Международная торговля и вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей.

Содержание работы

Введение 3
Международная торговля и мировой рынок 3
Внешняя торговля России 8
Итоги внешней торговли России за 2011 г. 9
Всемирная торговая организация 11
Россия в ВТО 14
Плюсы присоединения России к ВТО 14
Минусы присоединения России к ВТО 15
Президент В.В.Путин о вступлении России в ВТО 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 47.36 Кб (Скачать файл)

Отрицать логические ожидания здравомыслящей западной элиты глупо, и основной целью запуска нашей  страны в ВТО является закупка  сырья у партнера по ВТО, торговые споры с которым можно будет  решать в международном арбитраже  или других специальных органах (расположенных идеологически в  США).

Европа помнит традиционный январский сериал «по перекрытию газовой трубы на границе России и Украины», да и россияне трепещут при виде Миллера, перекрывающего трубу  капиталистам. Чувство гордости переполняет  за Газпром в эти дни, и в  середине года мы все безропотно получаем «путинские» +15% к счету за газ, электричество, водопровод и т.д.

Итоги внешней торговли России за 2011 г.

 

Положительное сальдо внешней  торговли России за 2011 год составило 210,7 млрд. долларов США, что на 25,3% выше показателя 2010 года, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС).

Внешнеторговый оборот России составил рекордные 821,3 млрд. долларов США, по сравнению с 2010 годом он возрос на 31,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 698,8 млрд. долларов (рост на 30,7%),  а со странами – членами СНГ - 122,5 млрд. долларов (рост на 34,2%).

Положительное сальдо торгового  баланса России со странами дальнего зарубежья составило 176,8 млрд. долларов (рост на 36,5 млрд. долларов), а со странами СНГ — 34 млрд. долларов (рост на 6,1 млрд. долларов).

Экспорт России за 2011год  также достиг рекордных (за всю историю!) 516 млрд. долларов США,  по сравнению с 2010 годом он увеличился на 30%,  в том числе в страны дальнего зарубежья - 437,8 млрд. долларов (рост на 29,7%),  а в страны СНГ — 78,2 млрд. долларов (рост на 31,3%).

Импорт в Россию из-за рубежа в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов, что на 33,4% выше уровня 2010 года.

Импорт товаров из стран  дальнего зарубежья составил 261 млрд. долларов (рост на 32,4%),  а из стран СНГ - 44,3 млрд. долларов (рост на 39,6%).

Федеральная таможенная служба отмечает, что увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению  с 2010 годом было полностью обусловлено  ростом средних цен экспортируемых из России товаров.

Индекс средних цен  экспорта за этот период составил 132,9%, а индекс его физического объема — 97,8%.

Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья как и в прежние годы составили топливно - энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил аж 72,6% (в 2010 году - 70,8%).

В товарной структуре импорта  из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходился 51% (в 2010 году - 47%).

На долю 27 стран Евросоюза  в 2011 году приходилось 48% российского  товарооборота, на страны СНГ - 14,9%, на страны ЕврАзЭС - 7,9%, а на страны Азиатско – Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) - 23,9%.

Доля стран недавно  созданного Таможенного союза в  российском товарообороте в 2011 году составила 7,1%.

Лидирующими торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были:

Китай, товарооборот с которым  составил 83,5 млрд. долларов США (рост на 40,8%),

Германия — 71,8 млрд. долларов (37,2%),

Нидерланды — 68,5 млрд. долларов (17,2%),

Италия — 46 млрд. долларов (22,6%),

Турция — 31,8 млрд. долларов (26,3%),

США — 31,2 млрд. долларов (33,3%),

Япония — 29,7 млрд. долларов (28,7%),

Франция — 28,1 млрд. долларов (25,2%),

Польша — 28 млрд. долларов (35%%),

Южная Корея — 25 млрд. долларов (40,9%). 
 

Всемирная торговая организация

 

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО,  наблюдение за торговой политикой членов ВТО,  разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление  национального режима (НР) товарам  и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования  количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых  споров путем консультаций и  переговоров и т.д.

Членами ВТО являются 156 государств. В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

С 22 августа 2012 года Россия стала  полноправным членом ВТО.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство  стран-наблюдателей находятся на различных  стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными документами:

- доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав  и обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров;

- список обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства;

- перечень специфических  обязательств по услугам и  Список изъятий из РНБ (режим  наибольшего благоприятствования);

- протокол о присоединении,  юридически оформляющий достигнутые  договоренности на двух- и многостороннем  уровнях.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства и практики регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью правового  пакета документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган  ВТО -  Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются  послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом  организации является Секретариат  ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за  соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса). Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами. Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Россия в ВТО

 

Российская Федерация – неотъемлемая часть мирового сообщества. Определяя индивидуальный путь экономического и политического развития, наша страна, тем не менее, не может оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов. Современный мир диктует свои условия, и любое государство вправе решать, принимать их или нет. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития. 
 
Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом. 
 
Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Плюсы присоединения  России к ВТО

 

  1. Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.
  2. Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.
  3. Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).
  4. Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.
  5. Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
  6. Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.
  7. Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже).
  8. Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).
  9. Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
  10. Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения  России к ВТО

 

  1. Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.
  2. Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).
  3. Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)
  4. Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга. 

Информация о работе Международная торговля и вступление России в ВТО