Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:30, реферат
Международные хозяйственные связи во второй половине прошлого века превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. Конечно, степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой. Однако сама система мирохозяйственных отношений претерпела столь значительные изменения, что включенные в нее государства во многом вынуждены придерживаться диктуемых ею «правил игры».
ВВЕДЕНИЕ
Международные хозяйственные связи во второй половине прошлого века превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. Конечно, степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются прежде всего уровнем развития и спецификой ее народного хозяйства, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой. Однако сама система мирохозяйственных отношений претерпела столь значительные изменения, что включенные в нее государства во многом вынуждены придерживаться диктуемых ею «правил игры».
Республика Беларусь в своем развитии ориентируется на модернизацию экономики с учетом современных мировых тенденций и многовекторной направленности внешнеэкономической деятельности. Расширение внешней торговли является важнейшим фактором экономического роста и повышения благосостояния граждан страны.
Вместе
с тем стратегия
Как
показывает мировой опыт стратегия,
основанная на традиционном индустриальном
характере развития, является неэффективной.
Интеграция государства в мировое хозяйство
требует осознания необходимости изменения
в поведении государства, его субъектов
хозяйствования и граждан, стремления
к широкомасштабному сотрудничеству и
международному разделению труда. Внешнеэкономическая
деятельность должна строиться на активной
интеграции Беларуси в глобальное пространство
с использованием информационных, интеллектуальных
ресурсов и имеющегося научно-технического
потенциала для получения максимальной
прибыли.
Анализ
структуры и динамики
внешнеэкономических
связей Республики Беларусь
Внешнеэкономический
потенциал страны определяется наличием
природных ресурсов, созданным производственным
и научно-техническим
Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров, а также платежный баланс страны.
Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.
По размерам территории (207,6 тыс. км2) Республика Беларусь находится на шестом месте среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана) и 13-м - среди европейских государств.
Занимая в мире по территории 0,15%, по численности населения 0,17%, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы - 8 %, минеральные удобрения - 3, в том числе калийные - 14; химические волокна и нити - 1,3; холодильники и морозильники - 1,2; масло животное - 0,9 %. Доля Беларуси в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно - 6,4 %; картофель - 2,8; молоко - 0,9; мясо в убойном весе - 0,3; сахарная свекла - 0,6 % .
По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это, прежде всего:
-
выгодное экономико-
-
развитая система транспортных
коммуникаций и
- многоотраслевой промышленный комплекс;
-
созданный научный и
-
достаточно мощная
-
значительные лесные и водные
ресурсы, наличие ряда важных
полезных ископаемых (калийных и
каменных солей, сырья для
-
высокий общеобразовательный
-
многовекторные
Республика
Беларусь имеет благоприятное экономико-
Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающих их внешнеэкономические связи.
Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 160 км/ч.
Белорусская железная дорога сотрудничает с железными дорогами России, Польши, Германии, Литвы в реализации ряда проектов по организации перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки.
Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую транспортную сеть является ее сотрудничество с международными транспортными организациями: Совет по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, Межправительственная организация сотрудничества железных дорог (МОСЖД), Международный союз железных дорог (МСЖД), Форум Трейн Европ, Координационный совет по транссибирским перевозкам.
Все возрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест - Минск - граница Российской Федерации является участком Критского коридора II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Он определен Европейским союзом как приоритетный среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом.
По территории страны проходит водный путь международного значения Буг - Припять - Днепр - Черное море, по которому перевозятся различные грузы, в том числе на экспорт.
Особое
значение во внешнеэкономической
Для реализации внешнеэкономического потенциала Беларуси необходимо более эффективно использовать возможности авиатранспорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэродром совместного базирования, которые имеют статус международных: два в Минске и по одному в каждом областном центре.
Национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IАТА. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания выполняет регулярные рейсы более чем в 30 городов СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию. «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями.
В
товарной структуре экспорта Беларуси
наибольшей удельный вес имеет продукция
машиностроения, нефтеперерабатывающей,
химической и нефтехимической
На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Например, Минский тракторный завод десятилетиями выпускал в основном один тип колесного пропашного трактора в нескольких модификациях (известные марки МТЗ 50/52, МТЗ 80/82). В настоящее время количество моделей исчисляется десятками.
Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Помимо производственных фондов Беларусь располагает достаточно многочисленной и квалифицированной рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Это повышает внешнеэкономический потенциал страны в конкурентной борьбе на мировых рынках.
В отдельных отраслях промышленного комплекса страны имеются уникальные передовые технологии, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабильным спросом на мировом рынке пользуются интегральные микросхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл».
Республика Беларусь экспортирует свыше 90 % производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлокорда, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов (табл.2.2). Страна удерживает 7-8 мирового рынка тракторов и 10-15% - рынка большегрузных самосвалов.
Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14 % мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются 54 страны мира. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны.
В последние годы внешнеэкономический потенциал Беларуси укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995 г. до 15,9 % в 2009 г.
Пользуясь
своим географическим положением, Беларусь
ежегодно получает солидные «дивиденды»
за счет предоставления транспортных
услуг, на долю которых приходится свыше
половины экспорта всех видов услуг .
1.3 Внешняя торговля
товарами в январе-июле 2011
г.
Экспорт и импорт товаров. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июль 2011 г. составил 48,2 млрд. долларов, в том числе экспорт – 21,9 млрд. долларов, импорт – 26,3 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-июлем 2010 г. из расчета в текущих ценах увеличился на 65%, или на 8,6 млрд. долларов, импорта – на 50,1%, или на 8,8 млрд. долларов.
В январе-июле 2011 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4 317,8 млн. долларов, в июле – положительное в размере 167,4 млн. долларов. За январь-июль 2010 г. величина отрицательного сальдо составляла 4 199 млн. долларов.