Международная торговля и ее роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей я ставлю перед собой разобрать понятие международной торговли, рассмотреть факторы, определяющие ее необходимость, понять и показать равновесие на мировом рынке, понять особенности этого же мирового рынка. Также, хочу рассмотреть роль международной торговли в развитии национальной экономики. Это очень важно потому, что правильное понимание международной экономики ведет к более эффективному функционированию производства в целом. Для этого приведу в пример много графиков, которые помогут лучше понять мною раскрываемую тему. В заключении к курсовой работе будут подведены некоторые итоги, будут сделаны выводы по изучаемому вопросу.

Содержание работы

1. Введение
2. Международная торговля и мировой рынок
2.1. Факторы, определяющие необходимость международной
торговли
2.2. Равновесие на мировом рынке
2.3. Особенности современного мирового рынка
3. Общее равновесие в международной торговли
3.1. Равновесие в закрытой экономике
3.2. Равновесие в малой открытой экономике
3.3. Выигрыш от торговли
3.4. Модель общего равновесия международной торговли
4. Роль международной торговли в развитии национальной
экономики
5. Внешнеэкономическая деятельность в Украине
5.1 Виды внешнеэкономической деятельности.
5.2 Украина и СНГ.
6. Вывод

Файлы: 1 файл

Макроэкономика - Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль международной торговли в развитии национальной

    экономики

      Сейчас ни одна в мире страна не может обойтись без внешней торговли. С помощью внешней торговли национальная экономика взаимодействует с хозяйствами других стран. В тоже время она есть главным каналом, с помощью которого мировой рынок через посредников интернациональной стоимости, мировых цен влияет на национальное производство, провозглашая конкурентные технико-экономические параметры производства, уровень издержек, стандарты качества, критерии эффективности. Мировая торговля есть двигателем производства как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом, поскольку она обеспечивает более рациональное использование материальных и человеческих ресурсов на всех уровнях хозяйствования. Мировое производство, как и производство отдельных стран и регионов, на протяжении последних 30 лет стало все больше зависеть от внешней торговли.

      Международная торговля есть важным способом сбалансированности между производственными возможностями и большинством потребителей, позволяет получить продукты, в которых чувствуется дефицит, и реализовать излишек, который не «впитывается» внутренним рынком. Тем самым международная торговля дает возможность достичь высшего уровня удовлетворения потребностей для населения каждой из стран, которые занимаются торговлей.

      Все страны зависят от международной торговли. Но мера зависимости есть разной. Она обозначается как отношение стоимости международной торговли (экспорт и импорт) к внутреннему национальному продукту:

Дзал = ((Е + І)/ВНП)*100

      Для небольших развитых стран  (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания) этот показатель выравнивается значением  от 40% до 90%.

      Для больших развитых стран (Германия, Англия, Франция) – от 25% до 35%. Для США и Японии – приблизительно 11%.

      Для стран, что развиваются, зависимость от международной торговли велика. Включение этих стран в международный и мировой раздел труда должно ориентироваться на взаимозависимость у международной торговли.

      Хотя за общим объемом операций в системе мировых хозяйственных связей международная торговля последнее время потеряла главное место, ее объем и значение увеличивается. Экономисты говорят о взрывном характере мировой торговли. Так, у 90-х годах 20 ст. объем международной торговли увеличился на 6% за год. За последние 30 лет мировая торговля набрала более высоких темпов у 2000 году. За оценками Мирового банка, объем мирового товарообмена увеличился на 12,5%. В абсолютных цифрах объем международной торговли становит приблизительно 8 трлн долларов США. Такое ускорение мировой торговли связано с усилением процесса либерализации международных отношений, повышением цен на сырье, усилением спроса на промышленные товары, часть которых в совокупном объеме мирового экспорта достигает 70%. Быстрые темпы расширения мировой торговли влияют на экономику стран, что развиваются, стимулируя их экспорт [3, с.49-51].

 

 

 

 

 

 

 

5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ

5.1 Виды внешнеэкономической  деятельности.

      Виды внешнеэкономической деятельности, осуществляемые на Украине, определены Законом «О внешнеэкономической деятельности». К ним относятся:

  • экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
  • оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других, не запрещенных законами Украины;
  • оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;
  • научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
  • кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;
  • совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории Украины и за ее пределами;
  • предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
  • организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту;
  • товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
  • арендные, в том числе лизинговые операции;
  • операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
  • работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
  • другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законами Украины.

      Приведенный в Законе «О внешнеэкономической деятельности» перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще.

 

 

5.2 Украина  и СНГ. 

      В перспективе на ближайшие 10-15 лет ключевое значение для Украины будут иметь экономические отношения со странами СНГ, которые в 1993 году подписали соглашение о создании Экономического союза (Украина является его ассоциированным членом). Главными целями Экономического союза являются: формирование условий стабильного развития экономик стран-участниц; поэтапное создание общего (совместного) экономического пространства на основе рыночных отношений; обеспечение равных возможностей для всех хозяйственных субъектов; реализация совместных экономических проектов. Договоренности стран в рамках Экономического союза СНГ ориентированны на поэтапное обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако следует отметить, что особое место во внешнеэкономической политике Украины в отношении стран СНГ занимает Россия. Таможенная статистика фиксирует неприятную тенденцию - в первые шесть месяцев 1997 года импорт украинских товаров в Россию составил $1,761 млрд., что на 40,3% меньше, чем в аналогичный период 1996 года. Экспорт российских товаров в Украину в течение первых шести месяцев 1997 года составил $4,251 млрд., что на 8,5% ниже, чем в 1996 году. Отрицательное сальдо баланса торговли товарами в течение этого периода выросло на $795 млн. И составило $2,489 млрд. Благодаря высокой доле услуг в суммарном экспорте общее сальдо внешнеторгового оборота оказалось меньше - $1,037 млрд. Тем не менее, по сравнению с первыми шестью месяцами 1996 года, рост отрицательного сальдо оказался почти шестикратным - тогда эта величина составляла $176,6 млн.

 

      Резкое падение импорта украинских товаров в Россию началось с августа 1996 года, когда вышел печально известный Указ президента Российской Федерации №1216 «Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Этим документом было введено с 1 сентября 1996 года взимание НДС с импортируемых в Россию украинских товаров. В последствии срок был перенесен на 1 октября. С этого дня украинский товарный экспорт в Россию упал почти в полтора раза.

      Следует заметить, что российский импорт в Украину снизился в гораздо меньшей мере, что объяснимо различиями в структуре товарных потоков. Как известно, около 90% товаров, ввозимых из России в Украину, приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты. А вот в структуре экспорта товаров и услуг из Украины в Россию собственно услуги и работы составляют около 47%, причем основная их доля приходится на транзит нефти и газа. Правда, за это надо сказать «спасибо» географии и «лично Леониду Ильичу», некогда давшему добро на строительство целого пучка экспортных газопроводов. Структура экспорта украинских товаров в Россию выглядит так: 15% - металлургическая продукция; 14,3% - машиностроительная; 13% - продовольствие; 5,5% - химические товары, что довольно таки не плохо. Удельный вес этих товаров в российском импорте в Украину составляет соответственно 4,2%; 9%; 0,3% и 4,5%. На долю российских энергоносителей приходится 73,8% импорта. Введя НДС на импортируемые из Украины товары (как принято в торговле со странами «дальнего зарубежья»), Россия не начала возврат НДС при экспорте товаров в Украину. Таким образом, Украина подвергается жестокой и беспрецедентной дискриминации. Описанные диспропорции в структуре экспорта и импорта привели к тому, что сложившаяся в России система взимания НДС при товарообороте с Украиной наибольший ущерб нанесла последней. Как известно, практика взимания НДС с импортируемых товаров является общепринятой, тогда как не возврат НДС при экспорте является сугубо изобретением СНГ. Поэтому, не настаивая на отмене «импортного» НДС, Украина уже год сражается за отмену Россией НДС «экспортного». Правда не следует думать, что отмена взимания НДС с российских энергоносителей вызовет удешевление последних. Скорее, дело закончится повышением прибылей газо- и нефтеэкспортеров, поскольку цена продаж в обоих случаях ориентируется на соответствующие мировые цены. Во время визита в Украину в мае 1997 года президент Российской Федерации Борис Ельцин был «удивлен» дискриминацией украинских братьев и пообещал разобраться в происходящем. Все к тому и шло: практически одновременно с визитом Бориса Ельцина во время второго заседания смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству был подписан протокол, в котором соответствующим ведомствам обеих сторон было поручено до 1 сентября 1997 года завершить рассмотрение проблем унификации налогообложения товаров, поставляемых из Украины в Россию, а также в обратном направлении. В протоколе не было указано конкретных сроков решения данной проблемы - возможно потому, что соответствующие поступления в размере $1,4 млрд. от обложения НДС российского экспорта российский Минфин уже учел в доходных статьях федерального бюджета. По-видимому, именно по этой причине протокольное поручение осталось на бумаге - отмена «экспортного» НДС при вывозе российских товаров в Украину до 1 января 1998 года невозможна. Ударный эффект от введения Россией «импортного» НДС на украинские товары был усилен тем обстоятельством, что себестоимость украинских товаров уже достигла такого уровня, что добавление еще 20% (10% - для продовольствия) делает их неконкурентоспособными. Иногда виноваты и сами украинские продавцы, задирающие цены «до небес». Кроме того, сыграл свою роль и психологический фактор: редкий продавец рискнет заключать даже краткосрочный контракт, зная, что вот-вот изменятся правила игры. Для отчаянной смелости нужно иметь одно из двух: или мощное властное прикрытие, или ценовой зазор изрядных размеров. Но о последнем уже года три продавцам остается только мечтать. Наиболее жесткий удар был нанесен по группе товаров традиционного украинского экспорта: зерну и зернопродуктам, сахару, растительному маслу, пищевому спирту, водке, пневматическим шинам, ферросплавам, прокату, авиадвигателям, электротрансформаторам и некоторым иным видам машиностроительной продукции. Правда, производство ряда «пострадавших» товаров в Украине в первом полугодии 1997 года сократилось, так что снижение их экспорта в Россию можно отнести и на счет общего экономического спада. Но если вспомнить, что в Украине хоть сколько-нибудь дышат именно отрасли ориентированные на экспорт, то причины и следствия выстроятся в правильной последовательности. Впрочем, кроме проигравших, есть и победители экспортного соревнования. К ним относятся: мясные консервы и колбасы (с $18,8 млн. до $46,2 млн.); фармацевтическая продукция (с $14,9 млн. до $17,4 млн.); литые чугунные трубы (с $220,1 млн. до $273,7 млн.); изделия из бумаги (с $27,7 млн. до $31,9 млн.). И это свидетельствует о том, что некоторые ниши на российском рынке украинским товарам «импортный» НДС закрыть все же не сумел. И возможность экспортировать свои товары в Россию, хотя бы потенциальная, еще существует. К сожалению, украинские предприятия не располагают инвестиционными ресурсами, значит, не могут рассчитывать на снижение производственных издержек. Между тем износ основных фондов украинских предприятий продолжается, а стало быть, текущие затраты будут расти, а качество - падать. Собственной программы поддержки экспорта в Украине не существует, а рассчитывать на приток инвестиций в отрасли ориентированные на экспорт, не сырьевого характера, опрометчиво - вряд ли найдутся желающие взращивать конкурентов. Итак, по всем признакам, между Украиной и Россией полыхает торговая война. Эскалация напряженности пока не достигла критической отметки, хотя дело к этому идет стремительными шагами. Практически закрыта дорога для импорта украинских спирта и водки. Вопреки соглашению о режиме свободной торговли введена таможенная пошлина на украинский сахар размером в 25%. Правда, на межправительственном уровне есть договоренность о поставках в Россию 600 тыс. тонн украинского сахара на льготных условиях (без уплаты НДС), но она зависла в воздухе. На подходе продукция черной металлургии, а также пресловутые электролампочки, в отношении которых Россия уже предпринимала в прошлом году расследование, к счастью, неудавшееся. В Москве всерьез ведутся разговоры о введении защитных мер в отношении импорта электронных контрольно-кассовых аппаратов. Причем все перечисленное предпринимается, как правило, с нарушением не только международных обязательств России, на и ее внутреннего законодательства. В 1998 году российские эксперты прогнозируют стабилизацию и начало экономического роста в собственной стране, поэтому помощь международных финансовых организаций Москве будет нужна во все меньшей степени. Стало быть, единственная реальная сдерживающая сила, усмирявшая Россию, окажется не у дел. Вступление России во Всемирную торговую организацию (WTO) может урезонить соседей, но пока это произойдет, будет немало дров наломано. Защитные акции украинской стороны до сей поры выглядели чрезвычайно деликатно.       Единственной громкой мерой оказалось введение запрета на импорт автомобилей, лишенных каталитических нейтрализаторов выхлопа, вскоре отмененное. В экономической сфере в данном случае тоже не все аргументы исчерпаны: пока украинское присутствие на российском товарном рынке сохраняется, Москва может не опасаться чрезмерно резкого тона Киева на переговорах по поводу условий транзита газа в Европу. Выталкивая украинские товары со своего рынка, Россия жестко стимулирует украинских экспортеров к поиску новых сфер приложения своих интересов, а одновременно и диверсификации украинской внешней торговли. Правда, такая принудительная диверсификация обходится Украине дорого. Совершенно очевидно, что новые рынки сбыта не позволяют украинским экспортерам достичь прежней рентабельности (иначе были бы уже освоены). Тем не менее, украинские товары, столь не ласково принимаемые в России, все активнее продвигаются в иных направлениях. Доля российского направления в украинском экспорте товаров снизилась с 41,6% в первые шесть месяцев 1996 года до 27,5% в аналогичный период 1997 года. Увы, но даже такая резкая переориентация товарных потоков не смогла компенсировать потерянные на российском рынке позиции: прирост экспорта в дальнее зарубежье ($619,8 млн.) почти вдвое отстал от снижения экспорта товаров в Россию ($1191 млн.). Некоторый рост экспорта товаров отмечен и в торговле со странами ранее входившими в СССР: с Белоруссией - на $136,1 млн. (положительное сальдо в $248,6 млн.); с Молдавией - на $24,4 млн. ($96,8 млн.); с Таджикистаном - на $36,6 млн. ($44,6 млн.); с Узбекистаном - на $8,1 млн. ($41,5 млн.). Анализ показывает, что в целом отрицательное сальдо внешнеторгового оборота Украины в первом полугодии 1997 года даже уменьшилось. Однако радоваться рано - тенденция падения экспорта украинских товаров в Россию все еще не преодолена. Слишком бурный рост украинского экспорта в прочие страны может вызвать в ближайшем будущем не слишком приятные последствия - антидемпинговые расследования, которые способны так же бурно этот экспорт обрушить. Таким образом, лихорадочно перегруппировывая свои товарные потоки, Украина создает новые очаги торговых конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Международная экономика: Учебник. А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. М.:

    Высш. шк., 2002. – 336с.; ил.

2. Задоя А.А., Петруня Ю.Е., Макроэкономика: Учебник. – 2-е издание., стер.

    - К.: О-во «Знання», КОО, 2006. – 368с. – (Высшее образование 21 века)

3. Козак Ю.Г., Лук’яненко Д.Г., Макогон Ю.В., Міжнародна єкономіка: 

    Навчальний посібник. – Вид. 2-ге. – К.: Центр навчальної літератури, 2004.

    - 672с.

4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное

    пособие. М.: Маркетинг, 1999.

5. Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 1999.

6. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.:

    Прогресс, 1992 С.173.

 


Информация о работе Международная торговля и ее роль в развитии национальной экономики