Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:30, реферат

Описание работы

Международные хозяйственные связи во второй половине прошлого века превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. Конечно, степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой. Однако сама система мирохозяйственных отношений претерпела столь значительные изменения, что включенные в нее государства во многом вынуждены придерживаться диктуемых ею «правил игры».

Файлы: 1 файл

Реферат_межд эк торг.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

    Международные хозяйственные связи во второй половине прошлого века превратились в важный инструмент эффективного распределения  ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. Конечно, степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой. Однако сама система мирохозяйственных отношений претерпела столь значительные изменения, что включенные в нее государства во многом вынуждены придерживаться диктуемых ею «правил игры».

    Республика  Беларусь в своем развитии ориентируется  на модернизацию экономики с учетом современных мировых тенденций  и многовекторной направленности внешнеэкономической деятельности. Расширение внешней торговли является важнейшим фактором экономического роста и повышения благосостояния граждан страны.

    Вместе  с тем стратегия внешнеэкономического развития Республики Беларусь на первую четверть XXI века не может быть сформирована без полного учета факторов глобальной интеграции, которые все больше оказывают решающее влияние на жизнь государства. Поэтому необходимо дальнейшее укрепление национальной экономики, для чего внутренняя и внешняя стратегия развития Беларуси должны быть глобально ориентированными – конкурентоспособными и эффективными, с позиций противодействия новым разрушающим влияниям глобализации, и прагматичными – с точки зрения использования новых возможностей и преимуществ, которые они приносят. Шансы устойчивого роста появятся только тогда, когда процессы глобализации и глобальных трансформаций станут главными факторами влияния на внутреннюю жизнь страны.

    Как показывает мировой опыт стратегия, основанная на традиционном индустриальном характере развития, является неэффективной. Интеграция государства в мировое хозяйство требует осознания необходимости изменения в поведении государства, его субъектов хозяйствования и граждан, стремления к широкомасштабному сотрудничеству и международному разделению труда. Внешнеэкономическая деятельность должна строиться на активной интеграции Беларуси в глобальное пространство с использованием информационных, интеллектуальных ресурсов и имеющегося научно-технического потенциала для получения максимальной прибыли.  

Анализ  структуры и динамики внешнеэкономических  связей Республики Беларусь  

    Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги, которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу.

    Важнейшими  экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров, а также платежный баланс страны.

    Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

    По  размерам территории (207,6 тыс. км2) Республика Беларусь находится на шестом месте среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана) и 13-м - среди европейских государств.

    Занимая в мире по территории 0,15%, по численности  населения 0,17%, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы - 8 %, минеральные удобрения - 3, в том числе калийные - 14; химические волокна и нити - 1,3; холодильники и морозильники - 1,2; масло животное - 0,9 %. Доля Беларуси в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно - 6,4 %; картофель - 2,8; молоко - 0,9; мясо в убойном весе - 0,3; сахарная свекла - 0,6 % .

    По  удельному весу экспорта товаров  и услуг в ВВП Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану.

    Роль  и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это, прежде всего:

    - выгодное экономико-географическое  положение;

    - развитая система транспортных  коммуникаций и производственная  инфраструктура в целом;

    - многоотраслевой промышленный комплекс;

    - созданный научный и инновационный  потенциал;

    - достаточно мощная строительная  база;

    - значительные лесные и водные  ресурсы, наличие ряда важных  полезных ископаемых (калийных и  каменных солей, сырья для производства  строительных материалов и др.);

    - высокий общеобразовательный уровень  населения и сложившаяся система  подготовки специалистов;

    - многовекторные внешнеэкономические  связи, способствующие расширению  внешних рынков.

    Республика  Беларусь имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами.

    Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающих их внешнеэкономические связи.

    Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 160 км/ч.

    Белорусская железная дорога сотрудничает с железными  дорогами России, Польши, Германии, Литвы  в реализации ряда проектов по организации  перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки.

    Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую  транспортную сеть является ее сотрудничество с международными транспортными организациями: Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, Межправительственная организация сотрудничества железных дорог (МОСЖД), Международный союз железных дорог (МСЖД), Форум Трейн Европ, Координационный совет по транссибирским перевозкам.

    Все возрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском  рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. Автомобильная  дорога М-1/Е-30 Брест - Минск - граница  Российской Федерации является участком Критского коридора II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Он определен Европейским союзом как приоритетный среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом.

    По  территории страны проходит водный путь международного значения Буг - Припять - Днепр - Черное море, по которому перевозятся различные грузы, в том числе на экспорт.

    Особое  значение во внешнеэкономической деятельности имеет трубопроводный транспорт, включающий газопроводы и нефтепроводы с  ответвлениями, которые связывают  Беларусь с Россией, Украиной, Литвой и Польшей, западноевропейскими странами.

    Для реализации внешнеэкономического потенциала Беларуси необходимо более эффективно использовать возможности авиатранспорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэродром совместного базирования, которые имеют статус международных: два в Минске и по одному в каждом областном центре.

    Национальная  компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IАТА. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания выполняет  регулярные рейсы более чем в 30 городов СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию. «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями.

    В товарной структуре экспорта Беларуси наибольшей удельный вес имеет продукция  машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции  черной металлургии, легкой, пищевой лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.

    На  долю продукции машиностроительного  комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический  потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Например, Минский тракторный завод десятилетиями выпускал в основном один тип колесного пропашного трактора в нескольких модификациях (известные марки МТЗ 50/52, МТЗ 80/82). В настоящее время количество моделей исчисляется десятками.

    Только  за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

    Помимо  производственных фондов Беларусь располагает  достаточно многочисленной и квалифицированной  рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Это повышает внешнеэкономический потенциал страны в конкурентной борьбе на мировых рынках.

    В отдельных отраслях промышленного  комплекса страны имеются уникальные передовые технологии, которые опираются  на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабильным спросом на мировом рынке пользуются интегральные микросхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл».

    Республика  Беларусь экспортирует свыше 90 % производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлокорда, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов (табл.2.2). Страна удерживает 7-8 мирового рынка тракторов и 10-15% - рынка большегрузных самосвалов.

    Созданные на базе Старобинского месторождения  калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14 % мирового производства калийных удобрений. Потребителями  продукции являются 54 страны мира. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны.

    В последние годы внешнеэкономический  потенциал Беларуси укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995 г. до 15,9 % в 2009 г.

    Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды»  за счет предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше половины экспорта всех видов услуг .  

 

     1.3 Внешняя торговля  товарами в январе-июле 2011 г. 

    Экспорт и импорт товаров. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июль 2011 г. составил 48,2 млрд. долларов, в том числе экспорт – 21,9 млрд. долларов, импорт – 26,3 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-июлем 2010 г. из расчета в текущих ценах увеличился на 65%, или на 8,6 млрд. долларов, импорта – на 50,1%, или на 8,8 млрд. долларов.

    В январе-июле 2011 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4 317,8 млн. долларов, в июле – положительное в размере 167,4 млн. долларов. За январь-июль 2010 г. величина отрицательного сальдо составляла 4 199 млн. долларов.

Информация о работе Международная торговля