Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:03, курсовая работа
Цель исследования - на основе изучения и обобщения теоретического материала исследовать понятие международной передачи новых технологий, а также опыт деятельности и развитие передачи новых технологий в России и за рубежом.
Объект исследования – передача международных новых технологий.
Предмет исследования – механизмы и формы как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе международной передачи новых технологий.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Особенности мирового рынка новых технологий…………………..4
Международный обмен технологиями…………………………………4
Механизмы международного обмена технологиями…………………9
Формы передачи международных технологий…………………………14
Глава 2. Особенности передачи новых технологий…………………………23
2.1. Опыт деятельности различных стран в международной передаче технологий……………………………………………………………………..23
2.2. Россия и международный рынок технологий…………………………..25
2.3. Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности…………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………35
Международная статистика показывает, что в большинстве стран мира число зарегистрированных патентов, используемых нерезидентами, значительно превышает число патентов, используемых резидентами. Чем выше уровень экономического развития страны, тем выше суммарное число используемых в отраслях народного хозяйства патентов.
Японская система защиты прав на интеллектуальную собственность имеет ряд особенностей. Так, самая высокая в мире стоимость патентования (70 – 80 тыс. долл. США), а также сроки, необходимые для регистрации патента, способствуют осуществлению японскими субъектами контроля над внутренним рынком. Следствием проводимой в Японии в области промышленной собственности политики является тот факт, что на иностранных заявителей приходится только около 4 % общего числа выдаваемых в Японии патентов.
В Японии проводится активная
политика в принудительном лицензировании,
т. е. оказывается помощь местным
компаниям в приобретении запатентованных
разработок других, в том числе
иностранных фирм, а также оказывается
содействие субъектам в выработке
стратегии зарубежного
Торговля интеллектуальной
собственностью является приоритетной
частью внешней торговли США, а поступления
в американскую казну от экспорта
патентов и лицензий соизмеримы с
долей текстильной или табачной
отраслей промышленности в ВНП. Во внешнеторговых
операциях с новыми технологиями
в США преобладает
Особая сила патентов проявляется
в деятельности крупных фирм, когда
взаимное использование патентов и
лицензий становится основой создания
многих международных альянсов, союзов,
корпораций. В результате на долю транснациональных
корпораций приходится основная часть
объектов интеллектуальной промышленной
собственности и операций с ними.
Так, в последние годы вложения ряда
фирм в научные исследования и
конструкторские разработки достигают
сумм, сопоставимых с валовым внутренним
продуктом отдельных
Практика показывает, что изобретения, созданные в процессе исследовательских, конструкторских работ, патентуются прежде всего в государствах предполагаемого канала экспорта, сбыта продукции, в которой в той или иной форме используются новые технологии, а также в странах, где уровень технологического развития соответствующей отрасли наиболее высок. Это не только обеспечивает устойчивое положение товаров на рынках сбыта, но и позволяет влиять на ведущие предприятия, производящие конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.
В США действует выверенный механизм продажи за рубежом наукоемкой продукции, согласно которому это становится возможным только после комплексного изучения всех аспектов предполагаемой сделки, обеспечения патентования, защиты использованной в экспортном товаре новых технологий в стране-импортере.
В целях обеспечения
Это касается стран, которые
нарушают права американских субъектов
на указанную собственность. Анализ
патентно-лицензионной политики ряда
ведущих стран позволяет
2.2. Россия и международный рынок технологий
Отсутствие в России развитой системы передачи технологий сегодня приводит к невостребованности результатов научной и научно-технической деятельности, в результате чего в государственный бюджет не возвращаются средства, израсходованные на научные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В будущем же такое положение вещей может привести к тому, что из-за морально устаревшей или неразвитой индустриальной базы товары и услуги массового спроса будут иметь очень низкое качество, затраты производства не будут окупаться, станет проблематичным экспорт.
Теоретически существуют два подхода для решения этой проблемы.
1. Приобретение
лицензий и ноу-хау на
Плюсы такого подхода
– отработанные на практике технологии,
отвечающий мировым стандартам контроль
качества, большие маркетинговые
преимущества, возможности для создания
совместных предприятий по принципу
стратегических технологических альянсов,
перспективы получения
В этом случае Россия может превратиться в страну «второго технологического уровня». К их числу можно отнести Корею, Малайзию, Таиланд и пр. Благодаря наличию в этих странах конкурентных преимуществ (дешевая рабочая сила, удачное географическое положение), а также стабильной и прогнозируемой политической ситуации, либеральному валютно-финансовому и налоговому режиму, они исключительно привлекательны для осуществления инвестиций, создания массовых производств потребительских товаров для среднего класса – электроники, бытовой техники, полупроводников, автомобилей и т.д.
Данные страны придерживаются стратегии «догоняющего развития», однако отсутствие мощной научной и исследовательской индустрии позволяет говорить о «вечно догоняющем развитии».
2. Использование
собственного научно-
В связи с этим,
заслуживает внимания и изучения
сложившаяся в большинстве
Один из ее центральных
элементов – постоянно
Такой подход является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
Некоторые основные причины низкой эффективности международной передачи новых технологий в России заключаются в следующем.
Отсюда вытекает необходимость разработки специальных схем управления инновационным процессом применительно к условиям переходной экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие между приватизированными промышленными предприятиями и находящимися в госсекторе научными учреждениями. Именно здесь может пригодиться зарубежный опыт в области организации передачи технологий.
Необходимой предпосылкой для успешного использования этого опыта является создание соответствующей инновационной инфраструктуры, а именно:
Хотя в настоящее время создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоемкой продукции составляет исчезающе малую величину в 0,3…0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран.
Осуществить
коммерциализацию науки невозможно
ни силами ученых, ни даже силами крупных
компаний. В формировании соответствующей
институциональной среды
Можно выделить несколько проблем, тормозящих развитие рынка коммерциализации технологий в России и требующих эффективного решения:
1.
Неразвитость российского
В
условиях высоких рисков большинство
российских компаний-посредников
2.
Устойчивое недоверие к
Разработчики опасаются потерять контроль над процессом реализации своей разработки и предпочитают заниматься трансфертом самостоятельно.
Устойчивость
этого стереотипа поведения закрепляется,
с одной стороны, опасением разработчиков
зря затратить деньги, а с другой
- представлением, что при наличии
финансовых средств вопросы патентования
можно решить самим, а главная
проблема - поиск заказчика. Разработчики
подозревают посредников в
3.
Государственным научно-
Решение
этих и других проблем возможно только
при комплексном подходе