Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:07, реферат
Наука организации труда появилась одновременно с появлением на земле человека, ведь под понятием труд подразумевается целесообразная деятельность человека, а его организация – это избрание последовательности действий и их распределение между людьми. Эта наука по своей значимости занимает первое место среди всех остальных наук, ведь для любой фирмы, организации, институтов, церквей, производств и т.д., решение проблем, связанных с организацией труда, занимает первостепенную важность. Ведь при малейшем изменении общества, необходима модернизация модели организации труда.
Введение
Глава 1. История и причины создания МОТ
Глава 2. Деятельность МОТ на современном этапе развития
Глава 3. Основные конвенции МОТ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наука организации труда появилась одновременно с появлением на земле человека, ведь под понятием труд подразумевается целесообразная деятельность человека, а его организация – это избрание последовательности действий и их распределение между людьми. Эта наука по своей значимости занимает первое место среди всех остальных наук, ведь для любой фирмы, организации, институтов, церквей, производств и т.д., решение проблем, связанных с организацией труда, занимает первостепенную важность. Ведь при малейшем изменении общества, необходима модернизация модели организации труда.
Главной международной организацией, осуществляющей свою деятельность в области трудовых отношений, по праву считается Международная организация труда (МОТ). Эта организация, являющаяся специализированным учреждением ООН, относится к числу первых межправительственных организаций.
Международная организация труда (МОТ) была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в апреле 1919 г. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире [3].
Уникальной была триединая структура МОТ: рабочие и предприниматели имели равное с правительством влияние на политику. Представители всех стран (по четыре от каждой страны – два от правительства, по одному от рабочих и предпринимателей) собирались на ежегодную конференцию МОТ – обычно в Женеве (Швейцария), где находилась штаб-квартира организации. Первая конференция состоялась в Вашингтоне в 1919 г. Француз Альбер Тома был избран первым генеральным директором МОТ, всего в ней было представлено 45 государств, к 1985 г. их число возросло до 151. В настоящее время МОТ насчитывает более 170 государств, объединяя при этом представителей правительств, предпринимателей и трудящихся для решения одной, общей для всех задачи – создания оптимальных условий труда и обеспечения социальной защиты граждан всех государств.
Основная задача конференции сводилась к принятию трудовых стандартов, именуемых конвенциями или рекомендациями, которые должны были составить Международный кодекс труда. Конвенции обязывали учитывать их требования в национальном законодательстве, рекомендации такой силы не имели. Необычная система влияния, практиковавшаяся в МОТ, включала комитет экспертов, которые рассматривали претензии к законоположениям стран. Результаты затем поступали на рассмотрение международной конференции.
С 1919 г. было принято 159 конвенций и 169 рекомендаций [4]. Первые конвенции, часто именуемые Великой хартией рабочего класса, касались девяти пунктов, среди них были право на справедливую оплату труда, 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя, равная оплата за равный труд мужчин и женщин, запрещение детского труда. В последующих конвенциях МОТ призывала к запрещению принудительного труда и дискриминации при трудоустройстве, к определению социальных гарантий, установлению минимального уровня зарплаты и норм техники безопасности, защите прав рабочих-иммигрантов.
Универсальная по своему характеру, МОТ зародилась на социальной почве Европы и Северной Америки XIX века. В этих двух регионах шла промышленная революция и бурный экономический рост зачастую достигался ценой тяжелейших человеческих страданий. Идея о принятии международного трудового законодательства возникла в начале XIX столетия в результате размышлений морального и экономического порядка по поводу человеческих издержек промышленной революции. Эту идею поддержали многие выдающиеся промышленники, в том числе Роберт Оуэн и Даниэль Легран, а также ряд политических деятелей и экономистов.
Изначально МОТ выдвигали три довода в пользу принятия международных трудовых норм. Первый из них, гуманитарного плана, указывал на необходимость облегчить тяжелую долю трудящихся масс. Эта инициатива исходила, однако, не от них, а от промышленного среднего класса. Организованное рабочее движение возникло лишь позже, когда в ряде стран были устранены различные препятствия для реализации права на свободу объединения. Второй довод, скорее политического плана, подчеркивал важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения. После 1969 г. МОТ продолжала развивать свои программы с учетом быстрого роста населения земного шара. В 1976 г. вступила в действие всемирная программа занятости, которая была призвана помочь развивающимся странам более эффективно использовать людские ресурсы. В помощь правительствам Азии, Африки и Латинской Америки были организованы консультации специалистов.
В целях совершенствования техники безопасности МОТ начиная с 1976 г. осуществляла программу улучшения условий труда и окружающей среды. Правительствам, организациям рабочих и предпринимателей оказывалась помощь в создании безопасных и здоровых рабочих мест. Около 700 экспертов МОТ участвовало в 500 программах технического сотрудничества в 100 государствах.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Многие вопросы в сфере труда имеют отраслевой характер, а общие проблемы, такие как последствия глобализации, гибкий график рабочего времени и т. д., могут принимать различные формы в зависимости от отраслевого контекста [1]. Отраслевая деятельность МОТ направлена на повышение способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ регулярно проводит международные отраслевые встречи, разрабатывающие рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения, практических мер государствами-членами МОТ. Она конкретизирует международные нормы применительно к правам человека, применительно к установлению стандартов регулирования трудовых отношений. В свою очередь региональные организации, ориентируясь на выработанные и применяемые ООН и Международной организации труда стандарты, разрабатывают собственные документы. Международная организация труда – это межправительственная организация, ставшая специализированным учреждением ООН. МОТ относится к числу организаций, которые наиболее последовательно занимаются вопросами прав трудящихся и регулированием трудовых отношений. Как известно, термин «права человека» непосредственно в Уставе ООН не был использован, но среди задач Международной организации труда на первое место всегда ставилась задача необходимости последовательного соблюдения прав человека в сфере труда, последовательной разработке этого вопроса, разработке концепции соблюдения прав человека в сфере труда. В настоящие время в Международную организацию труда входят сто семьдесят восемь государств.
Международные чиновники занимаются ведением статистики в рамках Международной организации труда, анализируют, обобщают отчеты государств о ратифицированных конвенциях, о мерах, которые принимаются государствами в связи с возможной ратификацией документов. Также они готовят представление для комитета экспертов, который впоследствии будет давать свою оценку деятельности организации и процедуре применения конвенций, которые в свое время были одобрены в рамках Международной организации труда. Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на Международной конференции труда, которая по-прежнему проводится ежегодно. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами-членами.
Конференция остаётся также международным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего мира. Каждое государство-член МОТ имеет право направить на Конференцию четырех делегатов, два от правительства и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться и голосовать. В период между ежегодными сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет в составе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей [4].
Секретариат МОТ, штаб-квартира, исследовательский
центр и издательство находятся в Международном
бюро труда в Женеве. Администрация и управление
осуществляются через региональные, областные
и отраслевые бюро, находящиеся более
чем в 40 странах. Деятельности Административного
совета и Бюро помогают трехсторонние
комитеты, охватывающие основные отрасли
промышленности. Она также осуществляется
при поддержке со стороны комитетов экспертов
по таким вопросам, как профессиональная
подготовка, развитие управления, техника
безопасности и охрана труда, трудовые
отношения, обучение трудящихся и специальные
проблемы, касающиеся женщин и молодых
трудящихся.
Государства-члены МОТ периодически проводят
региональные совещания для изучения
вопросов, представляющих особый интерес
для соответствующих регионов.
В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:
- развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
- создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости;
- расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех;
- укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога [3].
Эти цели достигаются следующими путями:
- разработка международных мер и программ по содействию осуществлению основных прав человека, улучшению условий труда и жизни и расширению возможностей для занятости;
- разработка международных трудовых норм (подкрепляющаяся уникальной системой контроля над их применением), которые служат в качестве руководящих принципов для национальных органов власти при реализации этих мер;
- всесторонняя программа международного технического сотрудничества, разрабатываемая и осуществляемая при активном партнерстве с учредителями в помощь странам при проведении в жизнь этих мер;
- подготовительная, учебная и издательская деятельность, способствующая реализации всех этих усилий.
Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:
- разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;
- создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;
- проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;
- вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.
Целью международно-правового регулирования труда является защита трудовых прав работников и их профессиональных организаций, улучшение условий труда и быта работников путем установления юридических и фактических гарантий этих прав.
Основными правами каждого человека являются: право на труд, право на ассоциацию, право на свободу от дискриминации в трудовых отношениях, право на свободу от принудительного труда и некоторые другие. Своё правовое закрепление эти права находят в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) [2]. В настоящий момент генеральным директором Международного бюро труда является Хуан Сомавия (Чили). Под его руководством пока еще никаких радикальных, революционных прожектов не произошло, но тем ни менее работа сейчас очень стабильна, спокойна и это внушает надежду всем представителям, которые участвуют в заседаниях. Нормы Международной организации труда в целом представляют собой выражение мирового прогрессивного опыта в трудовом праве, и при их разработке, безусловно, стремятся учесть различия в правовом регулировании трудовых отношений в странах. В качестве примера в первую очередь всегда приводят коллективные договоры и соглашения. Тексты конвенции публикуются на трех языках ООН (французский, английский и испанский), но в последнее время они переводятся на русский, арабский, китайский и немецкий языки по запросам государств. В июне 1998 года Международная конференция труда одобрила Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Возникает вопрос, в чём причина создания ещё одного документа для организации, которая уже одобрила более ста восьмидесяти конвенций и более ста девяносто рекомендаций по различным вопросам трудовых отношений? Связано это, прежде всего с тем, что в 1990-х годах произошло переосмысление роли Международной организации труда в современном мире. Специально никто не занимался публичным освещением деятельности этой организации. Для журналистов, которые пытались вникнуть в суть происходящего, как говорится, изнутри организации, это оказалось практически невозможным, так как заседания того же Административного совета ведутся на очень высоком научном уровне, рассматриваются очень специальные вопросы, которые малодоступны и малоинтересны обычным людям. А никаких специальных программ, пресс-конференций не проводилось. Поэтому возник вопрос о релевантности Международной организации труда. Нужно было каким-то образом решить этот вопрос. В связи с этими процессами возникла необходимость выработки документа, обобщающего работу МОТ по вопросам защиты прав человека в сфере труда. В течение сорока лет после окончания Второй Мировой войны Международная организация труда, как впрочем и все международные организации того времени, вела свою работу в процессе жестокого противостояния между двумя противоборствующими системами. И уже сама по себе работа с тематикой, которая важна для всех, вне зависимости от какой-то политической ориентации государства, ставила МОТ на исключительно высокий уровень мировой жизни. После окончания холодной войны все чаще стали слышны реплики о том, что деятельность Международной организации труда заслуживает того финансирования, которое государства – члены ежегодно направляют организации. В основном эти реплики шли от представителей предпринимателей, и особенно важен был голос США (их доля в годовом бюджете МОТ колеблется в районе 25%). И раз мы заговорили о цифрах, то доля нашего государства, до распада СССР составляла 10,5%, без учета Украины и Белоруссии, которые являются самостоятельными членами Международной организации труда, а в настоящее время всего 1,5%. Здесь нет никакой дискриминации, это исключительно математический подсчет.
Впервые мысль о выделении семи базовых конвенций, разработанных в рамках МОТ, возникла в докладе Генерального директора Международного бюро труда. Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений ее деятельности – создание международных стандартов [4]. Оно выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенции: №87 – о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.), №98 – о праве на организацию и коллективные переговоры (1949 г.), №122 – о политике в области занятости (1964 г.), №135 – о правах представителей трудящихся на предприятиях (1971 г.), №141 – об организациях трудящихся в сельском хозяйстве, №151 – о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (1978 г.), №153 – о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте (1979 г.), №155 – о безопасности и гигиене труда и производственной среде (1981 г.), №161 – о службах гигиены труда (1986. г.), №168 – о содействии занятости и защите от безработицы (1988 г.), №171 – о ночном труде (1990 г.) и некоторые др. Особенно важно, что основные права трудящихся вытекают из основных прав человека. Поэтому соблюдение основных прав трудящихся никак не связано ни с экономическим уровнем развития страны, ни с уровнем заработной платы в стране, ни с производительностью труда. В конвенциях провозглашалась основная цель, говорящая о том, что экономический прогресс должен сопровождаться прогрессом социальным. Не могу не заметить, что в 1996 году, когда состоялся Сингапурский раунд ВТО одной из его тем, была тема «Связь труда и торговли», то есть социальные вопросы в контексте глобализации экономики. Важно отметить, что эксперты Международной организации труда принимали активнейшее участие в работе этого раунда.
Механизм контроля, прежде всего, включает в себя деятельность комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Комитет экспертов состоит из авторитетных юристов различных государств, которые персонально назначаются Административным советом. Механизм контроля включает в себя и рассмотрение жалоб на нарушение государствами обязательств по соблюдению международных трудовых норм. Жалобы могут быть двух основных видов:
Во-первых, это так называемые представления, которые могут подаваться профсоюзами, либо представителями предпринимателей. Фактически это жалобы на государства, которые не соблюдают те обязательства, которые приняли на себя, ратифицировав те или иные конвенции. Представление рассматривается в трёхстороннем комитете, который специально каждый раз создается при Административном совете. Любое государство-член может направить жалобу против другого государства-члена Международной организации труда, которое, по мнению государства-жалобщика не соблюдает ту или иную конвенцию, которая была в свое время ратифицирована этими двумя государствами. Жалобы подаются в комитет по расследованию, который создается на паритетной основе и действует при Административном совете. Он может запрашивать специальные доказательства, заслуживать свидетелей. По результатам заседания дается оценка деятельности государства-члена и законодательства, которое принято в этом государстве. В том случае, если результаты спорны, государство хочет оспорить результат работы комиссии по расследованию, то выводы могут быть обжалованы в Международный суд ООН, чьё решение является окончательным.