной рабочей силе. Законодательства  всех принимающих стран устанавливают  жесткие требования к уровню  образования и стажу работы  по специальности. Полученное  образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

- возрастной ценз. В основном  страны-импортеры принимают иностранных  рабочих 20-40 лет. Ограничивается  приток иммигрантов пожилого  возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

- ограничения личного характера  (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство  принимающих стран предъявляет  жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

- временные ограничения. Большинство  принимающих стран устанавливают  максимальные сроки пребывания  иностранных рабочих на их  территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

- количественное квотирование, определяющее  долю иммигрантов в национальной  экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна  определяет максимальное количество  иммигрантов, которое рассчитывается  на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

- финансовые ограничения. Страны-импортеры  в первую очередь принимают  иммигрантов, готовых инвестировать  в экономику принимающей страны  определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

- национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

- система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

- программы по стимулированию  реэмиграции, т. е. по возращению  иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

Для регулирования миграционных процессов  на международном уровне создано несколько организаций:

- Международная организация труда  (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

- Международная организация по  миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

- Комиссия ООН по народонаселению  располагает определенным фондом, часть которого используется  на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

- Форум мигрантов, созданный  при Комиссии ЕС, осуществляет  контроль за обустройством жизни  иммигрантов в принимающих странах.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами  российской миграционной политики являются:

- реализация гражданами Российской  Федерации прав на свободу  перемещения;

- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

- обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и  страной - импортером, и страной - экспортером  рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей  силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного  притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

В заключение следует отметить, что  область регулирования миграционной политики еще далека от совершенства, однако, государство делает большие  шаги в этом направлении. Этому  способствуют, помимо прочего, опыт зарубежных стран, а также деятельность международных организаций, занимающихся вопросами миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Международная миграция рабочей силы